Бостонское чаепитие - Дальневосточная республика

Японские автомобили - объединенный форум
Drom.ru - японские автомобили
Продажа авто | Каталог | Отзывы | Вопросы и ответы

Объединенный - Выбор и приобретение - Общие вопросы - Гараж - Страхование - Музыка в авто - Правовой - GT
Toyota - Nissan - Mitsubishi - Honda - Mazda - Subaru - Suzuki - Isuzu - Daihatsu - Грузовики и спецтехника - Барахолка (продам) - Барахолка (куплю)

Перейти на новый Форум Японские автомобили

 Список форумов  |  Японские автомобили - объединенный форум  |  Поиск 
 Бостонское чаепитие - Дальневосточная республика
Автор: MIG-29 (---.vladivostok.com)
Дата:   давно

Сначала по первому пункту...

16 декабря 1773 года прошло так называемое "Бостонское чаепитие".i В тот день группа колонистов из 60 человек, переодетые в наряды индейцев, пробрались в трюмы трех кораблей, принадлежавших Британской Ост-Индской компании, которые стояли на якоре в бухте Бостона и выбросили в море 342 мешка с чаем. Это полуночное мероприятие, вошедшее в историю как бостонской чаепитие, было проявлением протеста американских колоний против Акта британского парламента 1773 года, по которому Ост-Индской компании предоставлялось право монопольной торговли чаем в Америке по заниженным таможенным пошлинам.

Когда три торговых корабля - "Dartmouth", "Eleanor" и "Beaver" - прибыли в гавань Бостона, колонисты потребовали возвратить товар обратно в Британию. Однако губернатор Массачусеттса Томас Хатчинсон отказался пойти на такой шаг, лидер патриотической партии "Сыны свободы" Самьюэль Адамс организовал этот саботаж. Общая масса чая, оказавшегося в море, составляла около пяти тонн и стоила около 18 тысяч фунтов стерлингов.

Бостонской чаепитие стало началом открытой борьбы колонистов против британских властей. Ещё в 1767 году британский парламент принял ряд законов, которые значительно ухудшали положение экономики колоний. Это была демонстрация власти Британии, которая позволяла себе решать вопросы колоний без их одобрения. Бостонские купцы, несмотря на монополию английских товаров, продолжали работать с голландскими поставщиками. Акт 1773 значительно ударил по их материальному положению.

В Нью-Йорке, Филадельфии и Чарльстоне решение британского парламента было проигнорировано либо отменено, однако в Бостоне оно вступило в силу. После бостонского чаепития Парламент Британии провел ряд актов, ужесточивших регулирование американской торговли. Что же касается Бостона, то его морской порт был закрыт до тех пор, пока стоимость чая не будет возмещена компании.


Теперь собственно о ДВР.

Дальневосточная республика — явление уникальное в истории послереволюционной России, тщательно скрываемое от широкой публичности, от нашего с вами пристального внимания. Всё, что её касается, тщательно закрывается. Я не могу сказать, что это действие осознано, оно скорее инерционное или инстинктивное.

Нам необходимо будет сделать небольшой экскурс к началу первой мировой войны, к революции и к Гражданской войне на Дальнем Востоке, чтобы понять ту конфигурацию, при которой возникла Дальневосточная республика, в которой она функционировала, и в которую закладывала основы процессов, имеющих продолжение в будущем.

К началу первой мировой войны, после 1910 года, Владивосток начал резко развиваться, предпринимательское сообщество стало выходить на высокий уровень. Приморская область и Владивосток в частности участвовали в знаменитой выставке 1899 года в Хабаровске, возникали мощнейшие иностранные конкурирующие между собой торговые диаспоры, нескольких банков: Русско-Азиатский, Дальневосточный коммерческий. Развивалось пароходство добровольческого флота, появились возможности реинвестирования заработанного капитала, т.е. начался рост промышленного производства во Владивостоке, возникновение Дальзавода из пароходных мастерских, железнодорожного депо, особенно после строительства Транссибирской железной дороги. Все это давало реальную возможность для города занять лидирующее положение не только на Дальнем Востоке, но и во всей азиатской России.

Однако уже с конца 1912 года отмечается тенденция вывоза капитала из Владивостока. Основное направление — Гонконг, Япония, Америка. Я склонен полагать, что уровень развития дальневосточного предпринимательского сообщества шагнул заметно дальше, чем то же самое сообщество в Сибири. Вровень с Владивостоком реально стояли только Москва, Петербург и Одесса, то есть те города, которые имели прямые выходы на международное торговое пространство. Это создавало проблемы для дальневосточных предпринимателей в самом начале зарождения этого процесса. Имеется в виду иностранная конкуренция, прежде всего таких монстров, как "Кунст и Альбертс", торговых компаний "Сумидзуки", "Фушима", товарищества "Пак и сыновья", которое держало здесь весь прибрежный каботаж. Все это создавало условия того, что выживал самый опытный, самый умелый и толковый предприниматель. Именно во Владивостоке взаимодействие между предпринимательскими сообществами наметилось в наибольшей степени.

