Автор: gf [Москва] (195.16.38.---)
Дата: давно
Наверно не все ходят на авто.ру вот краткий отчет по поездке в Казахстан.
=======
Проект поездки в Казахстан созрел давно. Увидеть эту большую и разнообразную страну стало делом последних месяцев, в основном заключавшееся в том, чтобы раздобыть какую-то информацию, карты и разработать маршрут. Цель поездки — разведка, стоит ли в будущем планировать длительные путешествия по восточному соседу. Забегая вперед, скажу, да стоит. За время поездки не сожалели не на миг о содеянном.
Ни шатко, ни валко подготовка вступила в заключительный этап, все необходимое собрано, отправляемся в путь. Хотя стоит заметить, реальных качественных карт по КЗ найти ооочень сложно. Для ориентирования использовали 5километровки, космические снимки и естественно спутниковую навигацию. Без этих атрибутов, категорически не советую отправляться в дикий туризм по Казахстану. Транспортное средство, авто Тойота Халакс Сурф -- полноценный внедорожник, с хорошим клиренсом, что совсем не маловажно в подобного рода путешествии. Состав «экспедиции» - я и моя жена Светлана. Конечно было несколько страшно отправляться одним в такое путешествие, но «настоящих буйных» не нашлось, да мы собственно об этом и не пожалели в дальнейшем. Маршрут поездки следующий, Волгоград, озеро Эльтон,(дальше Казахстан) Сайхин, Джанкала, озеро Индер, Доссор, Кульсара, Опорный, Бейнеу, Шетпе, Актау, Каспийское море, Атырау, и Россия -- Астрахань, Харабали, Волгоград, Москва.
Пограничный и таможенный переход туда преодолевали в районе оз. Эльтон. Стоит отметить, что не, сколько мутно там все организовано, таможня РФ в Эльтоне, пограничники в Полынном(17км от Эльтона) и таможня КЗ в Сайхине. Вот, эти три пункта не спеша, мы преодолели за час времени. Для этого не понадобилось, ни каких дополнительных документов. Все стандартно -- РФ паспорта, доки на авто и заполнить кучу бумажек. Ни страховок, ни каких либо еще поборов-платежей с нас не требовали. Рано ли, поздно ли, в итоге мы оказались в этой широкой, бескрайней в своих просторах стране. Описывать красоты тамошних мест, дело на благодарное, в основном остановлюсь на технических моментах. Топливо по ходу нашего маршрута было во многих местах, в основном это большие населенные пункты. Кстати, стоит отметить дешевизну местного топлива в частности дизельного. В среднем дешевле, чем у нас процентов на 20-30. Качество его вполне удовлетворительное. Про бензин ничего не знаю, даже цену его не смотрел.
О мобильной связи, она присутствует в очень больших населенных пунктах, таких как Доссор, Макат, Кульсара и тд. Качество ее, оставляет желать лучшего.
Немного, слов о культурной программе. Оставив позади Сайхин, рекомендую посетить большой поселок…даже наверно это не поселок, селение Урда. Это место богато на исторические события, как до революции, так и после нее. Здесь находилась так называемая Ханская ставка. Имеется музей, детально отражающий все события этого селения и его жителей. Путешествуя около Урды, можно наблюдать, что такое пески и барханы, так называемые элементы пустыни.
Далее по маршруту до Жанкалы, кроме красот степей и полупустынь, мало, что будет примечательного. Но и здешние места значительно населены представителями фауны и флоры. В небе постоянно кружат орлы и их собратья, охотясь на несчетные полчища сусликов и им подобных. Много змей, почему-то они очень любят проводить время на дороге, желательно быть очень внимательными, дабы не раздавить их колесами авто. От Жанкалы до Индеборского идет очень красивая и местами сложная дорога для прохождения, «местные» почему-то не советуют по ней ездить. Более половины ее проходит по пескам, как на них поведет себя не полно приводное авто, мне сложно судить – у нас проблем не возникло. Поселок Индеборский, находится на берегу реки Урал. Река красивая после пустынного «транзита», но величием своим совсем не поражает, нормальная река. Почему Чапаев ее не переплыл, непонятно…наверно сильно ранен был. Дабы увидеть красоту озера Индер, мы переправились на пароме на противоположную сторону Урала. Здесь второй раз нам понадобились Казахские деньги, они называются -- тэньге. Запас которых мы сделали еще раньше пересекая границу. Приблизительный курс за один рубль, дают 5 тэньге. Чаще конечно курс обмена меньше 5, в основном 4.7-4.8.
Соленое озеро Индер, очень впечатляет, даже после таких озер как Эльтон и Баскунчак. Цвет озера за полчаса пребывания на нем менялся постоянно и практически безостановочно, от темно зеленого, до светло розового- красного. Рекомендую посетить.
Если получится, то посетите Индеборский рудник и шахты, если повезет, то сможете полюбоваться кристаллами каменной соли, и увидеть как сквозь толщу пород выходит нефть.
Стоит обратить внимание и на образцы растительности, например на эремурус индерский, эндемик этой местности. Это растение обнаружили здесь еще в 18 веке, но до сих пор оно остается одним из наименее изученным и до сих пор не известны случаи чтобы оно прижилось где-то еще.
