О главных паразитах

Архив объединенного форума
Drom.ru - японские автомобили
Продажа авто | Каталог | Отзывы | Вопросы и ответы

Объединенный - Выбор и приобретение - Общие вопросы - Гараж - Страхование - Музыка в авто - Правовой - GT
Toyota - Nissan - Mitsubishi - Honda - Mazda - Subaru - Suzuki - Isuzu - Daihatsu - Грузовики и спецтехника - Барахолка (продам) - Барахолка (куплю)

Перейти на новый Общий форум

 Список форумов  |  Архив объединенного форума  |  Поиск 
 О главных паразитах
Автор: 1g (---.nsk.su)
Дата:   давно


Оригинал этого материала
© "Московские новости", 19.03.2002

Недопроданный АвтоВАЗ
Евгения Квитко

Похоже, что история отечественного автопрома близка к закату. Столп этой отрасли ВАЗ переживает странные события, после которых появление новых хозяев, - скорее всего, иностранных - не покажется случайным

Искусственное разогревание цены на Тольяттинский завод может привести к вполне реальной криминальной войне
Правительство собирается 21 марта обсудить перспективы автомобильной отрасли в России. Повестка дня кабинета спокойная и наукообразная. На самом деле на рынке российских автомобилей паника. "Легковой" автопром, - понятно, прежде всего ВАЗ - находится в самом жестком за все последние годы положении. Неудавшееся лоббирование высоких пошлин на ввоз иномарок создало патовую ситуацию, которая пока держится в тайне. Руководство ВАЗа заявляет, что продукция разбирается с лету. Но, по данным "жигулевских" дилеров, на их складах по всей стране уже два месяца стоят примерно 30 тысяч автомобилей, причем без особых перспектив продажи в ближайшие месяцы. Цифра прошлогоднего завоза иномарок - более чем 470 тысяч - в этом году даже перекроется. И это должно разрушить огромный, отлаженный, криминализованный бизнес, в котором есть в том числе теневые государственные интересы.

Рухлядь против новых "жигулей"
Поток подержанных иномарок для тольяттинского ВАЗа, безусловно, основная угроза. Заводское начальство не утомляется повторять, что их это никак не касается, поскольку у завода своя ниша на рынке. Однако стоит туда попасть лишней сотне тысяч иномарок, как для "жигулей" наступает коллапс. Другая угроза - макроэкономическая - связана с тем, что правительство давно держит курс доллара. Но как держит, так в случае беды и бросит. Серьезнее другая проблема, - по конфиденциальной информации, несколько европейских компаний, в том числе французская, румынская и корейская, разрабатывают свои автомобили в упрощенной комплектации. Так что они через 2 - 3 года смогут доставить их на наш рынок по цене ниже "десятки". Плюс к этому вступление в ВТО уже не даст поднять пошлины, даже если лобби сработает лучше, чем в этот раз...

Спасти ВАЗ может только резкое улучшение качества, но в это нужно вложить несколько миллионов долларов одномоментно. На заводе самортизировано от 50 до 80 проц. основных фондов, он работает на грани рентабельности - не выше 12 - 15 проц. Инвесторов, симпатизирующих заводу до такой степени, чтобы выложить нужные деньги, нет. Сегодняшняя затоваренность дилеров "жигулями" похожа на ситуацию 1996 года, когда все склады были забиты. Завод тогда резко снизил цены на автомобили, а рабочим много месяцев не выплачивал зарплату.

Сегодня, не исключено, все близится к этому финалу. Нормальный рынок с равными условиями для всех может сильно расстроить некоторых его участников.

Жертвы цивилизованного рынка
Кому реально угрожает кризис на заводе? Имея в виду, конечно, не рабочих и городскую казну... Есть много потенциальных жертв. Ключевых - несколько. Если говорить о "государственных" интересах, то серьезно обеспокоена таможня. Ежедневно на заводе производится 2700 - 2800 автомобилей, для каждого из них ввозится материалов из-за границы примерно на 800 долл. Вот это и есть объем ежесуточных интересов таможни на ВАЗе.

Еще один канал, ее питающий, - экспорт. В год за границу уходит около 180 тысяч вазовских продуктов. Возможно, как и прежде, часть из них, не дойдя до западного потребителя, мечтающего о "жигулях", растаможивается и остается на родине. Факт, что экспортная цена по сравнению с внутренней по-прежнему сильно занижена. Можно догадаться, что эта разница - предмет вожделения топ-менеджеров завода и таможни. Так что не в интересах таможни потерять ВАЗ.