В двух шагах от того места, где мы с вами находимся, в 1912 году стояло неприметное здание, в котором была открыта первая русско-китайская школа (Николаевская), названная в честь императора Николая II. В ней китайских и русских детишек из купеческих семей обучали одни и те же преподаватели основам бизнеса, китайскому и русскому языку, юриспруденции, бухгалтерии, психологии, торговому делу. Таких школ собирались открыть больше десятка по всему краю. В Уссурийске были открыты школы для корейских детишек, которых готовили в качестве торговых агентов для проникновения на внешние рынки. Очень интенсивно развивалось сотрудничество с японской диаспорой, но японцы сюда попали уже достаточно поздно, в 90-х годах XIX века. До этого они попадали в основном, как сезонные рабочие на рыбную ловлю. Это было продиктовано началом строительства железной дороги, тем, что сюда перевели Сибирскую флотилию на зимние квартиры, и встал вопрос о её обслуживании. Практически вся сфера обслуживания Владивостока была японской: из 37 прачечных 36 было японских, из 19 парикмахерских 18 японских, из 20 часовых мастерских 16 японских. Вас может удивить такое большое количество часов. С одного крейсера первого ранга в ремонт сдавали в год до 42 часовых механизмов. То есть рынок был достаточно большой.

Что касается китайцев, то они к началу XX века создали здесь настолько мощную корпорацию, что она была непробиваема ни извне, ни изнутри. Сложилась особая социальная группа, которую я рискну назвать русскими китайцами. Их особенности были в том, что они имели очень тесную связь со своей исторической родиной, которая практически никогда не прерывалась.

Таким образом, Владивосток к началу первой мировой войны начинал превращаться в некую структуру, которая развилась поступательно и интенсивно. Общий уровень развития предпринимательства в стране стал не устраивать местное предпринимательское сообщество, они уже не шагнули выше, уже участвовали в международном бизнесе и прекрасно понимали, что любая попытка затормозить этот процесс извне приведет к его внутреннему развалу.

Именно этой причиной я могу объяснить то, что с начала 1912 года, с первой Балканской войны, предвестника первой мировой, из Владивостока начали вывозить деньги, в основном, в Америку. Точечным подтверждением этой версии служит то, что практически все инженерные кадры, которые попали в эмиграцию, собрались в Америке примерно к 1929 году полностью. Небольшое количество осталось во Франции, но они не могли составлять им конкуренцию, а все остальные собрались здесь под какие-то реальные финансы, деньги и т.д. и т.д. Я полагаю, что это деньги, которые перебазировали отсюда туда. В частности, Сикорский, знаменитый создатель вертолетов, собирал всю русскую инженерную элиту в США, имел на это возможности, но не раскрывал их источник.

Начало первой мировой войны, 1914 год, Владивосток воспринял, как возможность заработать на военных поставках. Владивостокский порт сразу резко увеличил нагрузку по оборотам с Америкой, Японией, Китаем. В городе появились достаточно большие финансовые средства, началось строительство домов, появились новые предприятия, в том числе мелкие, и к началу революции в городе сложилось достаточно много свободных финансовых средств.

Советская власть на Дальнем Востоке была провозглашена через месяц после победы в Петрограде. Причем нельзя сказать, что она вызывала яростное либо одобрение, либо противостояние. По большому счету, к концу правления Николая II он уже не пользовался никаким авторитетом, был очень плохим монархом, не думал о своей стране, не умел предвидеть, считать. Гражданская война началась здесь с того, что в апреле 1918 года в бухте Золотой Рог американцы, японцы и французы одновременно высадили десантные отряды. Перед которыми якобы стояла задача защиты имущества стран Антанты, которое скопилось во Владивостоке и которое нужно было уберечь от разграблений. Лет 10 назад был показан фильм "Владивосток, 1918 год", где ясно и четко показана цель противопоставления реальной власти победившего пролетариата тому, что могло возникнуть во Владивостоке, а оккупационные силы могли договориться между собой и создать здесь свой прецедент власти. Председателем совдепа был назначен совсем молодой парень Константин Суханов, которому было предоставлено право абсолютной власти на территории города Владивостока. Эта власть продержалась очень недолго, потому что уже в июле 1918 года на колоссальном расстоянии от Урала до Владивостока вспыхнуло восстание чехословацкого корпуса. Вы о нем слышали?

Реплика: Да.

Кутузов: Что это?

Бурилина: Два полка чехословацких солдат отправили с района боевых действийI .

Кутузов: Верно. Разоружать их не надо было, потому что они военнопленные. Во-вторых, их было две дивизии, корпус, то есть примерно 9 полков. После наступления Брестского мира, а все чехи были подданными австрийской короны, их надо было вернуть, т.е. война заканчивается разменом пленных. Французы сказали: "Мы перевезем, но из Владивостока", поэтому транспортные французские корабли стояли в ожидании этого чехословацкого корпуса почти месяц. А восстание корпуса, которое вспыхнуло одновременно по всей стране, было явно заранее спланировано и очень хорошо подготовленоII . В результате вся территория советской России оказалась разорванной на клочки. На этих территориях немедленно прошли антисоветские выступления, которые и создали прецедент того, что называется гражданской войной. Причем, она возникла потому, что большевики воевали против эсеров и меньшевиков, т.е. те, кто совершил революцию, в конечном счете, передрались между собой, а белогвардейцы этим только воспользовалисьIII .