По дороге к озеру Индер много карстовых пещер и впадин, при наличии времени рекомендуем посетить и их.
Само озеро Индер питают 10-соленых источников, из них Аще-Булак—на северо-восточном берегу озера—целебный. Практически на всем периметре озера можно увидеть "ванночки", где люди принимают водные и грязевые процедуры.
Далее, опять идем пустынными дорогами, через степь и солончаки. Солончаки очень коварны, в дождливую погоду они обманчивы. Легкого дождичка достаточно чтобы из него получилась коварная ловушка, как для автомобиля, так и для путника или животного, выбраться осень сложно. Зато в сухое время они превращаются в отличное место, для того чтобы прохватить по ним, насладившись ровной поверхностью под колесами авто. Довелось и нам хватануть экстрима, не доезжая километров 30 до твердой дороги, пошел дождь, из тучи, которая грозила нам уже часа два на горизонте. Ухудшило ситуацию и солнце, которое закончило на сегодня свой бег по небосклону – наступила темная степная ночь…и дождь. Но все же удача была на нашей стороне, усиленно борясь с заносами и постоянно буксуя, мы успели выскочить на спасительный грейдер и тут же буквально моментально, пошел ливень неимоверной силы. Выйти из машины готовить ужин не было ни сил, ни желания мокнуть.
Утро встретило ярким солнцем, и странным пейзажем – пригород города Макат. Здесь добывают некие ископаемые прямо поверхностным методом.. Может я не прав, но внешне это выглядит совсем не презентабельно. Дороги разбиты в ноль, вокруг как после бомбежки. Побег в город Доссор был не долгим. Город нефтяников ничем особым не выделяется, кроме большого количества вышек. Стоит отметить, дабы не ввести читателя в заблуждение, городом я называю все, то, что больше 10-20 построек рядом расположенных. Шутка конечно, но города в понимании KZ , это несколько отлично от привычного понимания жителя РФ.
Из Доссора, асфальт уходит на Атырау (бывший Гурьев) и в Актау (бывший Шевченко). Здесь как бы наступает ключевой момент, момент истины – сдаться и повернуть в сторону России, насладившись уже «по уши» красотами. Либо шагнуть в неизвестность, пойти до конца маршрута, до Каспия, до Актау. Поколебавшись в выборе, секунд 5..мы выбираем идти до конца, забегая вперед скажу – не пожалели ни на мгновение о сделанном выборе.
Итак, 20 минут езды в сторону Кульсары, и мы замечаем, что с каждой очередной ЯМОЙ в асфальте, машин вокруг, все меньше и меньше. И ямы на асфальте все больШЕ и БОЛЬШЕ! И вот апогей, в очередной яме наше, отнюдь не малое, авто скрывается целиком, это просто потрясает воображение. Дальнейший принцип движения по дорогам Казахстана «лишь бы не по асфальту!». Благо дорог изобилие вдоль трассовых маршрутов. Но ориентирование по ним без навигации, без карт – дело сложное и наверно не безопасное – потеряться легко. НЕ забывайте про солончаки, которые подстерегают повсеместно, в этом краю Западного Казахстана. Здесь же начинается(?)пустыня Каракум, поколесить по которой мы не могли отказать себе в удовольствии. Шикарные барханы, но не чистого песка, а покрытого сверху разнотравьем всяческих оттенков и цветов.
Итак, всего лишь небольшой этюд о небольшом участке Прикаспийской низменности.
У нас создалось такое впечатление, что Мать-природа когда создавала эти земли хотела сотворить что-то особенно прекрасное, настроение у нее было замечательное и она щедро использовала желтую и белую краску для солнца и песка, голубую-синюю-лазурную для неба и воды, но потом… толи что-то ее отвлекло, толи она неловко задела свое творение, и … краски смешались, творение смазалось… Расстроенная, она решила подождать пока все подсохнет и потом вернуться и все исправить… Но, время шло, у Природы были другие дела, а когда она вновь вернулась в эти места, то было уже поздно, все ее творение уже невозможно было исправить… Расстроившись окончательно, даже расплакавшись, она в сердцах выплеснула на картину черную краску и ушла навсегда. Упавшая на землю соленая вода образовала солончаки и соры, ветер, в движении которого не было никаких препятствий, надул барханов и оврагов, а пришедшие в эти края люди найденную здесь черную краску стали использовать в своих целях и назвали эту полезную и ценную жидкость черным золотом или нефтью.
То тут то там на горизонте видны вышки нефтяников и газовиков, с их непременным атрибутом – высоким факелом, зачем они их жгут, непонятно…Но заблудившим путникам они явно в помощь.
От поселка Опорный, до Бейнеу идет грейдер, но такой..что не в сказке сказать не пером описать, все бы нечего – езжай себе по при трассовой дорожке, но пошел дождик, да такой сильный, что все ямы наполнились моментально до краев. Дальнейшее трофи, это не для слабонервных. Ночь. Дождь. На скорости влетаешь в лужу, поднимается огромная волна, накрывая машину целиком и фары, которые ты протер минуту назад, просто гаснут! Гаснут от грязи легшей на них и так бесконечно. Выбора нет, либо тошнить эти оставшиеся 50-60 км бесконечно, либо «лететь» в ночь на удачу. Нам повезло -- все обошлось. Мойка на станции Керхер (причем оснащенной по последнему слову) в Актау, заняла ТРИ ЧАСА у двух человек! И это не придел, еще есть, чем заняться на даче в ближайшие выходные.