Другие ожидаемые жертвы - дилеры. Уже сейчас на тольяттинской площадке их собираются сокращать со 100 до 40 (при том, что у каждого еще есть по нескольку десятков субдилеров). Не исключается даже, что у ВАЗа вместо 320 официальных дилеров по стране останется по одному дилеру на регион. А это, мягко говоря, называется сворачиванием бизнеса. Некоторые дилеры планируют с мая отказаться от "жигулей", тем более что уже сейчас они сильно теряют на этой затоваренности (дилеры покупают у завода машины по 100-процентной предоплате, для чего берут банковские кредиты. И мало того - обязаны расплачиваться с заводом не наличными, а векселями Автомобильной финансовой компании, в которой присутствуют интересы топ-менеджмента АвтоВАЗа, и деньги в его пользу крутятся после оплаты еще два-три месяца).

Но даже если дилеры перейдут на продажу иномарок или вообще чем-нибудь другим займутся, остаются главные участники процесса - теневики и бандиты. Те, кто "сидит" на продаже автомобилей, запчастей, на поставке материалов и комплектующих на завод. Занятых в автопроизводстве авторитетов в Тольятти около 10. Они навели в городе такой "конкретный" порядок, что фирменные вазовские автоцентры покупают запчасти не у головного заводского центра запчастей, а у них же.

Сегодня в городе, по местным меркам, спокойно. Настроение передышки между боями. Очередная крупная гангстерская война в Тольятти завершилась, когда Ассоциация ветеранов правоохранительных органов захотела "взять под себя" запчасти. Немедленно двое из ее руководства - бывший сотрудник ФСБ и бывший подполковник милиции - были расстреляны. "Красные крыши" (милиция) с тех пор не стремились изменить сферу влияния.

Теперь в Тольятти ведутся только мелкие перестрелки по неключевым вопросам. Но у войны есть все основания начаться заново. Если бизнес будет сужаться, его снова придется делить. Криминал готов, конечно, к талантливым изобретениям - ему, например, принадлежит идея сборки на заказ, которая теперь считается официальной гордостью завода. Однако бизнеса все равно не хватит на всех, даже при его теневой модернизации.

Кризис на заводе должен сильно задеть известный на всю страну железный черный рынок неподалеку от Тольятти. Это полторы тысячи контейнеров, которые стоят их арендаторам по 10 тыс. рублей в месяц, но прибыли приносят достойные. Здесь можно купить абсолютно все, включая дорогие иностранные запчасти, которых не хватает основному конвейеру ВАЗа. В основном рынок торгует ворованными с завода запчастями или запчастями с ворованных автомобилей. Рынок держит известная в области группировка [см. справку- прим. Компромат.Ру], и вряд ли она готова без боя потерять доходы.

Фондовый скачок
Итак, есть достаточное количество людей, заинтересованных в жизнеспособности ВАЗа. Однако довести его до кондиции малой кровью уже маловозможно. Завод явно готовят к продаже (так, чтобы, ясно, все действующие лица остались у руля). И относительное затишье бандитских группировок в городе - не что иное, как временное соглашение о перемирии, чтобы не испугать покупателя. Имидж бандитского города больше не подходит.

К предпродажной подготовке относится и очевидный разогрев вазовских акций. Несмотря на тяжелое состояние завода, его акции сегодня чуть ли не самые ликвидные в России. Их рынок разогревается так хрестоматийно, что сложно этого не заметить. Искусственно заниженные в цене для дешевой приватизации акции теперь ежедневно дорожают. Можно подумать, что завод набирает сумасшедшие обороты.

У финансового управления завода в Тольятти стоят очереди со списками (я заняла ее и была записана 1218-й). Больше 20 компаний - официально или через подставных лиц - скупают акции. К управлению ежеминутно подходят ребята небезопасной внешности, потусуются, послушают разговоры и отходят. Существует несколько точек, помимо финуправления завода, где можно, если все оформлено нормально, тут же продать акции.

