Автор: Serega74 (---.permonline.ru)
Дата: давно
Сам недавно озадачился таким вопросом и решил изучить тему.
Взял книгу 1989 г Газобалонные автомобили. Из первых рук для себя выяснил многие вещи а не пустой треп по форумам. Если хочешь разобраться то возьми книгу. А на форуме тебе сказочники понарассказывают всякого.
Вкратце - как топливо пропан-бутановая смесь лучше бензина по соотношению C и H и октановому числу (96 для бутана 112 для пропана), еще лучше природный газ метан. То есть больше водорода меньше углерода а значит нагара в движке. Цена на метан регулируется государством! и составляет например у нас в Магнитогорске 4.50 р. Его большим минусом является необходимость применение очень прочных и тяжелых баллонов и малый объем заправки (около 150 км). Хотя есть фанаты но рекомендовать можно для коммерческого транспорта.
Для пропан-бутановой смеси (это побочный продукт при кажется перегонке нефти) балоны на порядок проще и дешевле. Существуют тороидальные балоны вместо запасного колеса объем заправки зависит от типа баллона но в принципе сопоставим с пробегом на бензине (400-500 км). Цена его уже выше 8-9 р. Многие считают что бензин бодяжный а газ он всегда чистый - это не так. Газ специально обрабатывают осушают и ктому же он бывает зимний и летний (в зимнем больше бутана).
Теперь по оборудованию - есть несколько поколений газовых систем питания. Наиболее распространено третье поколение (если не вру) - газовый редуктор и смесительная камера на впуске. С таким оборудованием машина по сути превращается в карбюраторную отсюда и тупость на разгоне - ведь нет ускорительного насоса или режима мощностного обогащения. Лидеры здесь итальянцы - Landi Renzo, Tartarini.
В последнее время появились системы впрыска газа - там газовые форсунки врезаются дополнительно во впускной коллектор а подачей газа управляет спец контроллер аналогичный ECU инжекторного авто - причем может работать в паре с ним и используя данные поциклового расхода воздуха на основе длительности импульса на форсунки а также всех датчиков - лямбды, температуры охл. жидкости, датчика расхода воздуха или абсолютного давления. Это позволяет избавится от болячки систем третьего поколения - хлопков во впускной коллектор которые здоровья ни ДМРВ ни воздушному фильтру не прибавляют, а если впуск пластиковый то и вообще... На инжекторных их не бывает в принципе.
Такие системы выпускаются и российского производства ГИГ3 и ГИГ4. Отзывы разные - от восторга до разочарования.
Мое мнение - на легковой с расходом около 10 л. и годовым пробегом 15 000 ставить газ не имеет смысла так как срок его окупаемости наступит через два-три года а к тому моменту машину может уже и продадут.
При пробегах за 30 000 или при расходах 17-20 л. это уже имеет смысл особенно на бензиновых джипах - тем более там можно убрать большой баллон под днище.
Есть еще одно - многие утверждают что на газу прогорают клапана. Это возможно при не правильной регулировке. Дело в том что у газа более широкие диапазоны воспламеняемости в смеси с воздухом чем у бензина поэтому гореть будет даже сильно переобедненная смесь - что и чревато большой тепловой нагрузкой. Поэтому гнаться за низким расходом нельзя! Расход должен быть процентов на 15 выше чем на бензине. Так же рекомендуется регулировка клапанов.
| |