В Бейнеу прибыли в полночь, за праздничным столом был повод для откупоривания коньяка. Стоит отметить, в походе мы пользовались очень удобной вещью – газовая горелка. Спасибо нашим товарищам, которые посоветовали, какой она должна быть и все такое. При весе 300 грамм и практически умещается в кармане брюк, эта малютка за 10-15 минут делает 2литра кипятка, варит суп, жарит мясное и тд и тп.
От Бейнеу начинается плато Устюрт, со своими Чинками, провалами и разломами, по которым можно путешествовать нескончаемо очень долго, красоты здесь поражают неискушенного странника. Дорога до Шетпе – сносный вполне грейдер, усыпанный гравием, уверенно летим под сотню. Шетпе большой поселок, бензин, мобильная связь, магазины, впрочем, как в Доссоре, Кульсарае, как в Бейнеу. Отмечу, на дорогах нет ГАИшников, практически совсем.
Выезжаем из Шетпе, не забыв заправиться из родника пресной водой, с которой в КЗ большая напряженка, без солидного запаса не рекомендую туда соваться. Далее шикарный асфальт до самого Актау, 165 км отдыха. Обилие стоянок для отдыха, на которых есть эстакады и туалеты. Про туалеты интересное наблюдение. На очередной стоянке наблюдали следующее, подходит маршрутка(видимо курсирует между селениями), выходят казахи – мужчины налево, женщины направо и..характерный жест – одни накидывают себе на голову полы пиджака, другие подол юбки..и делают свои дела! Пардон за такие подробности, но какова смекалка – типа никого не вижу, значит никто и меня не видит, зачот! Может я, что не так понял, знающие поправьте.
Итак, вскоре дорога, пройдя через живописные места, горы и перевалы(невысокие, но тем неменее) привела нас на берег Каспия. Каспий это реальное море! Цвет – идеальный изумрудный! Не описать словами. Вода еще была прохладная для полноценного купания не очень, градусов 12-15, но пару раз я нырнул – понравилось.
Актау также не заставил себя долго ждать, вскоре и он появился на нашем пути. Город обрел вторую молодость, находится в расцвете сил. Широкие нарядные улицы. Большое количество машин, пешеходов, магазинов и тд и пт. Оазис среди пустыни! Поражает воображение, как такое удалось воздвигнуть среди такой пустыни. Думается так, будь методы достижения здешних мест по проще, вполне реально город стал бы Меккой для туристов-отыхающих. Слава богу, что сюда так сложно добраться. И что здешнему Каспию не грозит судьба Крыма-Кавказа.
Ночь за городом на берегу моря, за рюмкой коньяка, да еще когда цель достигнута, высшее наслаждение. Впадина Карагие, и другие достопримечательности в быстром темпе были осмотрены следующим днем и в его финале взят курс домой. Как уже отмечали, за прохождение участка трассы Бейнеу-Доссор, можно давать и людям и автомобилям почетные звания и медали. От Доссора до Атырау идет тоже скверная дорога, как собственно и от Атырау в сторону Астрахани.. В какой то момент кажется, что других дорог хороших никогда и не было, что все дороги такие плохие…Но таможня Астраханская, развеяла сомнения – только переправились на Российскую сторону – и вот оно счастье! Ровная как стол покрытие полотна дороги, разметка, аккуратные развязки, мосты и тд и тп. После 3000 км по KZ, радуешься как ребенок. И деревья! Вокруг! большие! И много! Это просто сказка! И много воды, пресной! Можно купаться, мыться – вот оно счастье!
На сколько все же сильный духом казахский народ! Какое нужно упорство, мужество и многие другие качества, чтобы жить на своих землях, в таких тяжелейших условиях.
И после этого, проезжая по средней русской полосе, я задавался вопросом, что нам мешает качественно жить на своей земле. Это при всем притом, что господь нам дал такие богатые природные места и владения. Задавал вопрос другим людям…Ответа полноценного пока нет.
Итог.
Успешное возвращение домой, цель достигнута. Выводы сделаны -- в ближайшем будущем повторим поездку. Естественно существенно раздвинув горизонты. Возможно дальше по KZ, возможно еще дальше по Азии. Жаждущие увидеть эти места и составить компанию, добро пожаловать в почту.
PS. Если у кого есть интерес, то все точки маршрута и треки сохранились, если понадобиться – пишите.
Pps. Мне удалось затронуть малую часть впечатлений и воспоминаний об этой поездке, если у вас есть вопросы и тд и тп, пишите пожалуйста, с удовольствием отвечу.
ppps. по ссылке немного фоток.
также видимо будет некое подобие фильма, не большого..пока руки не дошли
http://photofile.ru/default/do?aid=114174&np=y
| |