Пару дней назад привилегированная акция стоила 580 рублей, обыкновенная - 900. За несколько дней до этого цены были ниже примерно на 200 рублей за каждую. Для ВАЗа, где рабочие, трудясь в две смены (вечерняя заканчивается в 0.15) в отнюдь не экологичных условиях, зарабатывают от 4 до 7 тысяч рублей в месяц, это неплохие расценки. Все стремятся скорее скинуть акции, пока они снова не стали дешеветь. Правда, председатель Совета директоров ВАЗа Владимир Каданников заявляет, что реальная цена акций должна достичь в ближайшее время не меньше 40 - 50 долларов. Подозреваемые в покупке

Кого именно подозревают в желании купить? Именно так ставится вопрос о ВАЗе в Тольятти. Здесь ничего не говорится вслух, а задавать вопросы чревато. Атмосфера, как в Чикаго, которым пугали в детстве. Испуг витает в воздухе. Добраться до высшего заводского менеджмента в принципе можно. Но это к информации ничего не прибавляет. Если только интересно взглянуть на парочку людей, фигурирующих в художественном фильме о Борисе Березовском (фильм с Машковым в главной роли сейчас в Париже монтирует Павел Лунгин)... Зато разговор в верхах сильно затрудняет дальнейшее общение со всеми остальными. Ты ведь была у Самого, он может узнать, с кем еще ты общалась, и будут приняты меры против разговорчивых.

И все-таки, даже побывав у Самого, можно по обрывкам недоговоренностей ответить на вопрос, кто подозреваем в желании купить. Самый легкий ответ - Олег Дерипаска, глава крупного автомобильного холдинга с ядром - ГАЗом. Он был настроен на покупку. Но по мелочам скупать у трудового коллектива (у него сейчас, кстати, осталось не больше 4 проц. акций) не имел в виду. А планировал купить контрольный пакет, который был долго в залоге у государства и только пару месяцев назад возвращен АвтоВАЗу. Так что сделка для Дерипаски сорвалась, и пока он ждет развития событий.

Есть еще компания "Сок". Она владеет 23 заводами-поставщиками, компаниями "Ижмаш", "РосЛада", "АвтоВАЗагрегат". Недавно она, собственно, стала выпускать "жигули". АвтоВАЗ отдал "РосЛаде", как ее учредитель, производство "девятки", а "Ижмаш" приобрел лицензию на "классику".

На заводе есть поговорка: "Менеджмент в собственном Соку". Имеется в виду, что топ-менеджеры ВАЗа имеют акции в "Соке", и наоборот (схема знаменитого перекрестного акционирования, использованного Березовским, когда одни и те же люди владели ВАЗом, ЛогоВАЗом и Автомобильным всероссийским альянсом - AVVA). Считается, что завод готовятся передать "Соку", и, получается, он останется в общем-то у тех же лиц. Только компании АвтоВАЗ в таком случае удастся освободиться от некоторого людского и материального балласта.

Бархатный переворот
Инвестиционные возможности нынешних владельцев понятны. Поэтому самым желаемым потенциальным покупателем остается General Motors (GM). С ним АвтоВАЗ ведет переговоры о сотрудничестве уже около 12 лет. Желание продать завод американской компании возникло позже, но ненамного. Длительные переговоры привели все-таки к результатам. GM сказал: мы готовы купить, только скажите, у кого именно. К таким откровениям топ-менеджеры АвтоВАЗа готовы не были, и переговоры завершились компромиссом. Американцы создали с ВАЗом совместное предприятие, в котором, кстати, учредительствует не АО "АвтоВАЗ", а AVVA (Каданников там член Совета директоров, а Николаев, ушедший полтора месяца назад на пенсию с поста гендиректора завода, в AVVA председатель совета).

СП передан бренд "нива". ВАЗу осталось лишь семейство переднеприводных автомобилей, кроме "девятки", и до недавнего времени он обладал правами на умирающую "классику", которую теперь производит "Сок". Право на производство всех модификаций джипов "нива" теперь у General Motors.

Есть одно важное условие: если ВАЗ начнет банкротиться или перейдет в другие руки, то СП полностью переходит под юрисдикцию General Motors. Таковы условия контракта, чтобы в случае чего американская сторона ничего не потеряла. Она ведь собирается работать всерьез: завозить оборудование, передавать СП свои технологии, отбирать собственноручно кадры (последнее передается в Тольятти из уст в уста: "В СП берут по конкурсу, а не по блату").

