Автор: house [Новосибирск] (---.nvcom.ru)
Дата: давно
В преддверии Нового года всех автомобилистов интересует вопрос: "Сколько же будет стоить бензин в следующем году в связи с изменением ставок и схемы уплаты акцизов на бензин?"
Комментариев по этой теме много, но человеку не посвященному - разобраться сложно.
Мы обратились к президенту компании "Трансервис" Александру Всеволодовичу Бойко, с просьбой прокомментировать изменения и дополнения, внесенные в Налоговый кодекс РФ в части "Акцизы", которые вступают в действие с 1 января 2003.
В новой трактовке закон принципиально меняет правила игры. Законодатель изначально поставил перед собой несколько задач: перенести обязанность по уплате акциза с производителя - на конечного продавца, реализующего топливо непосредственно потребителю, перераспределить данный налог по территориям и убрать с рынка суррогатный бензин.
Большинство компаний, работающих на рынке ГСМ, поддерживают проект на уровне идеи. Но, как и у любого начинания, здесь есть свои плюсы и минусы. Поговорим о плюсах. Так как получателем акциза в новом варианте закона является в том числе и субъект федерации, а деньги эти немалые (по Новосибирской области около одного миллиарда рублей в год), то местная власть, увидев в предприятиях нефтепродуктообеспечения крупных налогоплательщиков, и перестав видеть в них "просто" "королей бензоколонок", повернется к ним лицом, заметит наконец-то те проблемы, которые мешают нормально развиваться данному сектору экономики.
Бензиновый бизнес тесно переплетается с проблемой развития дорожной сети. Так как акциз идет на формирование дорожных фондов того региона, где было продано топливо, то это реальное улучшение состояния дорожной сети Новосибирска и области. Больше дорог, и хороших дорог - больше ездят. Больше ездят - больше потребляют бензина, здесь прямая наша выгода. Больше потребляют бензина - больше собирается акцизов. Больше собирается акцизов - лучше и больше дорог. В общем, эффект снежного кома.
Плюс еще и в том, что если грамотно построить схему поставок и реализации топлива, то, учитывая порядок уплаты акциза, можно выстроить прекрасную кредитную линию: срок уплаты акциза за отчетный период отодвинут от даты его фактического получения на значительный временной отрезок. (Поясним: розничные продавцы должны будут заплатить акциз за январь- 10 февраля, производитель- 25 февраля, оптовики- 25 марта, а фактически розница соберет его в январе). Таким образом, бюджет практически кредитует участников рынка в этот период. Безусловно, это более всего выгодно для оптовиков. Правда, здесь можно и серьезно попасть, если не успел вовремя продать бензин, а срок уплаты акциза подошел. То есть хранить большие запасы топлива становится не просто невыгодно, но и опасно- а в то же время- отсутствие резерва топлива в случае кризиса может привести просто к остановке транспорта. Это пошли уже минусы.
Акциз будет начисляться теперь в каждом звене цепочки "завод-оптовик (нефтебаза)-АЗС" (раньше его начислял и уплачивал только завод). При этом завод и оптовик могут теоретически взять акциз к возмещению, предоставив пакет документов, подтверждающих, что их покупатель заплатил акциз с полученного от них топлива, заверенный налоговой инспекцией покупателя. Если покупатель- разгильдяй (или у его налогового инспектора плохое настроение), не предоставляет вовремя продавцу такие документы, то продавец обязан сам уплатить акциз из собственной прибыли. Как вы думаете - захотят продавцы рисковать или переложат риск на покупателя? Я думаю - не захотят. И выставят цену на бензин с акцизом. Таким образом, в розницу бензин попадет как минимум уже с двойным, а то и тройным акцизом.
Огромная опасность нового закона в том, что он может привести к разрушению всех взаимоотношений и схем поставок топлива, наработанных годами. В законе совершенно не предусмотрен переходный период. "Быстро сказка сказывается, да не скоро дело делается" - вот старинная формула мудрого подхода к делу. И бывали последовательные реформы. Например, при переходе на новый план счетов переходный период был ровно год. При этом перестроить нужно было только бухгалтерский учет. Сейчас же предстоит перестроить всю систему нефтепродуктообеспечения: от договоров поставки до схем расчета, включая тот же бухгалтерский учет. Причем не стоит забывать, что акциз, по мнению самих налоговиков, всегда был и есть, пожалуй, самый сложный из всех налогов. И все это нужно сделать мгновенно. Это просто колоссальный коммерческий риск!!!
