Автор: Иго (213.33.220.---)
Дата: давно
Государство закроет рынок подержанных автомобилей
Вот уже которую неделю почти все связанные с российским автомобильным миром люди гадают, кто станет у руля Волжского автозавода, многолетний лидер которого – Владимир Каданников – неожиданно сложил свои полномочия. Сейчас, наконец, стало похоже, что контроль над лидером российского автопрома взяло в свои руки государство.
По сообщению ряда СМИ, на общем собрании акционеров завода 22 декабря половину из 12 мест в совете директоров автозавода займут представители государства, а возглавит совет заместитель генерального директора ФГУП «Рособоронэкспорт» Владимир Артяков, работавший в 1997 году в управлении делами президента России под руководством Владимира Путина.
Между тем, практически незамеченным осталось недавнее, примерно одного времени с отставкой В. Каданникова, заявление министра экономразвития и торговли Германа Грефа, что в следующем году Россия-таки окажется в ВТО. Кроме снижения пошлин на ввоз новых иномарок до 15-20% (правда, не сразу – в течение 7 лет). В результате, наибольшее благоприятствование на рынке легковых автомобилей получат новые иномарки и АВТОВАЗ.
После такого союза в большом минусе окажутся импортеры подержанных иномарок, главные враги как Волжского автозавода, так и представительств иностранных автоконцернов. В этом году рынок подержанных иномарок наконец-то оправился от того удара, который ему нанесло правительство Михаила Касьянова, введя запретительные пошлины на автомобили старше 7 лет.
По оценкам PricewaterhouseCoopers , за первые полгода в Россию было ввезено подержанных машин на общую сумму 1,5 млрд. долл. По итогам всего года цифра может превысить 4 млрд долл., или столько же, сколько было в 2002 году.
Несмотря на усилия чиновников, российским заводам никак не избавиться от давления дешевой азиатской продукции, не теряющей с годами своих технических качеств, а потому столь привлекательной. В результате среднестатистический россиянин, собравший 7-9 тысяч долларов (именно в этой области находятся предложения отечественных автозаводов), нередко делает логичный выбор в их пользу. Если учесть, что этот ценовой сегмент рынка пока единогласно признается аналитиками самым массовым, проблемы руководителей отечественных автозаводов трудно переоценить.
Однако то, что раньше было проблемами отдельных бизнесменов, теперь, с приходом государственных структур к управлению АВТОВАЗом , может стать проблемой государственного значения. По слухам, Минпромэнерго опять возвращается к переработке материалов по таможенной политике в отношении подержанных иномарок.
Напомним, что в июне этого года в министерстве активно рассматривался план мероприятий по развитию автомобильной отрасли до 2008 года. Согласно проекту, для ввоза в страну паодержанных иномарок действующая таблица коэффициентов остается неизменной, однако "новыми" будут считаться только автомобили не старше года, "подержанными" - от 1 года до 5 лет. Заградительные пошлины планировалось распространить на автомобили старше 5 лет (сейчас – от 7 лет и выше), а расценки на импорт автомобилей в возрасте от 1 до 3 лет, наоборот, снизить.
С 1 января прошлого года в отношении автомобилей в возрасте от 3 до 7 лет утверждены следующие единые ставки: для автомобилей с рабочим объемом двигателя менее 1 л - 0,85 евро за 1 куб. см; 1-1,5 л - 1 евро; 1,5-1,8 л - 1,5 евро; 1,8-2,3 л - 1,75 евро; 2,3-3 л - 2 евро и более 3 л - 2,25 евро за "кубик". Отметим, что на автомобили именно 3-5-летнего возраста приходится львиная доля импорта. Фактически, государство опять возвращается к идее «блестящей изоляции», стремясь искусственно повысить спрос на выпускаемые в России авто (в том числе, иностранных корпораций).
Сейчас рост импорта подержанных иномарок принято объяснять общим ростом рынка, тем более что доля секонд-хенд продукции неуклонно сокращается. Однако, российские заводы, похоже, не прочь оттяпать под себя кусок побольше, даже если для этого придется использовать административный ресурс.
Алексей Лаврухин
| |