Автор: Flex(31) [Москва] (---.unact.ru)
Дата: давно
Возможен ли бензиновый голод в нефтяной державе?
3.09.2004 11:09 | ИА "ФК-Новости"
Итак, по итогам лета Россия вышла в мировые лидеры по темпам роста цен на бензин и другие нефтепродукты. Являясь при этом одним из мировых лидеров не только по запасам, добыче и экспорту нефти, но и по темпам увеличения доходов от нефтеэкспорта за 2003-2004 годы.
Парадокс или закономерность?
Немного "знаковой" статистики: во-первых, по данным Минэкономразвития, ГТК и Минэнергопрома РФ, свыше 70 процентов нефтеэкспортных доходов получают компании-добытчики/экспортеры и торгово-посреднические структуры, сбывающие российскую нефть в зарубежье. Минимум треть экспортных "нефтедолларов" направляется в многочисленные зарубежные оффшоры - это многие миллиарды долларов, причем ежегодно.
Во-вторых: прирост добычи нефти в РФ с конца 1980-х годов возможен в технологическом и финансовом отношениях, главным образом, благодаря нефтеэкспортным доходам, позволяющим, что называется, "добивать" пока действующие месторождения, ибо на промышленное освоении новых скважин нужно куда больше денег и, вдобавок, зачастую требуются новые нефтепроводы. Зависимость от нефтеэкспорта привела, в частности, к тому, что по глубине переработки нефти (не более 63 процентов) нынешняя Россия не входит в двадцатку мировых лидеров, хотя все крупные производители/экспортеры нефти имеют высокие показатели по глубине нефтепереработки (минимум 75 процентов).
А качество производимых нефтепродуктов не отвечает стандартам большинства стран мира, поэтому 70 процентам ассортимента российских нефтепродуктов фактически запрещен сбыт в промышленно развитых и многих развивающихся государствах. Впрочем, с помощью всевозможных нелегальных схем эти товары попадают на "заморский" рынок по любым расценкам.
Проще говоря, технология отечественной нефтепереработки давно сориентирована на среднее и низкое качество готовой продукции - опять-таки, ввиду стабильно высокой рентабельности экспорта и нефтесырья, и продуктов его переработки. К тому же, по оценкам Минтранса, Минэнергопрома и Минсельхоза РФ, свыше 65 процентов всего российского автопарка (включая сельскохозяйственную, лесозаготовительную и т.п. технику) может работать - и давно работает на нефтепродуктах упомянутого качества. Это, собственно, и есть "товарный монополизм", когда, например, компаниям-сбытовикам невыгоден импорт высококачественных нефтепродуктов, а транспортным потребителям куда рентабельнее работать на нынешнем российском топливе.
Кроме того, в торговле нефтепродуктами с конца 1980-х годов, что называется, правят бал многочисленные посреднические структуры, которые завышают минимум на треть расценки на нефтепродукты (в сравнении с их отпускной, т.е. заводской ценой). В конечной розничной цене нефтепродуктов доля всевозможных посреднических наруток ныне превышает 35 процентов.
Вдобавок, по данным Минэнергопрома и МВД РФ, около 65 процентов объема всего бензина и, в среднем, 55 процентов - других нефтепродуктов, сбываемых на российском рынке, представляют собой "прямогонку" - т.е. всевозможные подделки, изготовляемые преимущественно на Северном Кавказе, прежде всего в Чечне и Ингушетии. А более качественная продукция сориентирована на экспорт.
Традиционное уже подорожание любых нефтепродуктов в РФ в летне-осенний период обусловлено, в частности, интересами "компаний-перекупщиков" сельскохозяйственного и текстильного сырья, т.к. именно в этот период оно собирается/производится. По имеющейся информации, 3-х процентное удорожание нефтепродуктов снижает рентабельность сельскохозяйственного производства минимум на 5 процентов, сбора/заготовки текстильного и лесного сырья - на 5 - 7 процентов. Неудивительно, в этой связи, что за июль-август первичные отпускные цены отечественных производителей упомянутой сырьевой продукции понизились на 10 - 13 процентов.
Иными словами, посреднические структуры имеют возможность - благодаря удорожанию нефтепродуктов - по-дешевке скупать сырье и, таким образом, резко увеличивать свою прибыль. Напомним, что примерно 85 процентов поставок сырья и полуфабрикатов на перерабатывающие предприятия с 1990-х годов обеспечивают именно торгово-посреднические структуры.
Словом, аргумент высоких мировых цен на нефть - это ширма, оболочка, прикрывающая (и весьма неумело...) долговременные, если не бессрочные интересы компаний- сбытовиков, и не только нефтяных. А ведь посредники - это почти сплошь "филиалы" фирм-добытчиков, переработчиков и импортеров.
Министр экономического развития РФ Герман Греф и министр энергетики и промышленности РФ Виктор Христенко в последнее время заявляют, что в России могут быть введены ограничения на экспорт нефтепродуктов и даже временные максимальные "пороги" цен на нефтепродукты. Но дело в том, что вся (!) сфера добычи - транспортировки - переработки - сбыта нефтепродукции в России де-факто и де-юре принадлежит добывающим и связанным с ним структурам, государство же регулирует их деятельность почти исключительно с помощью налогов и экспортных пошлин.
До сих пор в стране нет рентных платежей за пользование природными ресурсами. Попытки же усилить госрегулирование внутрироссийских цен на нефть, нефтепродукты, как и объемов российской переработки нефтесырья оборачиваются, как свидетельствует многолетняя практика, "бензиновыми" кризисами, рывками внутренних цен на нефтепродукты и... эксцессами, причем не только экономическими.
Примечательные совпадения: как только увеличивается изъятие из торговой сети бензиновых и других нефтепродуктовых подделок и как только возрастает количество закрытых "самопальных" заводов по выпуску такой продукции, практически одновременно ускоряется рост цен на нефтепродукты, особенно в крупных городах/промышленных центрах (т.е. крупных стабильных потребителях). И почему-то в эти же периоды совершаются теракты. Случайное или закономерное совпадение?..
(Алексей Чичкин, специально для "ФК-Новости").
ИА "ФК-Новости"
Stand apart from the mass
| |