Автор: TaNKist [[ Нягань ]] (---.td.tnk.ru)
Дата: давно
Назначение обыкновеной АКПП и вариатора одинаковое - плавное изменение передаточного отношения в зависимости от нагрузки на двигатель, оборотов и т.д., т.п.
Принципиальное отличие кроется в конструкции данных механизмов.
Так классическая АКПП включает в себя несколько агрегатов, главными из которых являются гидротрансформатор и механическая планетарная коробка передач.
Гидротрансформатор выполняет не только функции сцепления, но и автоматически изменяет крутящий момент в зависимости от нагрузки и частоты вращения колес автомобиля. Коробки автоматических трансмиссий имеют зубчатые зацепления, но существенно отличаются от обычных механических КПП хотя бы потому, что передачи в них переключаются без разрыва потока мощности с помощью приводимых гидравликой многодисковых фрикционных муфт или ленточных тормозов. Необходимая передача выбирается автоматически с учетом скорости автомобиля и степени нажатия на педаль газа, которая определяет желаемую интенсивность разгона. За выбор передачи отвечает гидравлический и электронный блоки управления АКПП.
Кроме гидротрансформатора и планетарного механизма в состав АКПП входит масляный насос, снабжающий гидротрансформатор и гидравлический блок управления рабочей жидкостью и обеспечивающий смазку коробки, а также радиатор охлаждения рабочей жидкости.
2. Наибольшее распространение среди авто- и мотопроизводителей получил т.н. клиноременный вариатор, это устройство, чертеж которого набросал Леонардо да Винчи еще в 1490 году, с успехом используется десятки лет в станках небольшой мощности и в швейном оборудовании. Первый вариатор с тянущими ремнями из резинокордной ткани применили голландские конструкторы микролитражки DAF-600 в 1958 году..
Основные детали вариатора - два раздвижных шкива и соединяющий их ремень, в сечении имеющий трапецеидальную форму. Если половинки ведущего шкива сдвиуть, они вытолкнут ремень, словно попавший между ними клин (отсюда и название "клиноременный"), наружу - радиус шкива, по которому работает ремень увеличится, следовательно, увеличится и передаточное отношение.
А если половинки ведомого шкива, наоборот, раздвинуть, то ремень провалится внутрь и будет работать по меньшему радиусу - передаточное отношение уменьшится. Если оба шкива будут в промежуточном положении, то передача станет прямой."
Главное в конструкции вариатора это ремень, теперь это не набор пластинок и уж тем более не резинокордная ткань, а стальная многорядная цепь состоящая из из множества звеньев (более 1000 в зависимости от модели).
Главная особенность вариатора в том, что во время изменения передаточного отношения (во время разгона), обороты двигателя остаются практически неизменными. Если настроить вариатор так, чтобы он поддерживал постоянными обороты максимальной мощности двигателя, то разгон получится максимально эффективным.
Таким образом мы видим, что требование автопроизводителей в отношении специальных жидкостей вполне оправдано, т.к. передача крутящего момента осуществляется только за счёт сил трения.
p.s. Но вообще то по данной теме море информации!!!
......................................................................................................................
TOYOTA MARK II Grande REGALIA, GX100, октябрь 1997г., 1G-FE
| |