После мятежа чехословацкого корпуса, в начале июня 1918 года из Манчжурии в Приморский край вторглись казачьи части атамана Калмыкова, главная задача которого была блокировать город Никольск-Уссурийск, разорвать Транссибирскую магистраль и заблокировать Владивосток. Атаман Калмыков был бездарным военачальником, но был очень популярен среди казаков, храбр, достаточно бездумен и очень жесток в своем поведении. Возник Гродековский фронт, который пытался удержать части Калмыкова. Получалось неплохо. В ноябре 1918 года в Омске произошел переворот, который поставил во главе всего белого движения нового верховного правителя России — адмирала Александра Васильевича Колчака.

Адмирал он был, безусловно, великолепный, лучший минер российского флота того времени, специалист по минной войне, писавший учебники, полярный исследователь. Политик он был никакой, поскольку не понял с самого начала, что в политике важнее всего идея, которая овладевает массами. Он идею не подал, массы его не поняли. Мало того, он попытался возродить идею единой неделимой России, в которой земля принадлежала тем, кому принадлежала, а всю власть будет решать учредительное собрание. После того, как большевики раздали землю тем, кто хотел ее обрабатывать, эта идея была уже не приемлема. Результат — вся Сибирь взбунтовалась, в Забайкалье появился человек, который выступил яростным оппонентом адмиралу Колчаку — атаман Григорий Михайлович Семенов, за спиной которого стояли японцы.

Японцы прекрасно понимали колониальный статус Сибири и замыслили создание на ее территории государства, во главе которого намеривались поставить именно Семенова, человека, который якобы освобождает колонии (Сибирь и Дальний Восток) от ненавистной метрополии (России). Он был политически грамотнее,, чем адмирал Колчак, хотя Академии не заканчивал, а офицерский чин выслужил в бою. Он сразу понял, что для того, чтобы удержать большие массы народа в повиновении, одной жестокости мало, нужна идея, которую он дал. Он сказал, что здесь нужно создать самостоятельное государство, которое само будет определять перспективы своего развития, ориентируясь при этом на Монголию, Японию и Китай. Семенов был первым, кто заявил: "Русские — азиаты! Нам нечего делать за Уралом. Нам здесь хорошо, и именно здесь мы должны жить, создавать государство и стремиться к дальнейшему процветанию". Однако возникло противостояние, во-первых, с местными демократически избранными органами власти в Забайкалье, во-вторых, из-за псевдодемократических казачьих традиций, которые попытались возродить, которых на самом-то деле в Забайкалье никогда в жизни не было, и быть не могло.

В конечном счете, атаман Семенов и Колчак пришли к прямому противостоянию вплоть до того, что каждый воевал против каждого. Результатом стало то, что от обоих стали уходить люди, фронт начал разваливаться. В конце 1919 года Колчак в Иркутске был разгромлен, в начале 1920 года он был расстрелян. К этому времени гражданская война на европейской России, на Урале и в Средней Азии подошла к концу. Основные силы интервентов были разгромлены или заперты в Крыму. Реальную угрозу европейской России представляла только Польша. Если бы одновременно наступление Польши на Москву и Японии с территории, которую она в одно время оккупировала (чуть не до Благовещенска), начались с двух сторон, вряд ли советская власть смогла бы удержаться. Кроме того, чтобы поддерживать колоссальную Красную Армию, было произведено несколько продовольственных реквизиций. Деревня умирала от голода, там не оставалось ничего: выметали все, что было, чтобы держать столь многочисленную Красную Армию. В результате — многочисленные крестьянские бунты, которые пылали по всей стране.

Возникла необходимость в 1920 году каким-то образом создать временную передышку, чтобы, во-первых, собраться с силами, во-вторых, попытаться выйти на международное признание, что было очень важно, и, наконец, попытаться на перспективу закрепить ту территорию, которая сейчас будет якобы в совместном управленииIV . Парадокс ситуации состоял в том, что большевистское правительство точно также заботилось о сохранении российской колонии, как и "царские сатрапы". Китайскую Восточную Железную Дорогу они тоже видели, как собственную колонию, и Сибирь, и Дальний Восток они выпускать не хотели ни при каких обстоятельствах, прекрасно понимая, что ресурсные возможности этих территорий для перспектив развития страны имеет колоссальное значение. В 1920 году, когда с Колчаком было покончено, но Семенов еще не был выбит из Забайкалья, в городе Верхнеудинске, нынешний Улан-Удэ, были собраны представители от всех органов местного самоуправления Восточной Сибири и Дальнего Востока с тем, чтобы создать новую страну, республику, которая была названа Дальневосточной республикой. Во главе ее встал Александр Михайлович Краснощеков. Я рекомендую вам обратиться к справочнику "Энциклопедический справочник Приморья", в котором даются биографии всех выдающихся деятелей того времени. Это довольно любопытная фигура. Уже одно место его рождения говорит о многом: еврейское местечко Чернобыль Переяславского повета Киевской губернии.

