Автор: СОБ (---.iks.ru)
Дата: давно
ТАМОЖНЯ ВЗЯТОК НЕ БЕРЕТ ???
По какой-то причине на печатные страницы нечасто попадает информация о работе таможни. Исключение составляют лишь скупые пресс-релизы.Как же пополняется бюджет за счет таможенных поступлений? Об этом мы и попытаемся сегодня рассказать на примере импорта автомобилей, как одной из основных статей существования нашей таможни. Тем более, что данный вопрос волнует как продавцов авто, так и нас - простых покупателей.
Сегодня права таможенникам даны просто огромные. Происходит это не всегда благодаря действующему законодательству, а зачастую потому, что так захотел отдельно взятый представитель таможенной службы.
В нашей стране декретов, где количество подзаконных актов и постановлений огромно, таможенник может запросто отобрать практически любую машину, находящуюся в эксплуатации (допустим, за незначительную ошибку в платежке). Любой таможенник имеет право арестовать и поставить машину на таможенный склад на долгое время, если она вызывает у него хоть какое-то подозрение. Причем, за это хозяин транспортного средства должен еще и заплатить. В итоге машина может попасть к покупателю через несколько месяцев после того, как она пришла на таможенный склад. Представляете во сколько обходятся предпринимателю месяцы простоя, и как это отражается на конечной цене автомобиля? Это при наилучшем исходе. Упаси вас Бог не поставить одну из многочисленных печатей или не приложить "важную" справочку! Но еще не факт, что вас не обвинят в подлоге. Так таможня гонит план. Казне - прибыль, себе - медали на грудь за усердие. А что народу?
ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА !
Первая проблема, с которой может столкнуться предприниматель, - определение таможней года выпуска автомобиля. Как известно, таможенная пошлина рассчитывается, исходя из возраста автомобиля (категории: новые авто, до трех лет, но не старше семи, старше семи). Предприниматели везут преимущественно вторую категорию, так как по ней рассчитывается наименьшая пошлина. В Японии большинство коммерсантов стараются приобрести автомобиль с таким расчетом, чтобы на момент пересечения таможенной границы Российской Федерации автомобиль был не старше семи лет, и это с учетом затраченного времени на приобретение, перегон в порт отправления и ожидание попутного судна. Вот тут как раз и кроются первые подводные камни, выставленные таможенниками.
Итак, когда автомобиль покупается в Японии (сейчас это происходит, в основном, на аукционах), на руки предпринимателю выдается единственный документ, в который записываются данные об автомобиле - марка, цвет, номера кузова, двигателя, год и месяц изготовления. На основании этого документа предприниматель рассчитывает пошлину. Других данных о годе выпуска на руках у предпринимателя нет. Когда он предъявляет автомобиль на таможне, ему могут заявить, что на самом деле автомобиль старше семи лет, значит, пошлина на него выше. Почему таможенник посчитал именно так - остается без объяснений. В лучшем случае предпринимателю дадут ответ, что таковы данные какой-то электронной базы, хранящейся то ли в Интернете, то ли в Дальневосточном таможенном управлении (ДВТУ). Имея подозрения в нарушении таможенных правил, работники таможни производят арест автомобиля и направляют запрос в ДВТУ. По истечении некоторого времени они получают экспертное заключение, в котором эксперт, не видя объекта исследования (автомобиля), дает заключение по каталогу, где указана дата выпуска кузова автомобиля. Иначе как бредом назвать подобный метод определения года выпуска автомобиля назвать сложно. Тем не менее, на основании этого метода в отношении предпринимателя составляется протокол об административном правонарушении за предоставление недостоверных сведений. Заметим, документы выписаны японской стороной, и других данных о годе выпуска у предпринимателя просто нет. Какие еще "достоверные" сведения он мог предоставить?
Впоследствии предприниматель подает в суд и, конечно же, выигрывает его. Прецедентов более чем достаточно. Тем не менее, таможня не обращает внимания на проигранные суды и продолжает определять год выпуска по мифической базе, которую суд не принимает в качестве веского аргумента. Немало вопросов вызывает существование электронной базы по всем автомобилям, когда-либо выпущенным в Японии. Кроме этого, даже если она и существует в таможенных закромах, то что там считается годом выпуска? Сход двигателя с конвейера? Компоновка его с кузовом? Или момент, когда машина окончательно собрана? Между этими процессами иногда проходит год и более. Сколько, например, простоял автомобиль на складе завода в Японии, пока его передали в сборочную? Этого никто не знает и знать просто не может. Но, оказывается, наши таможенники знают. Между тем, в Японии любой человек четко скажет, что возраст автомобиля отсчитывается с того момента, когда автомобиль впервые был поставлен на учет. Других данных просто нет. Вполне логично. Эти же сведения как раз и отражаются в документах, выдаваемых российским предпринимателям. Но таможня, оказывается, имеет на этот счет свое собственное мнение, отличное от мнения официальной Японии и российских арбитражных судов.
