Автор: MegaGodzilla (---.beelinegprs.ru)
Дата: давно
Отечественный автопром снова умирает
В живых пока остаются АвтоВАЗ и фирменное российское качество
Ряды российских автомобилей заметно редеют. Больше нет "Ижей с оцинковкой". Вскоре исчезнет "Волга", которая, если верить рекламе еще несколько лет назад всех приятно "удивляла". Судя по всему, на рынке останется лишь "Лада" со своим слоганом "продолжай движение".
Такие прогнозы были оглашены на круглом столе, который провел во вторник главный "аналитик отечественного автопрома" - компания "АСМ-холдинг", пригласив к себе представителей российских автозаводов и журналистов.
Об отечественном авторынке
Как и предрекали многие аналитики, россияне покупают все больше автомобилей. По сравнению с прошлым годом объем рынка легковушек увеличился на 15%. В первую очередь - благодаря ввозу новых и подержанных иномарок. Во вторую - из-за выпуска зарубежных машин в России.
Отечественные производители, напротив, потеряли свои позиции. Сейчас на их продукцию приходится лишь половина продаж вместо прошлогодних 65. Если оценивать рынок не числом автомобилей, а их суммарной стоимостью, иномарки выйдут абсолютными победителями.
Объем российского авторынка будет расти и дальше. Судя по всему, к 2010 году он превысит 30 миллиардов долларов - это больше, чем внутренние рынки газа и электроэнергии вместе взятые. Если наметившиеся тенденции сохранятся, большая часть этих денег достанется иностранцам.
Об автопроме
Как рассказал председатель совета директоров "АСМ-Холдинга" Александр Ковригин, за первые 9 месяцев текущего года в России было выпущено около 987 тысяч автомобилей. Это на 6,3 процента меньше, чем за аналогичный период 2004 года. Наибольший спад производства пришелся на январь. А его причиной стали длинные новогодние праздники.
Продажи в первую очередь упали в секторе легковых автомобилей. Чуть меньше пострадали автобусы, а грузовики и вовсе оказались в выигрыше - зафиксирован пускай небольшой (0,9 процента), но прирост производства коммерческих машин.
А вот производителям отечественных легковушек пришлось серьезно потесниться. Cтоимость их продукции за последние годы возросла настолько, что российские машины вступили в серьезную конкуренцию с доступными иномарками, в том числе собранными в нашей стране. Многие из отечественных марок конкуренции не выдержали.
ИжАвто окончательно отказался от выпуска "Оды", ГАЗ планирует расстаться с "Волгой" и перспективным внедорожником ГАЗ-3106. Упали объемы выпуска "Оки", сделав автомобиль практически нерентабельным для камазовского ЗМА и СеАЗа. Почти на 20 процентов снизились объемы выпуска УАЗов...
АвтоВАЗ на фоне своих коллег выглядит относительно живым и здоровым. В Тольятти отстают от прошлогодних темпов производства всего на 1,6 процента.
А нарастить объемы выпуска смог лишь один из заводов, производящих отечественные легковушки. Это сызраньская "РосЛада", с конвейера которой сходят устаревшие модели ВАЗа.
У заводов по сборке иномарок, напротив, дела идут хорошо. Объемы производства увеличили всеволожский Ford, московский "Автофрамос", таганрогский ТагАЗ и калининградский "Автотор". Объемы выпуска снизились лишь на СП "GM-Автоваз", однако производимую там "Ниву" некорректно относить к "полноценным иномаркам".
Об экономике
Казалось бы, в нашей стране все стремятся к свободному рынку, где "покупатель всегда прав". В условиях такого рынка нет ничего плохого в том, что неконкуретоспособному товару - отечественным машинам - потребитель предпочитает "хорошие" иномарки.
Но в правительстве думали и думают иначе. Лишь пару лет назад власти повысили пошлины на ввоз иномарок старше семи лет, затем увеличили таможенные платежи для физических лиц. В результате к отечественным машинам вернулся интерес покупателей. Но зачем все это?
С первого взгляда ответ на такой вопрос очевиден - отечественный автопром нужно спасать, чтобы сохранить рабочие места. Но почему тогда "выжившие" в тепличных условиях российские заводы все равно уменьшают свой штат, оставляя без работы десятки тысяч сотрудников?
Дело в том, что автомобильная промышленность не ограничивается заводами по сборке машин - главными конвейерами ГАЗа, или ВАЗа. Кроме них есть еще производители двигателей, стекол, амортизаторов, подшипников и прочих комплектующих. Это огромное количество предприятий по всей стране, работающих исключительно на отечественный автопром. Комплектующие для иномарок удается делать лишь некоторым из них.
Все остальные предприятия по выпуску автокомпонентов быстро разорятся вслед за остановкой конвейера "своего" автозавода. Чтобы этого не произошло, автопроизводителям приходится повышать свою эффективность, сокращая часть рабочих мест.
Если такие меры окажутся неэффективными и в итоге прекратится выпуск всех отечественных автомобилей, без работы могут остаться более миллиона человек. И это одна из главных причин того, что российское правительство приняло постановление N 166 от 29 марта 2005 года.
Этот документ разрешает иностранным автопроизводителям, создающим в России предприятие по выпуску своих машин, беспошлинно ввозить необходимые для конвейера детали - автокомпоненты. Такие льготы, согласно постановлению, действуют лишь некоторое время, по истечению которого иностранцы должны либо перенести производство многих комплектующих в Россию, либо снова платить пошлины на общих основаниях - по ставке 15 процентов. В идеале, эта схема должна стимулировать создание новых рабочих мест в автомобильной отрасли и никак не вызывать сокращение старых.
На практике пока все выглядит иначе. Новыми льготами уже воспользовался завод "ИжАвто", который вместо "Оды" на своем конвейере наладил выпуск корейского седана Kia Spectra. Однако вместо создания новых сборочных производств и, соответственно, новых рабочих мест на заводе произошло серьезное сокращение штата - с 12 до 6, а в перспективе и до 4,5 тысяч человек. Под сокращение попали как раз сотрудники "непрофильных" производств - люди, делавшие комплектующие.
Еще два завода "российских иномарок" - всеволожск
| |