Вопрос: Из Чернобыля?

Кутузов: Да. Он эмигрировал в Америку, там учился, окончил Чикагский университет по специальности "экономика и юриспруденция", довольно длительное время работал в американских профсоюзах, т.е. имел опыт публичной политики. Он прибыл во Владивосток в 1918 году, стал большевиком, но по всему, что он делал, оставался типичным социал-демократом, в том числе, будучи руководителем Дальневосточной Республики. Именно ему в 1920 году выпала возможность и необходимость возглавить это формирование. После того, как выбили атамана Семенова из Читы, столица Республики перебазировалась туда.

При создании Дальневосточной Республики было написано несколько очень важных документов, значение которых сохраняется до сегодняшнего дня. Прежде всего, следует отметить: НЭП, т.е. свобода частного предпринимательства, накопления и перемещения капитала была записана в конституции ДВР. В Конституции Российской Федерации этого права не было. Экономическая концепция, которая была положена в основе строительства ДВР, звучала так: рыночные отношения и госкапитализм в полном объеме.

В бюджете была целая куча расходных статей: социалка, оборона, экономика, коммерческий риск, на которой подсчитывают, кто что наизрасходовал, причем этот риск государство вкладывает в то или иное направление деятельности, где явно есть перспектива получения прибыли. Например, государственный капитализм в Германии создал такую фирму, которая называется "Народный автомобиль". Здесь предполагалось, что значительная часть ресурсов, имеемых в составе ДВР, будут давать финансовые средства, которые будут задействованы на ее развитие и становление.

В территорию Дальневосточной Республики вошла вся Приморская область, до Чукотки и территория вдоль Транссибирской железнодорожной магистрали до Читы. Вам ничего не напоминает эта конфигурация? Это не Дальневосточный Федеральный округ?

Реплика: Да.

Реплика: А Якутия еще?

Кутузов: Давайте рассмотрим, что здесь были за ресурсы к тому времени.

Реплика: Рыба и лес, золото.

Кутузов: Золото — раз, транспорт — два. Транссиб — магистраль, которая работала всю гражданскую войну без перерывов. Плюс КВЖД.

Вопрос: То есть транспорт здесь был лучше, чем в центральной части Сибири?

Кутузов: Во-первых, Дальневосточная Республика — это часть большой Сибири, причем значительная. Очень серьезный ресурс — это лес, стройматериалы и рабочая сила, потому что приток китайцев оставался очень высоким. Еще один момент, который создатели ДВР планировали к исполнению, — это выход в Тихоокеанский регион. Должен вам сказать, что самый большой интерес к существованию Дальневосточная Республика проявили отнюдь не Япония и не Китай, а США. Окончивший чикагский университет Краснощеков четко знал, что именно американская модель экономического развития даст возможность вывести из прорыва эту колоссальную территорию. В основе американской либеральной экономической модели лежит инициатива частного предпринимательства.

Предполагалась свобода предпринимательства, торговли и внешнеэкономической деятельности. С 1901 года, а потом и с 1909 года на короткое время Порто-франко была восстановлена, весь Владивосток жил одной мечтой: восстановление зоны свободной торговли, открытие города для иностранных капиталов, реинвестиций, мощнейших финансовых оборотов, которые могли бы здесь осуществляться. Идея о создании на базе Владивостока второго Гонконга присутствовала и поддерживалась. Во время гражданской войны здесь собирался последний в России Земский собор, т.е. собрание всех мыслящих людей России, которые должны были бы наметить перспективы развития для всей страны.

Даже на этом Земском соборе вопрос об открытии Владивостока стоял как принципиально важный, потому что не видели другого способа получения денег на то, чтобы вывести экономику из сложившегося положения, рассчитывали только на иностранный капитал. Второй момент: предполагалось создание смешанных предприятий и коммерческих банков, частная аренда земли. Она заключается на очень долгий срок: 99 лет плюс 1 день. Речь шла о том, чтобы арендные отношения на земле сделать источником получения денег под залог, т.е. то, что сейчас пытаются назвать ипотекой. Одной из важнейших задач, которую ставили землеустроители ДВР, состояла в том, чтобы при составлении земельного контракта четко разделить земли на землеперспективные застройки, индивидуальные застройки, городской застройки, сельскохозяйственного назначения и т.д. При этом земли военного назначения из оборота изымались, т.е., например, во Владивостоке могла быть задействована для развития территория не больше, чем 30% от его площади, потому что всеми землями владела военное морское ведомство и Владивостокская крепость, что порождало серьезные проблемы в самом городе еще до революции.

Речь шла о введении подоходно-имущественного налога и о золотом денежном обращении. Подоходно-имущественный налог — это примерно то же самое, что позже во Франции ввел Жорж Помпиду, т.е. ты платишь деньги не от имущества, а от дохода. Если город открывают, делают его Порто-франко, то без конвертируемой валюты он не просуществует, придется создавать то же самое, что создали в Гонконге, когда вводили гонконгский доллар, отличающийся от общей китайской валюты. Речь шла о концессии. Остап Бендер говорил: "Чего не сделаешь на благо концессии". Они с Кисой Воробьяниновым были концессионерами. Киса продал свою идею, поскольку не мог ее реализовать сам. В экономическом развитии Дальнего Востока предполагалось то же самое.