Именно от General Motors ожидают в конце концов покупки завода. Но есть и другой вариант - бархатная революция. В документах СП записано: если ВАЗ нарушает условия контракта с General Motors по качеству поставляемых на СП комплектов для новой "нивы", с него взимаются штрафы. Они довольно крупные. По экспертным оценкам, качество автомобилей ВАЗ в среднем в 40 - 50 раз ниже требований, предъявляемых к своей продукции General Motors. Не случайно, как только первая "нива-2123" в интерпретации АвтоВАЗа сошла с опытного конвейера, General Motors тут же запретил ее серийное производство. И готовится теперь в сентябре выпустить свой вариант той же модели, но так, чтобы при ожидаемой себестоимости автомобиля в 4 тыс. долл. на 2 тыс. долл. комплектующих ввозилось из-за границы.

Так вот, не исключено, что через 2 - 3 года сумма штрафов превысит стоимость всего завода, и он мягко отойдет General Motors. Эта версия выглядит так изящно, что некоторым аналитикам даже пришло в голову, что она и есть новый гениальный план мягкого ухода руководства ВАЗа из банкротящегося завода в перспективный проект СП.

Кому принадлежит завод?
Предпродажная подготовка налицо. Произойдет ли она быстро? Наши источники полагают, что нет. Владимир Каданников и люди, стоящие за ним, играют, как считается, первую скрипку в этом решении. Ждут интересного предложения. И по одной из версий, ни много ни мало как предложения лично Каданникову акций самого General Motors в обмен на сделку с ВАЗом. Судя по публичной информации, Каданников продал все свои вазовские акции. Но, по нашей информации, под его влиянием и в его фактическом управлении находится больше 53 процентов акций.

Кто еще выставит требования в этой сделке? Те из реальных хозяев ВАЗа, которые, судя по всему, скрываются за некими подставными фирмами. Кстати, увидеть учредительные документы практически нереально. Говорят, что до сих пор в Совете директоров ЛогоВАЗа числится Борис Березовский, а возглавляет совет его друг Бадри Патаркацишвили. ЛогоВАЗ же, в свою очередь, учредитель AVVA, которая владеет 33 процентами акций ВАЗа. Таков приблизительный круг влиятельных лиц на АвтоВАЗе, от которых зависит, кому продавать завод, когда и каким способом. Вариант "или не продавать", судя по всему, уже не рассматривается.

Досье МН
АвтоВАЗ. Заводу 36 лет. За это время он выпустил более 20 млн. легковых автомобилей. По официальным данным, сегодня на его долю приходится около 75 проц. всех выпускаемых отечественных легковых машин. Из 1,4 млн. проданных в России в 2001 году автомобилей - 760 тыс. произведены АвтоВАЗом. На заводе работают около 110 тыс. человек. Более 700 поставщиков материалов на ВАЗ и субпоставщиков обеспечивают примерно 2 млн. рабочих мест. Градообразующий завод - в Тольятти. Территория - 580 гектаров, протяженность завода - 2 км. По предварительным итогам, АвтоВАЗ получил чистой прибыли в 2001 году в размере примерно 3 млрд. рублей. По этому поводу Каданников заявил, что не менее 10 проц. от этой суммы пойдет на выплату дивидендов (дивиденды будут выплачиваться впервые за последние 9 лет).

* * *

СП АвтоВАЗа с General Motors - "GM-АвтоВАЗ". 340 млн. долл. - общий объем инвестиций в проект. Из них General Motors вкладывает 100 млн., столько же вносит ВАЗ в виде интеллектуальной собственности (конструкция "ВАЗ-2123", сооружения и оборудование), 40 млн. долл. вкладывает ЕБРР. Еще 92 млн. долл. банк выделяет в качестве кредита. Общая численность СП не превысит 1200 человек. Планируемый срок окупаемости проекта - 6 лет. Конвейер обещано запустить 23 сентября 2002 года. Производство "Chevrolet-Niva" на экспорт планируется с 2003 года.

(Использованы данные сайта Международной ассоциации дилеров Ladaonline).


***




Карта форума - Общий форум


Архив объединенного форума
Toyota - Nissan - Mitsubishi - Honda - Mazda - Subaru - Suzuki - Isuzu - Daihatsu
1990 - 1991 - 1992 - 1993 - 1994 - 1995 - 1996 - 1997 - 1998 - 1999 - 2000 - 2001 - 2002 - 2003 - 2004 - 2005 - 2006 - 2007 - 2008 - 2009 - 2010 - 2011 - 2012 - 2013 - 2014 - 2015 - 2016 - 2017 - 2018 - 2019 - 2020 - 2021 - 2022 - 2023 - 2024