Автор: 1g (---.Nsk.dial.rol.ru)
Дата: давно
"Бумер". Гимн достижениям новой России…
http://www.contr-tv.ru/article/culture/2003-11-05/bmw
Ставшие традиционными за последние несколько лет разговоры о смерти российской культуры ввиду перевода её на рыночные рельсы (да ещё с таким профессиональным стрелочником, как Швыдкой), представляются теперь не столь однозначными. На фоне достижений отечественного кинематографа за последние 15 лет, убогого и жалкого, как огрызки Советского Военно-морского флота, вышедший на экраны кинофильм «Бумер» можно по праву считать редким исключением. Фильм явно небесталанный. Фильм, при всей мерзости затронутой темы, всё же имеющий душу или что-то на неё до боли похожее. В конце-концов это просто фильм, способный тронуть. Картина вроде бы продолжает подлейшую тему популяризации организованной преступности — чудовищную тему, толкающую мальчишек не на путь созидания, добра и защиты добра, а в разного рода «бригады». Герои фильма — бандиты, люди отвратительные, про которых ничего не хочется говорить, кроме знаменитого жегловского «ворр должен сидеть в тюррьме». Люди мерзкого образа жизни, мерзкого рода занятий и сами по себе мерзкие в этой среде. Однако…
Однако зритель им сопереживает. Истории кинематографа известны примеры, когда бандиты-герои фильма вызывали сопереживание у зрителя, по крайней мере до конца повествования. Можно вспомнить кинофильмы «Крёстный отец», «Мама, не горюй» или та же «Бригада».
Однако у этих кинокартин есть огромный недостаток, который в некоторых развеивается к концу картины (как в «Крёстном отце), а в некоторых служит главенствующей идеологической установке новой власти по маргинализации населения и направления энергии молодых россиян в «бандитское русло».
Эти фильмы представляют своих героев — бандитов — вполне положительными и даже благородными персонажами, справедливыми и ограничивающими своим существованием ещё большее зло (например, дон Корлеоне выступает против торговли наркотиками). Нечто вроде современных городских Робин Гудов.
В кинофильме «Бумер» портреты героев иные. Главные персонажи — весьма крутые и «отмороженные» ребята; никакой справедливости они не вершат. То, что они творят — жестокое зло. И даже зачастую проявляя человеческие чувства (эпизод на бензоколонке с мальчишкой-заправщиком) они всё равно порождают зло, беду и людское горе…
Однако зритель, тем не менее, за них всё-таки переживает. Почему?
Причина этого феномена в том, что в фильме очень резко, талантливо и чётко показан Мир, в который превратили нашу страну. Если быть совершенно точным — предельно исчёрпывающе показано то, во что превращён некогда сильный, могучий и свободный мир Советского Союза. Тот мир, где люди могли отдыхать в любом месте практически не опасаясь за свою безопасность, где взятки гаишникам были редким явлением и где о вооружённом ограблении несколько лет рассказывали там, где оно случилось и по всей остальной стране. Мир, где 280 миллионов человек НЕ БОЯЛИСЬ ЗА СВОЮ ЖИЗНЬ, превращён ныне в Мир Свинский.
На фоне этого Свинского Мира герои картины — всего лишь его обыкновенные жители, не лучше и не хуже других. Кто-то спился, кто-то опаскудился, кто-то стал бандюгой…
Таков этот Свинский Мир, построенный за годы «рыночных реформ», когда всё стало товаром. Он, как гнусное и вонючее болото, затягивает в себя людей, выплёвывая вместо них каких-то жутких и мерзких тварей, нежить, нелюдей. Этот мир повсюду — и безумно сложно, почти невозможно избежать его мерзкой пасти. Один из ребят так и говорит бабке-знахарке: «Не мы такие — жизнь такая…».
Сюжет фильма прост: четверо приятелей-подельников попадают в переделку (с убийством) и им приходится срочно уходить из Москвы — чтобы не нашли. Нет времени собираться и они вчетвером на угнанном «бумере» гонят в какой-то городок в российской глуши, где хотят отсидеться и затеряться. И начинается нечто похожее на «Путешествие из Петербурга в Москву». Исключительно реалистичное и исключительно правдивое повествование о том, во что слуги Свинского Мира превратили наш Мир. Путь героев картины пролегает через одичавшую страну, населённую одичавшими людьми. Проносятся мимо разорённые деревни — пустые, ветхие, с полуживыми остатками спивающегося населения и брошенной, ржавеющей техникой. Ещё совсем недавно, каких-нибудь пятнадцать-двадцать лет назад, эти люди, ставшие теперь «населением» на этой технике, ставшей теперь добычей торговцев металлоломом, создавали то, что дарило Миру Людей жизнь.
Теперь всё разрушено. Как после Мамая. Или Гитлера. Когда смотришь эти кадры в фильме (кадры, исключительно верно создающие настроение, которого добивались авторы), появляется дикое ощущение: нет, этого просто не может быть! Это сон, морок, наваждение! Вот сейчас этот кошмар закончится, герои проснутся — и вокруг них будет нормальный Мир, Мир Людей. В котором бандиты не диктуют свой волчий закон всем окружающим… Но сон не рассеивается. И наваждение не проходит…
Кто-то там сейчас публично любит лить «искренние» крокодиловы слёзы по поводу того, как тяжко жилось крестьянам при Советах? На, смотри, страдалец. Открой глаза пошире и посмотри на жизнь чуть дальше столицы. Посмотри хоть по телевизору — если боишься взглянуть правде в глаза лично…Посмотри на разгромленные деревни без Советов — без медицинской помощи, без молодёжи. Почти без людей. Посмотри, во что за годы строительства «демократического общества» превратилась милиция (когда-то она по праву называлась народной… и, как ни «ужасно» это звучит, защищала народ от его врагов).
Кто-то лил крокодиловы слёзы над советскими очередями? Кто-то «возмущался» столичному изобилию на фоне провинции? На, смотри что такое сегодняшний сельский магазин. Там, где он вообще есть. Кто-то «горевал» об отсутствии «полноценного досуга» у подростков в небольших советских городах? На, смотри на то, чем занимаются сейчас наши мальчишки…Смотри, что такое мир, который вы построили, «идеалисты», борцы за свободных фермеров и щедрых-богачей-с-чьего-стола-всем-перепадёт. Вот Свинский Мир, по которому тосковали Новодворская, Чубайс, Гайдар и Горбачёв. Франкенштейны…
…И вот этот Свинский Мир в конце концов героев сжирает. И их не то чтобы уж совсем жалко (хоть зритель и успевает породниться с ними за фильм) – вот ещё, бандюков жалеть, пусть и своих… Но жалко того, что произошло, и жалко того, где всё это произошло. Самое ужасное, что фильм заставляет задуматься: а насколько «реалистично» всё это смотрелось бы, если бы эту картину показали бы году эдак в 85-ом?
И какой «ошеломляющий» «прогресс» сделало наше общество, построив по подсказкам «защитников свободы», другой, Свинский Мир. В общем, справедливая и небесталанная зарисовка того, во что превращён некогда добрый и справедливый мир. Фильм наглядно демонстрирующий «достижения» нынешнего общественного строя и нынешней Власти. Фильм, по сути, обвиняющий…
Д. Никитич, Ф. Логинов
| |