Если все объемы промышленных, природных ресурсов Сибири и Дальнего Востока разделить на количество людей, здесь живущих, то на одного человека получится колоссальная цифра (около 400 тысяч долларов). Но он освоить это не может. Для того чтобы это было освоено, нужно найти того, кто сможет это сделать, т.е. предоставить это имущество в какую-то концессию. На Дальнем Востоке, например, была концессия Бриннера в Дальнегорске, который взял государственные недра во временное пользование, погасил все задолженности по налогам, вывел их из прорыва, получил прибыль, с которой заплатил налоги. Бриннер в этом смысле был очень мудрый человек, потому что хорошо знал, куда лез. Цинковые и свинцовые руды, которые он там нашел, конечно, имеют колоссальное значение и имели тогда. Мир готовился к войне и цинк, и свинец нужны были. Но в данном случае речь шла о лесной, рыбной, золотой и транспортной концессиях. Какую транспортную магистраль ДВР могла дать в концессию с наибольшей для себя выгодой?

Реплика: Транссиб.

Кутузов: КВЖД. Транссиб весь в составе ДВР не находится, а КВЖД начинается в Чите, заканчивается во Владивостоке, т.е. они могли занять очень хитрое положение. Мне пришла на память любопытная байка. Приехал еврейский портной в маленькое местечко, повесил у себя вывеску "Здесь живет, работает лучший портной в Европе". Приехал его конкурент через неделю, повесил на соседней мастерской "Здесь работает лучший портной в мире". Появляется маленький одессит Любович, говорит: "Я тоже хочу здесь шить штаны". Ему говорят: "Ты что, с ума сошел, куда ж ты денешься против такой рекламы". Он говорит: "Я повешу лучше". И повесил: "Здесь работает лучший портной на этой улице". Мы попадали как раз в такое же положение. Там может быть еще 20 магистралей, но наша становится самой выгодной на этой улице.

Должен вам сказать, что идея с концессией КВЖД до ума доведена не была, но уже были созданы соответствующие структуры, которые могли эту функцию осуществить. Беда была лишь в том, что совершенно не учитывались интересы Китая. С 1929 года по 1934 год до оккупации Манчжурии Японией конфликты на КВЖД были непрерывными, осуществлялось нападение на наше консульство в Харбине. Социальная политика КВЖД сводилась к следующему: социальная справедливость обеспечивается обществом и государством, реализация социальной политики на основании привлечения государства, корпоративного частного капитала, общественной частной благотворительности, социальное страхование за счет работодателей. ДВР предполагала очень сильные профсоюзы, сказывался опыт Краснощекова. Профсоюз выступал единственным посредником при заключении договора нанимателя и работника, был гарантом права рабочих на осуществление забастовок.

Речь шла о профсоюзе как промышленной партии, которая создавала условия конкуренции работадатель-наниматель-работник-производитель и финансист. Формирование гражданских обществ за счет компромисса договоренностей наступало неизбежно, или страна разваливалась. Политический строй ДВР — это конструирование демократического правового государства, политической формой которого стала конституция 1921 года. Основной закон зафиксировал общественный договор между личностью и государством, значит, предоставил право управления, правосудия, надзора и контроля государственным органам. В основе конституции лежало все-таки не общественное, не государственное, а личностное право.

На кого могла делать основной упор Советская власть после гражданской войны, как на силу собственной поддержки? На беднейшее крестьянство, не забываете Владимира Ильича Ленина. А на Дальнем Востоке кто-нибудь из этих структур что-нибудь серьезное представлял?

Реплика: Нет.

Кутузов: На кого можно было сделать основной упор здесь?

Реплика: На производителя.

Реплика: На купечество.

Кутузов: На предпринимательство, на людей, которые зарабатывали деньги тем или иным усилием по той или иной существующей предпринимательской схеме. Огромное количество людей, которые сюда прибывали, могли заниматься только двумя видами деятельности: либо предпринимательством, либо государственной службой. Предпринимательская основа развития территории была настолько проявлена и настолько очевидна, что другого направления не видели. Это было закреплено в конституции. Правовая основа скорее выражает волю народа и базируется на дозах нового и дореволюционного законодательства. Это было еще одним очень специфическим ходом ДВР, повторений не имевшим.

При составлении Уложения Законов Дальневосточной Республики начали с того, что подняли свод законов Российской Империи, извлекая из него то, что может быть полезным. Вы знаете, что лежит в основе современной Французской конституции?

Реплика: Естественное право.

Кутузов: Кодекс Наполеона.

Реплика: А он базируется на естественном праве.

Кутузов: Узурпатора, врага революции, подавившего ее и ставшего императором. Он написал прекрасные законы, которые работали и работают до сих пор. Парадокс состоит в том, что попытка преломить эти законы к новым обстоятельствам не предпринималась. "Мы наш, мы новый мир построим, все сметено могучим ураганом, все будет по-новому".