Бывали случаи, когда предприниматели привозили совершенно одинаковые машины с одной датой регистрации, но таможня определяла дату выпуска автомобиля по-разному. Одному предписывали заплатить обычную пошлину, другому - более высокую. Возникает справедливый вопрос: почему?
На таможенника молятся, его ругают, но не "уважать" его нельзя, иначе ты рискуешь навсегда уйти из этого рода деятельности. К тому же, подобная неразбериха добавляет таможне много пунктов к плану сбора платежей. Вот и вынужден предприниматель надеяться на благосклонность чиновника в сине-зеленой форме.
КОРРЕКТИРОВКА ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ
Второй головной болью, рискующей посетить предпринимателя во время общения с таможней, может стать так называемая корректировка таможенной стоимости. Здесь таможня также оказывается самой умной и продолжает политику "что хочу, то и делаю". Опять же, несмотря на прецеденты решений судов в пользу предпринимателей.
Не открою секрета, если скажу, что времена хаотичной покупки подержанных машин в Японии уже прошли. Большинство предпринимателей работают цивилизованно, действуя по общепринятым правилам и законам - есть контракты, определенные обязательства, деловые партнеры и т.д. Сегодня ряду предпринимателей уже нет необходимости постоянно курсировать между японским и российским портом. Они вполне в состоянии положиться на своего партнера на аукционе. После аукциона товар отгружается на судно. В порту назначения его встречает предприниматель и начинает работать. Разумеется, вместе с автомобилями или раньше приходит счет на оплату. Что в этом случае делает предприниматель? Разумеется, пройдя поверку в отделе валютного контроля, он переводит указанные суммы из нашего банка в японский. Таким образом он выполняет условия контракта. Далее получает машины и подает декларацию, в которой на основании данных японского партнера указывает по какой стоимости приобретены автомобили в Японии.
И тут таможня тоже зачастую имеет свою собственную точку зрения, отличную от документально подтвержденной. Человек на посту заявляет, что автомобиль стоит дороже. Конечно, предпринимателю очень выгодно занизить стоимость ввозимой машины. Пусть так, но тогда на основании чего стоимость машины определяет таможенник? Причем, по словам предпринимателей, в этих случаях им на руки не выдается вообще никаких справок о стоимости машины. Их просто отказываются давать. Что, мягко говоря, не совсем законно. В то же время согласно Закону "О таможенном тарифе" предусмотрены шесть методов определения стоимости ввозимого товара.
РЕЗЕРВНЫЙ МЕТОД
Закон четко говорит, что методы определения таможенной стоимости следует применять последовательно. А вот таможенники почему-то зачастую сразу пользуются лишь резервным методом, не обращая никакого внимания на первый пункт определения таможенной стоимости путем "цен сделки с ввозимыми товарами". Т.е. они не принимают в расчет данные японской стороны о стоимости автомобиля и называют свою собственную цифру, сколько, по их мнению, стоит автомобиль. От нее и считают таможенную пошлину. И это при наличии официальных документов. О каком соблюдении законности в этом случае может идти речь? Кроме этого, заявляя о том, что автомобиль стоит дороже, они, по сути, обвиняют предпринимателя в уголовно наказуемом преступлении, квалифицируемом в УК как "контрабанда".
В ОЧЕРЕДЬ!
Еще один вопрос, который можно адресовать таможенникам, - очередность досмотра автомобилей. Порядок досмотра, установленный таможней, очень прост. Все автомобили с судна загоняются на склад временного хранения. Предприниматели несутся на таможенный пост подавать декларации. Получается живая очередь. Но затем очередь распадается на "блатных" и обычных. У первых декларации вылетают от работника со скоростью молнии, с той же скоростью происходит и осмотр автомобилей, и "таможня дает добро". Вторые толпятся, им говорят то о недостоверном декларировании, то о корректировке таможенной стоимости. Как сделать так, чтобы твоя машина прошла досмотр первой? Ответ очевиден. Такое понятие как взятка пока никто, к сожалению, не отменял. Кстати, сами предприниматели на условиях анонимности признавались, что им приходится платить определенные суммы - примерно от 100 до 300 американских долларов. Косвенно это подтверждается простым наблюдением процесса выгрузки, постановки на склад и выезда автомобилей. Происходит это примерно так: предприниматель подгоняет только что привезенный автомобиль к посту, в авто садится таможенник, и они уезжают. Через полчаса возвращаются, и с территории выезжают остальные автомобили, привезенные этим же предпринимателем: т.е. они даже не осматриваются на предмет соответствия документам.
Так на российской таможне происходит применение "двойных" стандартов. Догадайтесь зачем...
газета " КВ" Эдуард Фролов
| |