Автор: KT (82.142.132.---)
Дата: давно
http://gazeta.ru/2005/05/17/oa_157864.shtml
Текст: Дмитрий Киселев Фото: CI
Правительство вновь хочет спасать российский автопром за счет гонений на праворульные машины и увеличения пошлин на импорт подержанных. В четверг утром, одновременно с началом заседания правительства, в России начнется масштабная акция протеста автомобилистов.
Российские власти продолжают реализацию концепции развития автопрома образца 2002 года. Чиновники вновь хотят ограничить доступ на российский рынок подержанных иномарок, угодив таким образом сразу двум «господам» – собственному автопрому и иностранным производителям. И те и другие уже успели получить от чиновников по подарку. Российские автопромышленники избавились от конкуренции в виде семилетних иномарок. Иностранцы получили от правительства приманку – снижение пошлин на ввоз комплектующих для промышленной сборки машин в России.
На заседании правительства 19 мая будет представлен «Сводный план мероприятий по развитию автомобильной промышленности на 2005–2008 год». Минпромэнерго, подготовившее этот документ, выступает за дальнейшее ограничение ввоза в Россию подержанных иномарок.
Министр Виктор Христенко предлагает ввести запретительные ввозные пошлины уже не для семи-, а для пятилетних машин. Причем министр даже и не скрывает, что это нужно сделать в интересах АвтоВАЗа.
Без помощи правительства АвтоВАЗу, похоже, и правда становится все хуже и хуже – в январе–апреле ВАЗ уже сократил производство на 4%. Но завод все равно производит больше, чем продает, и из-за кризиса перепроизводства в Тольятти приняли решение перейти на сокращенную пятидневную рабочую неделю.
Увеличение пошлин на пятилетние машины выгодно не только российским автопроизводителям. Генеральный менеджер компании «Рольф-Холдинг» Валерий Тараканов считает, что ограничение ввоза в Россию подержанных иномарок старше пяти лет – нужная мера с точки зрения привлечения иностранных инвесторов. «У нас суперлиберальные условия ввоза подержанных машин, – объясняет он, – а в странах, развивающих свою автомобильную промышленность, таких как Бразилия, Китай, Индия, ввоз подержанных иномарок либо запрещен, либо облагается очень большими пошлинами. Кроме того, в России подержанные машины в отличие от новых не подлежат обязательной сертификации».
Кроме того, в Минпромэнерго хотят снизить возрастной порог для новых автомобилей. Сейчас новой считается машина возрастом до 3 лет. Чиновники предлагают считать новыми машины не старше 1 года. Тогда ставки таможенных платежей для двух- трехлеток снизятся, хотя совершенно не понятно, насколько такое предложение укладывается в рамки благой идеи поддержать развитие производства автомобилей внутри страны. «Это может привести к росту поставок подержанных автомобилей из Америки и Европы, например, лизинговых и прокатных машин, – считает Валерий Тараканов. – И опять же, это канал для поставки практически новых машин минуя сертификацию». По мнению Валерия Тараканова, такой шаг сильно осложнит жизнь торговцам новыми автомобилями, особенно дорогими.
Но одна из основных протекционистских идей Минпромэнерго – запрет ввоза и эксплуатации машин с правым расположением руля. Как пояснил руководитель технического комитета Объединения автопроизводителей России (ОАР) Игорь Коровкин, «существует предложение вернуться к постановлению образца 1993 года, подписанному Виктором Черномырдиным». Изданное в январе 1993 года постановление запрещало эксплуатацию автомобилей с правым расположением руля с 2001 года. Президент Ельцин тогда это постановление отменил.
Теперь наступать на праворульные машины собираются сразу с трех сторон.
Во-первых, Минпромэнерго предлагает внести изменения в Федеральный закон РФ от 10 декабря 1995 г. № 196 ФЗ «О безопасности дорожного движения», которые будут «регламентировать ввоз, регистрацию и эксплуатацию автомобильной техники, не соответствующей действующим требованиям, в том числе требованиям правостороннего движения и природно-климатическим условиям РФ». Второй способ – отсев праворульных машин на стадии техосмотра. В 2006 году предлагается подготовить изменения в документы, регламентирующие допуск транспортных средств к участию в дорожном движении. Кроме того, к середине 2007 года предлагается разработать технические регламенты, в том числе «о требованиях к конструктивной безопасности автотранспортных средств», которые полностью отсекут возможность ввозить машины с «неправильным» расположением руля.
Впрочем, инициаторы запрета правого руля – Минпромэнерго и ОАР – признают, что избавиться от полуторамиллионого парка этих машин будет не так просто, тем более что весь Дальний Восток передвигается на «неправильных» машинах по правильной стороне дороги. Коровкин из ОАР считает, что, чтобы убрать из Приморья праворульные иномарки, «необходимо организовать там автомобильные сборочные производства, так как везти туда автомобили из европейской части России слишком дорого». Только в материалах Минпромэнерго, подготовленных к автомобильному заседанию правительства, специальных тезисов о развитии автопроизводства в дальневосточной части России не присутствует.
Все эти меры, особенно запрет на праворульные машины, автомобилисты восприняли как начало очередной волны гонений и поборов.
Против запрета праворульных машин и повышения пошлин на иномарки уже готовится общероссийская акция протеста.
19 мая ее участники намерены выехать на центральные улицы российских городов с включённой аварийной сигнализацией и оранжевыми лентами на радиоантеннах. В Москве около сотни активистов акции собираются нарезать круги на своих машинах вокруг Белого дома. Как сказали «Газете.Ru» координаторы московской акции, никакого митинга владельцы японского секонд-хэнда устраивать не будут, к тому же автомобилисты опасаются, что ГАИ под любыми предлогами постарается заблокировать «праворуких» на подступах к Дому правительства. Тем не менее,организаторы всероссийской акции протеста призывают всех, кто недоволен политикой властей, причем не только в области регулирования рынка подержанных машин, но и в части налогов, тарифов ОСАГО и роста цен на бензин, присоединяться к акции, повязав оранжевые ленты на свои автомобили.
Действительно, усилия направленные на защиту автопрома, для рядовых автомобилистов по сути будут означать только одно – им в очередной раз ограничат свободу выбора и заставят расплачиваться за нерасторопность отечественных чиновников и промышленников.
18 МАЯ 20:16
| |