Разрыв правового поля — вещь опасная, в государственном строительстве — опасная втройне. Потому что наработанные отношения "государство — личность — общество" принимают некую форму, которая не может быть разрушена в одночасье. Она продолжает существовать достаточно долго, при этом, если сегодня ее существование становится антизаконным, то, подавляя существование этих отношений, мы подавляем перспективу развития этой общественной субстанции, тех же предпринимателей. Они не видят, куда дальше. То, что завтра, вчера было можно, сегодня уже нельзя, потому что это не соответствует закону.

Приведу еще один пример из нашей совершенно недавней истории. Вы наверняка помните то, что называлось кооперативным движением. Какая задача ставилась перед этим государственным ходом?

Реплика: Развитие экономики.

Кутузов: Нужно было сокращать нерентабельное производство, создавать рабочие места для тех, кто будет высвобождаться. Предполагалось, что они создадут их себе сами. Но существующая казуистика бухгалтерии, налогообложения, финансовой дисциплины привела к тому, что в кооперативном движении заняли лидирующее место те, кого при советской власти судили за экономические преступления. Те, кто вчера сидел в тюрьме, сегодня за это получал деньги. Полный перелом идеологии. И в силу этого обстоятельства бизнесмены и бандиты, как говорит Щедровицкий, до сих пор в общественном сознании мало разделимы.

Здесь этого стремились избежать с самого начала. Дальневосточная Республика предполагала все формы землевладения: частное, общинное, арендное, государственное казенное и т.д. Предполагалось создание специального земельного банка, который финансировал бы развитие структуры земельных отношений. Большие деньги, которые скапливаются на развитие определенной территории, должны быть вложены в конкретную личность, которая осуществляет какую-то программу по ее развитию. Где гарантия того, что эти деньги не будут израсходовать впустую?

Полторы недели назад был я у одного предпринимателя в Кневичах. Он вырастил восемнадцать тонн тыквы. Куда деть?

Реплика: Кашу сварить.

Реплика: Японцам продать.

Кутузов: Ему нужно было землю осушить, т.е. убрать оттуда все лишнее. Но парадокс состоит в том, что нет посредника между тем, что он сделал и тем, что туда было вложено. А в ДВР институт посредников играл решающую роль. При заключении договора на обработку земли, немедленно заключался договор на реализацию. И никуда не денешься.

Вопрос: А если кто-нибудь не заключал?

Кутузов: Ищи частного спонсора.

Ход был очень грамотный. Вы же помните, что там была прописана концепция свободы внешней торговли. Государство, таким образом, четко получало все выходы налогооблагаемой деятельности в собственные руки.

Реплика: Это хорошо государству.

Кутузов: А как он без государства эту землю поднимет?

Я согласен, что, накопив какие-то деньги, обработчик земли скажет государству: "Спасибо, родное. Иди, сам займусь". Государство говорит: "Нет проблем, но тогда и продавать сам будешь". Договорились. Я не могу сказать, что это был полный либерализм, как в Америке, но это была очень грамотно продуманная политика. При Корфе, при съезде следующих людей, при ДВР эта идея каким-то образом могла бы быть воплощена, но ее подавляли самым жестоким способом. Причина, как мне кажется, только одна — реальная конкуренция экономики и реальное поступательное движение в возможном развитии.

История дальневосточного предпринимательства ДВР довольно интересна. К 1922 году на этой территории скопилось колоссальное количество самых разнородных сил. В Приморском крае — большое количество белогвардейских войск, до 20 тысяч. На территории ДВР все еще продолжали оставаться японские интервенты, которые в 1920 году предприняли очередные попытки захвата территории вплоть до Николаевска-на-Амуре, были многократно биты, но, тем не менее, здесь шла война. И для того, чтобы осуществлять внутреннюю политику, нужна была народно-революционная армия, которую и создавали как часть Красной армии, хотя она базировалась де-факто на территории другого государства.

Все руководство ДВР было большевистским, и вся деятельность управления осуществлялась через Дальбюро РКП (б) Российской Коммунистической Партии Большевиков. Иными словами, существуя как государство, действовать, как государство ДВР не могла.

Я к теме "Дальневосточная Республика" подходил очень долго, искал материал, что было совсем не просто, многие из них закрыты по сей день, дорваться до них, в частности в Читинских архивах, не представляется возможным, хотя не понятно почему.

Исторический опыт ДВР.

Первое: наличие концепции демократического правового государства (когда право личности приоритетно).

Второе: принятие конституции учредительным собранием. Т.е. съезд народных депутатов, который в Советском Союзе прошел в каком году?

Реплика: Если в 1922 году был Советский Союз, то...

Кутузов: В 1989.

Вопрос: Съезд народных депутатов?

Вопрос: Последний?

Кутузов: Да. Он же и первый. А в ДВР Учредительное собрание принимало конституцию еще в 1921 году. Причем оно избиралось от количества населения всей области, т.е. точно так же как народные депутаты в РСФСР гораздо позже.

