Автор: 31 (---.unact.ru)
Дата: давно
ВАЗ устал догонять иномарки
Лидер российского автомобилестроения больше не придумает новой стратегии развития
Сегодня «АвтоВАЗ» сообщил о том, что в первом полугодии с его конвейера сошло 320 тыс. 872 автомобиля. Это на несколько десятков тысяч машин меньше, чем за тот же период 2002 года. Преодолевая прошлогодний кризис перепроизводства, ВАЗ теперь пытается уравновесить число выпущенных машин и спрос на них со стороны дилеров. По словам представителей «АвтоВАЗа», планы его развития сводятся к запуску новой модели и усовершенствованию старой. Но «АвтоВАЗ» может спасти только грамотная стратегия, однако на сегодня ее нет, и она вряд ли появится.
ВАЗ уже давно нуждается в новых машинах, но мало что может предложить. И планы тольяттинского автогиганта по производству «Калины» и ВАЗ-2170 (модернизированной «десятки»), а также ВАЗ-2151 («новой классики») будут осуществлены лишь частично. Запуск в серийное производство «Калины», который обойдется в 800 млн долларов, будет осуществлен в конце 2004 года. На запуск же совершенно новой модели – ВАЗ-2151 – денег (500 млн долларов) у автозавода не нашлось. «Сегодня мы делаем ставку только на «Калину», которая станет первым вазовским автомобилем класса B, и на модернизацию автомобилей семейства ВАЗ-2110, – сообщил RBC daily представитель «АвтоВАЗа». – «Классика» же была разработана в прошлом году, но на сегодня этот проект законсервирован, потому что на ее запуск в серийное производство нет средств». Впрочем, эксперты говорят, что модернизация ВАЗом моделей, находящихся в серийном производстве, – путь тупиковый. «Модернизация», которую на ВАЗе называют «глубоким рестайлингом», делается путем использования новых накладок или, в лучшем случае, измененного штампа, что, понятно, принципиально машину не меняет», – прокомментировал RBC daily эксперт компании BKG Владимир Скопцов.
Вместе с тем даже единственный морально новый автомобиль, так необходимый ВАЗу, уже сегодня не отвечает современным требованиям. ««Калина», как и все тольяттинские машины, опаздывает по своему возникновению на 7–10 лет. Она не будет конкурировать даже со старыми иномарками. ВАЗ в очередной раз опоздал со своими «новыми моделями»», – уверен г-н Скопцов. Рыночные перспективы автомобиля ухудшаются еще и в связи с тем, что ВАЗ планирует позиционировать «Калину» как женскую машину. «Это серьезно ограничит ее рынок сбыта», – считает Тим Маккатчен, аналитик ИГ «Атон». Владимир Скопцов еще более категоричен. «Позиционирование «Калины» как женского автомобиля просто смешно. Даже «десятку» на ВАЗе пытаются позиционировать как «Лада-Леди». Это несерьезно, потому что машина для женщин должна легко заводиться и не ломаться, но это к автомобилям ВАЗ не относится. Например, срок эксплуатации Peugeot на наших дорогах – 2 года. И Peugeot действительно отъездит эти два года, не сломавшись. И потом, на Западе позиционирование автомобилей «для женщин» или «для мужчин» имеет принципиально иной смысл, оно предполагает, что автомобили соответствуют некоему стилю. Но в России, где машина в семье одна, это просто экономически невозможно для широкого круга потребителей», – говорит он.
На сегодня других перспективных разработок у ВАЗа нет, а сотрудничество с иностранцами ограничивается изготовлением «GM-Нива». По идее, после запуска в серию модели «Калина» в конце 2004 г. завод должен будет решить, как ему развиваться дальше. Единственный правильный путь – разработка и запуск новых моделей. «Машина строится вокруг идеи. Обязательное условие для создания нового автомобиля на Западе – это его комплектация определенным двигателем. У ВАЗа же нет ни двигателя, ни идей», – считает эксперт из BKG. Между тем потенциальные возможности для развития у ВАЗа есть. Ни «Москвич», ни ГАЗ с ним не конкурируют: тольяттинское предприятие – непререкаемый лидер отечественного автомобилестроения, но из-за того, что ему выгоднее просто «плыть по течению», трудно представить, что политика ВАЗа изменится коренным образом. «Стратегия развития у ВАЗа как таковая отсутствует. Вся его политика сводится к тому, чтобы догонять устаревшие иномарки, при этом 90% энергиии средств на ВАЗе тратится на то, чтобы ввести запретительные механизмы по ввозу иномарок. Если хотя бы 10% этой энергии было брошено на разработку действительно новой модели, то она бы появилась», – говорит Владимир Скопцов.
В таких условиях, единодушно отмечают эксперты, новые модели реально сделать только в кооперации с иностранными концернами. Но для этого нужно создавать СП, нацеленное на реформу основного направления ВАЗа, что затрудняется большим объемом необходимых вложений. «Есть понятие «порога чувствительности» для инвестиций. ВАЗ – это монстр, и размер инвестиций, которые должны быть влиты в него, для того чтобы там разрабатывались действительно новые модели, – это миллиарды долларов. Никто из европейских производителей к этому не готов. Реально только компания GM способна была создать СП с ВАЗом, – считает Владимир Скопцов. – Той же компании Ford гораздо выгоднее собирать в России свои Ford Focus, запчасти к которым завезены на полгода вперед. Я не вижу того, кто будет инвестировать в ВАЗ. Да и сотрудничество с GM, скорее всего, ограничится «GM-Нивой»».
Эксперты прогнозируют, что и в дальнейшем ВАЗ пойдет по пути наименьшего сопротивления и наряду со штамповкой старых моделей и «Калины» будет создавать СП с зарубежными корпорациями, в результате чего на площадях предприятия будут собираться иномарки. ««Автомобильный индустриальный парк», созданный на основе пустующих мощностей тольяттинского завода, – это хороший производственный узел. ВАЗ – идеальный партнер для зарубежных производителей», – отмечает Тим Маккатчен. По его словам, ВАЗ предложит свою инфраструктуру и знание российского рынка, а западный партнер – деньги и технологии.
Отдел компаний
Андрей Сердечнов, 14.08.2003
обсудить
| |