Автор: ЛЕВА (217.175.131.---)
Дата: давно
а вот и текст :(((
Повышение пошлин на новые иномарки до 35% окажется не только болезненным для потребителей, но и неэффективным с точки зрения привлечения инвестиций в российский автопром. По расчетам аналитиков, реальный эффект даст повышение тарифов до 70 - 80% , как это было сделано в других странах. Увеличение пошлины на 10 процентных пунктов приведет к росту цен для потребителей примерно на 10% и не сможет подорвать спрос на импортные автомобили, а значит, и не увеличит интерес иностранных инвесторов к российскому рынку, пишут сегодняшние "Ведомости".
Идея повысить пошлины на импорт новых иномарок с 25% до 35% через 2 - 3 года пока обсуждается внутри Минэкономразвития. План предусматривает, что после 3 - 5 лет действия повышенных тарифов их опустят до 10 - 15%. Кроме того, Минэкономразвития предлагает упростить процедуру получения разрешений на строительство новых автозаводов и подготовить для инвесторов несколько площадок под застройку с развитой инфраструктурой. По словам министра экономического развития Германа Грефа, это создаст условия для привлечения инвестиций в российский автопром.
Необходимость введения этих мер чиновники объясняют тем, что с 1 января 2004 г. в соответствии с новым Таможенным кодексом они не смогут предоставлять зарубежным сборочным производствам на территории России режим свободного таможенного склада, при котором комплектующие для машин можно ввозить беспошлинно. Правда, для получения этой льготы инвестор должен за пять лет довести долю российских комплектующих в готовом автомобиле до 50%. Весной Renault (компания планирует с 2005 г. выпускать модель X90 на СП "Автофрамос") , не удовлетворенный их качеством, вовсе отказался от организации свободного склада.
Однако опрошенные "Ведомостями" аналитики сходятся во мнении, что предложения Минэкономразвития не дадут ожидаемого эффекта хотя бы потому, что 35% -ная пошлина не сможет ни закрыть, ни существенно ограничить ввоз иномарок на российский рынок.
Согласно исследованию одной из ведущих консалтинговых компаний мира - Boston Consulting Group (BCG) , для того чтобы иностранные производители не ограничивались импортом в Россию, а начали инвестировать в создание производств, следует установить тарифы на уровне "более 30 - 35% ", а также закрыть рынок для подержанных машин. В качестве успешных примеров привлечения инвесторов на подобных условиях BCG называет Испанию, Бразилию, Китай и Таиланд - эти страны повысили тарифы до 70% и более. "[Иностранные] производители [автомобилей] пришли в страны, которые пользовались тарифными мерами, например в Польшу, где были 90 - 95% -ные пошлины, Индонезию (150% ), Китай (170% ), Индию (100% ), Бразилию (70% )", - говорит Андрей Кормилицын из "Тройки Диалог".
Для российского рынка, по мнению аналитика Объединенной финансовой группы Елены Сахновой, оптимальным было бы повышение импортного тарифа до 70 - 80% , причем уже сейчас, а не с 2006 - 2007 гг. "Опыт других стран показывает, что такие действия разумны и в конечном счете оправдываются, - отмечает Сахнова. - Но я не понимаю, зачем нужно ждать несколько лет, а не ввести пошлины с 2004 г. В России уже есть работающие иностранные производители, а им фактически говорят [в Минэкономразвития], что их поддерживать не будут, зато окажут поддержку другим, которые, может быть, когда-нибудь придут".
Сам по себе 10% -ный рост тарифа, по мнению аналитиков, не подорвет спрос на ввозные автомобили и вряд ли заставит зарубежных автогигантов пересматривать планы инвестиций в Россию. По расчетам Кормилицына из "Тройки Диалог", в случае повышения пошлин до 35% импортные автомобили подорожают для конечного потребителя на 8 - 10%. "В 2002 г. в Россию ввезли около 110 000 новых иномарок, в 2003 г. мы прогнозируем 50% -ный рост импорта, - говорит эксперт. - В любом случае в России, даже с учетом узбекского Daewoo, недостаточно мощностей по выпуску иномарок, которые закрыли бы такой спрос: в 2002 г. "GM-АвтоВАЗ" выпустил около 400 автомобилей, "Дон-Инвест" - 2500, всеволожский завод Ford - 1700, "Автотор" - 5700, а "УзДэу" - около 12 300". "Инвесторы смотрят на деловой климат в целом, на налоговые льготы, и если они будут, а также будет потенциал роста рынка, то они придут и без повышения пошлин, - считает Владимир Савов из Brunswick UBS. - Для российских же производителей такой протекционизм неоправдан и вреден: они просто поднимут цены, не улучшая качества".
По словам гендиректора "АвтоЕвроСервиса" (московский дилер Peugeot) Игоря Мосиенко, "при развитии и дальнейшем удешевлении потребительского кредитования повышение пошлин не подорвет продажи новых иномарок". В кредит, как говорит Мосиенко, сейчас приобретают 40 - 55% ввозимых в Россию Peugeot. "В общем, [повышение импортного тарифа] это негативный фактор, но даже если он не будет сопровождаться никаким позитивом, потребитель сможет переориентироваться на менее дорогие модели, например, с Peugeot-307 на Peugeot-206", - говорит Мосиенко.
Чиновник департамента тарифного регулирования Минэкономразвития говорит, что "единственный источник происхождения этой цифры [35% ] - это то, что она фигурирует в наших предложениях по вступлению в ВТО". "Особого анализа за этой цифрой нет, она была включена в переговорную позицию еще в 1998 г. , и сейчас было бы странно, столько лет обсуждая 35% , вдруг повысить планку", - говорит чиновник. Эту же версию подтвердил "Ведомостям" и руководитель департамента общественных связей Минпромнауки Андрей Мазуров.
| |