И, наконец третье: курс на создание смешанной экономики. В чем состоит преимущество смешанной экономики перед государственной? Возможность привлечения инвестиций извне, возможность разработки имеемых природных ресурсов и человеческого капитала, интеграция в мировые экономические системы.

Американцы проявляли к этому колоссальный интерес. Они видели ДВР, как плацдарм свободы экономического действия в Азии — то, с чем не справились англичане во время всех опиумных войн. Они не захватили территории, с которых могли бы осуществлять экспансию, американцы предполагали, что с помощью ДВР это получится. Историк Генри Локфорд сказал, что если бы ДВР просуществовала хотя бы десять лет, великой депрессии бы в США не было никогда, потому что они знали бы куда, за счет чего поправить свои экономические проблемы.

Вопрос: Почему тогда Штаты не признали?

Кутузов: Кого?

Реплика: ДВР.

Кутузов: А ее не успел никто признать.

Реплика: Но они же приехали на конференцию ...

Кутузов: Но там не стояло вопроса о признании.

Реплика: Её вообще там не восприняли как делегацию.

Кутузов: По той простой причине, что она была Советской. Ее восприняли после того, как Генуэзская конференция признала Российскую Федерацию.

И, наконец, последние: экономический опыт ДВР состоит в том, что здесь имела место преемственность законодательства. Больше в России, к сожалению, такой преемственности не было нигде. Перспективы развития этой страны уже в Конституции просматривались достаточно ясно. Остров свободного предпринимательства, место, куда привлекались наиболее действующие, думающие, перспективно развивающиеся предпринимательские структуры и сообщества, достаточно богатая территория с точки зрения имеемых ресурсов, с точки зрения привлекаемых средств — перспектива очень хорошая. Но советская модель государства такой свободы явно допустить не могла. После того, как на Генуэзской конференции Российская Федерация была признана, подписала договор с Германией "Об экономическом сотрудничестве", стало понятно, что рано или поздно японцам придется уйти с Дальнего Востока и буферная республика, каковой являлась ДВР с точки зрения Российской Федерации, перестает существовать. В 1922 году, когда это стало понятно, белогвардейцы предприняли вместе с японцами интенсивное наступление на Российскую Федерацию, внутри самой ДВР возник военный конфликт, когда части японцев и белогвардейцев с Приморья через Спасск взяли Хабаровск и двинулись дальше. Они дошли до маленькой станции Волочаевка, где были встречены войсками Народно-Революционной Армии, разбиты, и с февраля до октября 1922 года интенсивно вытеснялись за пределы Дальнего Востока и Приморского края. Окончательный разгром белогвардейцев и японцев наступил 25 октября 1922 года. Владивосток был взят, на что последовала знаменитая фраза Владимира Ильича Ленина: "Владивосток далеко, но город это нашенский".

В ноябре 1922 года в Чите на Учредительном собрании правительства ДВР была ликвидирована. Член Дальбюро ЦК РКП (б) Яков Давыдович Янсон высказался относительно сути буфера достаточно ясно: "Пора кончать игру в демократию". Практически все кадры, которые участвовали в развитии ДВР ушли за кордон, очень многие в Китай, в Харбин, в Америку, многие были репрессированы. Естественно, что сам Краснощеков дальше 1937 года прожить не мог. Он был репрессирован, расстрелян и реабилитирован посмертно.

Почему об этом так мало знают? Я хочу предложить вам тему "Дальневосточная республика — миф или реальность".

Реплика: Мог возникнуть прецедент, потому что эта территория потребовала самостоятельности.

Кутузов: А что в этом плохого?

Реплика: Страна не хотела.

Кутузов: Никаких гарантий в том, что она потом бы отделилась.

Вопрос: Она смогла бы?

Реплика: Столько ресурсов здесь, это все бы действовало. А так никаких доходов бы у нас не было.

Кутузов: Дырка между Европой и Азией, в которой находилась Дальневосточная Республика, могла и должна была быть ею эксплуатируема, т.е. она не была развернута только на восток. Находясь у корня Транссибирской Железнодорожной Магистрали, не учитывать в своем развитии запада было бы глупостью высочайшего полета. Очень быстро набрав обороты, ДВР становилась равноправным партнером европейской России. Получалось, что Москва, европейская Россия и Дальний Восток уравнивались в своих возможностях.

Реплика: Но следующий шаг был...

Реплика: Но они всегда воспринимали ее, как колонию.

Кутузов: Стереотип колониального мышления. Совершенно верно. Теперь давайте извлекать из этого реально-практическую пользу. Какой же главный исторический опыт оставила ДВР? Неизрасходованные ресурсы.

Гришина: Конечно.

Кутузов: Было столько наработано.

Вопросы, если есть.

Вопрос: У меня к Вам вопрос о русско-китайской школе. А подобного уровня были по стране?

Кутузов: Нет. Была русско-немецкая школа, называлась "Die Russische-Deutcshe Schule", но ее создали еще при Анне ИоановнеV , и она существовала в Петербурге до 1923 года, а других аналогий подобного рода я не помню.

Вопрос: А японская школа при Петре I?

Кутузов: Это другое. Там не учили японских и русских детей одновременно.

Вопрос: Кто её содержал?

Кутузов: Купечество.

