Автор: panda (---.access.vntc.ru)
Дата: давно
Одно замечательное письмо, выдранное мной (с мин. купюрами) из Эпистолярия Авторевю, называлось "Его Величество Крутящий Момент" :
Мне непонятно одно — почему вы все время забываете про второй закон Ньютона? Еще в школе нас учили, что а = f/m. Мощность в эту формулу, как известно, не входит.
Рядом с мощностью, значение которой написано в технической характеристике любого автомобиля, обязательно указывается количество оборотов в минуту, при которых эта мощность развивается. Опять же, мощность есть произведение крутящего момента на обороты (или силы на скорость для поступательного движения). Так что тут правит бал Крутящий Момент.
Вы часто пишете, что такие-то инженеры здорово поработали над спрямлением кривой крутящего момента у того или иного мотора. Или, например, что крутящего момента у такого-то мотора в избытке — можно тащить тяжелый прицеп без напряга. Вот и создается у нормального мужика впечатление, что мощность — это там, где пушечный разгон, прохождение поворотов "веером", восхищенные взгляды и так далее, а момент — это какая-то непонятная величина, связанная с тракторной тягой, тасканием прицепов и перевозкой двухсоткилограммовой жены в застиранном халате и с неснимаемыми бигудями на голове. Просто обидно становится за Крутящий Момент. А ведь это именно он, неутомимый, "выстреливает", "распрямляет траекторию" на переднем приводе и "уводит в затяжной, но контролируемый занос" на заднем.
Конечно, в околоавтомобильной среде сильны языковые штампы, и нередко приходится слышать: "Моя тачка принимает, как ненормальная, мощи в ней триста "кобыл". И такому молодцу нужно долго объяснять, что мощность здесь ни при чем. Так уделите же подобающее внимание и Крутящему Моменту!
К. Цивинюк,
Красноярск
| |