Автор: Nebulus [Нижневартовск] (80.237.66.---)
Дата: давно
Новый кабинет, скорее всего, будет либерально-реформаторским, а не «силовым»
Сообщение об отставке правительства во вторник стало неожиданностью не только для экспертов, но и для источников RBC daily в самом правительстве. Эксперты полагают, что решение отправить кабинет в отставку до, а не после выборов продиктовано не только стремлением Кремля сделать эффектный предвыборный ход. Скорее всего, отставка призвана сделать формирование новой структуры и команды правительства более быстрым и эффективным. Кроме того, обнародование кандидатуры нового премьера сделает выборы президента более легитимными: россиянам будет предложено голосовать не только за президента, но и за его новый курс. Собеседники RBC daily затрудняются сказать, кто именно станет новым премьером. Однако они считают, что у Виктора Христенко достаточно шансов занять пост главы Белого дома. В любом случае, по их мнению, новое правительство сохранит курс на либерализм, а прихода к власти силовиков или свертывания реформ ждать не приходится.
За новейшую историю России на премьерском посту дольше Михаила Касьянова пробыл только Виктор Черномырдин. И именно при правительстве Касьянова Россия пережила выход из кризиса, установление политической стабильности и стала ставить перед собой «амбициозные задачи». За четыре года президентства Владимира Путина и премьерства Михаила Касьянова в России была в основном проведена налоговая реформа, было систематизировано и сведено в кодексы законодательство по многим отраслям. Кроме того, под патронажем «человека Касьянова» началась работа над административной реформой – и в этом кроется одна из причин отставки кабинета именно сейчас, а не после выборов. «Есть системный момент, связанный с проблемой формирования нового правительства, – сказал RBC daily руководитель спецпроектов Института Социальных Систем МГУ Дмитрий Бадовский. – Давно говорили о том, что без гарантий своего премьерства в правительстве второго срока Касьянов не будет проявлять активность по некоторым направлениям, в том числе по административной реформе, формированию новой структуры и новой команды правительства. Видимо, было принято решение о том, что этим должен заниматься новый премьер». Действительно, работа над новой структурой правительства и его новым кадровым составом «при живом старом премьере» была бы не только политически некорректной, но и весьма затруднительной.
«Важную роль в отставке правительства сыграли сугубо политические причины – в частности, неудовлетворенность работой Касьянова и его людей, в том числе Бориса Алешина, над административной реформой», – соглашается руководитель департамента политологических программ Центра политических технологий Алексей Зудин. «Владимир Путин окончательно подвел черту под первым сроком своего президентства, – сказал г-н Зудин RBC daily. – В течение первого срока страной фактически правила «тройка»: Путин-Волошин-Касьянов. Теперь из этой тройки остается только один – президент. Поэтому и политику, и курс правительства будет определять президент. Соответственно, того же можно ожидать и от нового состава правительства». Таким образом, если кабинетом будет руководить не Касьянов, всегда ассоциировавшийся с «Семьей», а изначально «путинский» человек, то президент в очередной раз замыкает на себе всю полноту ответственности за принимаемые правительством решения.
Единоличная ответственность президента наводит на мысль о еще одной политической проблеме, которая, возможно, подвигла Кремль на решение об отставке правительства. «Существуют интересы избирательной кампании Путина. Хотя в исходе выборов никто не сомневается, существует проблема их легитимности – не только формальной, но и по содержанию», – говорит Дмитрий Бадовский. В последние месяцы только ленивый не говорил о «безальтернативности» президентских выборов, о наличии «лишь одного» кандидата. Кроме того, недавно соперники Владимира Путина стали в один голос заявлять о возможном снятии с дистанции своих кандидатур. Все это отнюдь не способствует легитимности «по содержанию». В течение многих месяцев источники говорили, чтоКремль хочет превратить выборы в «референдум доверия» Путину – впрочем, никто не знал, как именно. Теперь же очевидно, что решение было найдено. «Отправив правительство в отставку, президент как бы предлагает голосовать не просто за него – а за него, за нового премьера, новую команду и новый курс», – говорит Дмитрий Бадовский.