Были три мощных конкурирующих силы на рынке предпринимательства города Владивостока: во-первых, китайцы и корейцы — это оптовая, рыночная торговля и сфера услуг, в частности, первый водопровод в городе был построен в 1931 году, а до этого таскали воду водоносы.

Вопрос: Китайцы?

Кутузов: Да, китайцы взяли рынок намертво.

Вторая конкурирующая сила — это крупный иностранный капитал — "Кунст и Альбертс", Ланголитье, Смитты, Купер и т.д., тот же Фушида.

И, наконец, третье — это русское предпринимательское сообщество. Они перешли от конкуренции к разделению рынка очень быстро, уже к началу ХХ века, и встал вопрос, — кто с кем будет кооперироваться, против кого будем дружить. Китайцы с русскими, которые контачили достаточно долго, быстрее всех сумели договориться. Есть смысл готовить специалистов китайцев для русского рынка и русских для китайского рынка. При этом бралась методика подготовки специалистов, которую украли у немцев от начала до конца.

Вопрос: А какой смысл?

Кутузов: Комевояжерство.

Внутри китайского рынка между китайцами существовала жесточайшая конкуренция. Русские и китайцы — это не просто бред больного воображения, а вынужденная мера, которая создавала возможность хода через этот коридор на китайский рынок. Поэтому и была создана русско-китайская школа, так называемая Николаевская, в которую набирали по экзаменам детишек 12-14 лет. Она была рассчитана на три года, в ней выдавали китайский документ на получение образования. Таких школ планировали сделать 12. Ход очень грамотный. Я думаю, что это примерно то же самое в ЦКП только 1899 года.

Кстати, опыт, о котором сейчас идет речь, чисто виртуального свойства, его можно довертеть до нормального состояния.

Вопрос: А зачем это надо было?

Вопрос: Откуда это взялось?

Реплика: Ну, понятно, был политический мотив.

Кутузов: Могу высказывать только предположения. Краснощекова учили в Америке, в одной из крупнейших сионистской организации того времени. Сионизм в начале ХХ века терпел очень мощные противодействия по всему свету. Это идея политического свойства. Все евреи должны жить на исторической родине — главная основа сионизма.

Реплика: Надо статистику посмотреть по составу и по национальным интересам ДВР.

Кутузов: Там были и поляки, и евреи, и немцы, даже японец. Но суть сводится не к этому. Идея, которую втаскивает Краснощеков, совершенно очевидна. Это создание определенного анклава американского образа экономического действия за пределами Америки, т.е. здесь находилась своего рода экономическая колония.

Я боюсь, что это не единственное, что там закопано, там были какие-то гораздо более мощные идеи, экономические, политические, социальные, предпринимательские, там было что-то такое, чем сейчас пользуются, но не называют адреса.

Реплика: Может, они подумали, что вы клад Колчака ищете.

Вопрос: Что такое ипотека?

Кутузов: Это кредитование под залог земли или недвижимого имущества. Под залог земли нужны деньги сразу очень большие, создаются специальные фонды, которые наполняются. Но при ипотеке каждый земельный участок, каждый кусок недвижимости имеет конкретного владельца, который имеет право брать деньги на развитие этого имущества под залогом этого же самого имущества. Главный механизм ипотеки — это ипотечные земельные банки.

Вопрос: У нас сейчас есть такие?

Реплика: Да.

Реплика: Считается, что конституция ДВР была одной из самых совершенных, т.е. была таким идеалом либеральной конституции.

Кутузов: Я бы с этим не согласился.

Реплика: Считается, что она не работала ни одного дня. Почему? Можно ли эту идею реанимировать и где применить?

Реплика: Можно, наверное.

Кутузов: Золотые слова. Записываем "Конституция ДВР: идея реанимации".

Вопрос: А где ее можно применить хотя бы на уровне идеи?

Кутузов: На уровне Большой Сибири.

Реплика: То есть Большая Сибирь может стать новым образованием, юридически закрепленным.

Кутузов: А зачем ее юридически закреплять?

Реплика: Если это конституция.

Кутузов: Бери из этой конституции идею, реабилитируй ее в форме какого-нибудь предпринимательского проекта.

Вопрос: Как идеология Большой Сибири?

Кутузов: Конечно. Пока мы будем ждать, пока наговорятся между собой губернаторы о том, что это будет единая территория.

Реплика: Вопросов больше нет.

Кутузов: До встречи!


Подано голосов: 1

Перейти на новый Форум Японские автомобили


Карта форума - Японские автомобили


Японские автомобили - объединенный форум
Toyota - Nissan - Mitsubishi - Honda - Mazda - Subaru - Suzuki - Isuzu - Daihatsu
1990 - 1991 - 1992 - 1993 - 1994 - 1995 - 1996 - 1997 - 1998 - 1999 - 2000 - 2001 - 2002 - 2003 - 2004 - 2005 - 2006 - 2007 - 2008 - 2009 - 2010 - 2011 - 2012 - 2013 - 2014 - 2015 - 2016 - 2017 - 2018 - 2019 - 2020 - 2021 - 2022 - 2023 - 2024