И еще, правила для всех должны быть одинаковыми. Акцизом облагается только автомобильное топливо и прямогонный бензин, причем ставка по последнему, равна нулю !!! А например про скандальный ЖПП вообще забыли. То есть, то, из чего делают суррогатный бензин, акцизом-то как раз и не облагается. И это при том, что ставки акцизов на все виды топлива поднимаются на 46%. Таким образом, торговать прямогонкой и пиролизом будет еще выгоднее. Получается, кто исправно платил налоги, будет платить их еще больше, а кто жульничал и гробил машины клиентов- будет жировать и дальше, зарабатывая при этом в два, а то и в три раза больше. Все это мы, ("Некоммеческое партнерство предприятий нефтепродуктообеспечения "ГСМ-Сибирь"") через Российский Топливный Союз не раз излагали в Думе и аппарате Президента, рассчитывая на то, что Правительство и Госдума примут взвешенное решение и внесут соответствующие поправки в принятый закон.
Если закон останется в том виде, в каком он предложен сегодня, то вряд ли он будет работать. В нем просто отсутствует логика: ведь кто добровольно (а именно этот принцип заложен в законе) согласиться платить дополнительный налог? Хотя бы просто по причине того, что ни один бухгалтер не захочет усложнять себе жизнь, и без того "веселую" в связи с отменой "вмененки" со следующего года, имея при этом довольно призрачные шансы взять акциз в будущем к возмещению. Так что, по-хорошему, бюджет эти средства вряд ли получит.
Далее. Закон предусматривает, что акциз будут платить теперь не только заводы-производители, но и нефтебазы и АЗС, которых в стране более 30 тысяч. У нас сегодня 28 нефтеперерабатывающих завода, но даже с них налоговики не могут полностью собрать налоги. Их сбор оценивается на уровне 64-65 процентов. А теперь их собираются собрать с тридцати тысяч заправочных станций?! "Свежо предание, да верится с трудом".
Кстати, новый закон и с правовой стороны вступает в противоречие с Конституцией, серьезно ограничивая права предпринимателей, предусмотренные статьей 8 вышеназванного документа - большинство из них не сможет получить свидетельств на право заниматься бизнесом в сфере нефтепродуктообеспечения. Особенно это касается оптового звена. Новый закон предусматривает, что свидетельства выдаются только собственникам основных средств, а все, кто работают на арендованных АЗС и нефтебазах, на объектах, построенных по лизингу, или работает по договорам концессии, эти свидетельства получить не смогут. В данной ситуации АЗС вообще не выгодно получать свидетельства, так как появляется риск дважды нарваться на уплату акциза. Так же серьезно нарушаются и права собственников перечисленных выше объектов, предусмотренные статьей 35 Конституции РФ (право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им)
Теперь о ценах. Здесь возможны два варианта развития событий.
Первый - оптимистический. Все остается, как есть, - изменения в закон не вносят. Сегодня тонна 92 бензина стоит 10 тысяч рублей, в них 6261 руб. - стоимость непосредственно бензина, 1 666 руб.- НДС , 2 072 руб. - акциз. Со следующего года акциз увеличится до 3 000 тысяч рублей, итоговая цена бензина, конечно, возрастет. В расчете на литр, с учетом НДС прирост составит порядка рубля. Плюс налог с продаж 4%, который с 2003 года АЗС опять будут платить - это еще 0,45 руб. Так что рост цен как минимум на полтора рубля нам гарантирован. Правда из-за сезонного спада спроса на бензин это случится, скорее всего не 1 января- даты вступления закона в силу, а несколько позже - в марте - апреле, как это было в этом году. Помните? В начале года цены даже упали с 8,3 рублей до 5,5рублей за литр, а затем взлетели до 10. И это притом, что ставка акциза, поменялась не так значительно, как это будет сейчас. Повторение прошлогоднего сценария возможно, но маловероятно, особенно если учесть значительное снижение экспортных пошлин на нефтепродукты с 1 января следующего года. Российский бензин опять станет конкурентоспособным и все излишки уйдут в Европу. Так что провала по цене скорее всего не будет. Дай бог, чтобы это не наложилось на повышение цены, вызванное изменением ставки акциза.
Второй вариант - пессимистический. Если в закон все-таки будут внесены изменения, и он начнет работать в том виде, как о том заявляет Министерство по налогам и сборам. В этом случае платить акциз будет не кто-то один, а каждый в цепочке "завод-оптовик(нефтебаза)-АЗС", а взять к возмещению смогут только избранные. В этом случае, уже с весны будущего года, цены могут взлететь до 15-17, а может и до 20 рублей за литр, так как вместо декларированных 3000 рублей акциз в конечной цене может составить все 9000, а с учетом причитающегося на него НДС- все 10800 или 8,3 рубля на каждый литр, так как каждый в цепочке свое "боюсь" будет стараться переложить на следующего покупателя.
Так что выбирать приходится между "плохо" и "очень плохо".
Toyota Mark II, 1998
Honda Civic, 1996
| |