Среди претендентов на пост главы кабинета источники RBC daily в правительстве называют самые разные фамилии: нынешнего и.о. премьера Виктора Христенко, первого вице-премьера Алексея Кудрина, главу Минэкономразвития Германа Грефа, заместителя руководителя кремлевской администрации Игоря Шувалова, а также министра связи Леонида Реймана. Что касается вице-премьера Бориса Алешина, то его кандидатура, по общему мнению, больше не рассматривается – из-за неудовлетворенности Кремля вверенной Алешину работой над административной реформой. «По традиции, больше шансов возглавить правительство у человека, назначенного и.о., – считает Алексей Зудин. – Назначение Христенко решает проблему преемственности – не политической, а технической, управленческой. Ведь в периоды смены правительства всегда возникает риск потери управляемости, а решение о назначении Христенко этот риск минимизирует». Тем не менее, несмотря на техническую «преемственность», структура правительства серьезно изменится. «Новый премьер будет не политической, а технической фигурой. А это значит, что такие структуры, как аппарат правительства, который фактически дублировал основной кабинет и делал из премьера тяжелую политическую фигуру, будут убраны либо серьезно сокращены, – говорит Алексей Зудин. – И новая структура правительства, вероятнее всего, если не совпадет, то, по крайней мере, попадет в вектор, обозначенный положениями административной реформы».
Во вторник информационные агентства цитировали источники в правительстве, утверждающие, что кандидатура нового премьера будет внесена в Думу уже на следующей неделе. Пока имя нового премьера не станет известно, вопрос о курсе второго срокапрезидентства Владимира Путина будет оставаться открытым. Однако собеседник в либеральном крыле правительства сообщил RBC daily, что настроение в этой части кабинета «отличное», хотя отставка и стала для всех неожиданностью. С этим настроем солидарны и инвесторы, и политологи. «Хотя у нас пока все еще больше вопросов, чем ответов, по нашему первому ощущению это хорошая новость, – написал в своем обзоре во вторник ведущий аналитик компании «Совлинк» Эрик Краус (Eric Kraus). – Путин освобождает себя от последних рудиментов ельцинского режима, и мы ожидаем, что он назначит правительство с сильным реформаторским уклоном, по крайней мере в областях финансов и экономики». С этим мнением согласен и Алексей Зудин. «Думаю, это будет правительство, приверженное либеральным реформам в экономической и социальной сфере, – говорит он. – На этот счет президент выразился недвусмысленно на встрече с доверенными лицами. Думаю, либералы – такие как Кудрин и Греф – сохранят, а то и улучшат свои позиции в правительстве».
Слухи о том, что назначение нового премьера может превратиться в триумф «питерских силовиков», сейчас воспринимаются скорее как «страшилка» или PR-активность самих силовиков. Такого же мнения эксперты придерживаются и относительно последней информации о возможном создании в новом кабинете поста для специального – «силового» – вице-премьера. «На 100% исключать такую возможность нельзя, но она представляется мне маловероятной. Правительство у нас все-таки «хозяйственное». Силовые министры выделены в нем в отдельный блок. А слухи о создании специального поста теперь, оглядываясь назад, можно воспринимать скорее как предвестники отставки кабинета, – говорит Алексей Зудин. – Введение поста силового вице-премьера может только ухудшить прямую связь между президентом и силовыми министрами. Для координации силовых ведомств есть Совет Безопасности – и именно там следует ждать перестановок, связанных с силовиками».
Новому кабинету предрекают долгую жизнь, однако премьеру-2004 едва ли суждено просидеть в своем кресле до окончания второго срока президентства Владимира Путина. «В Госдуму будет внесена кандидатура именно того премьера, который будет надолго. А министры пока останутся, за редким исключением, те же, что и сейчас, – полагает Дмитрий Бадовский. – После выборов правительство все равно снова уходит в отставку – и тогда произойдет повторное назначение нового премьера, но правительство и кадровый состав будут формироваться уже по-новому. За эти два месяца новый премьер подготовит новую структуру и новые кадры». По мнению Алексея Зудина, новое правительство, вероятнее всего, будет распущено до выборов 2008 года. «Есть возможный фактор, о котором напоминают некоторые экономисты. По законам циклического развития экономики, на второй срок президентства Путина может прийтись экономический спад – причем даже не обязательно связанный с ценами на нефть, – отмечает г-н Зудин. – В этой ситуации лучше пожертвовать «техническим» премьером». В любом случае, ближе к концу второго срока на повестке дня возникнет проблема преемственности верховной власти. И она, скорее всего, потребует замены «технического» премьера на «политического». «Президент сказал, что это его последний срок, и недавно заявил, что будет готовить себе преемника, – отмечает Алексей Зудин. – А единственно вероятная и технически, и политически возможность подготовки преемника – это сделать его вторым лицом». Эта схема в России уже отработана – ведь именно так в свое время к власти пришел Владимир Путин.
http://www.rbcdaily.ru/news/policy/index.shtml?2004/02/25/51681
| |