Регионы решили проблемы с бензином?

Архив объединенного форума
Drom.ru - японские автомобили
Продажа авто | Каталог | Отзывы | Вопросы и ответы

Объединенный - Выбор и приобретение - Общие вопросы - Гараж - Страхование - Музыка в авто - Правовой - GT
Toyota - Nissan - Mitsubishi - Honda - Mazda - Subaru - Suzuki - Isuzu - Daihatsu - Грузовики и спецтехника - Барахолка (продам) - Барахолка (куплю)

Перейти на новый Общий форум

 Список форумов  |  Архив объединенного форума  |  Поиск 
 Регионы решили проблемы с бензином?
Автор: Flex(31) [Москва] (---.unact.ru)
Дата:   давно

Регионы решили проблемы с бензином?


По мнению экспертов, в ближайшем будущем в регионах начнется бум строительства небольших нефтеперабатывающих заводов

Россия находится на пороге бума строительства небольших нефтеперерабатывающих заводов в регионах, считают опрошенные RBC daily эксперты. Первые признаки его начала уже появились этим летом и в начале сентября, когда были анонсированы по крайней мере пять проектов сооружения небольших НПЗ (до 1 млн т нефтепродуктов в год) в Тверской, Новосибирской, Псковской областях, а также в Ставропольском крае и на Чукотке. По мнению специалистов, причиной роста активности нефтепереработчиков является желание сэкономить на транспортных издержках, а также моральное и физическое старение мощностей, доставшихся им в наследство от советских времен. Впрочем, перспективы далеко не всех проектов выглядят радужными. К примеру, у властей Псковской области уже появилось незапланированное препятствие в лице «Транснефти». Те же заводы, которые все же будут достроены, могут столкнуться со сложностями вхождения на уже поделенные розничные рынки регионов.

В настоящее время переработку жидких углеводородов в России осуществляют 27 крупных нефтеперерабатывающих заводов, 46 мини-НПЗ и 2 конденсатоперерабатывающих завода. Их суммарная производственная мощность составляет около 276 млн т сырья в год. За исключением предприятий в Башкортостане и Московского НПЗ, все крупные заводы и большая часть мини-НПЗ входят в состав вертикально интегрированных нефтяных компаний. В 2003 г. объем первичной переработки нефти в России составил 190 млн т. На долю ВИНК пришлось 75% от этой величины.

На этой неделе первый заместитель губернатора Чукотки Андрей Городилов сообщил, что если доказанные запасы нефти округа превысят 5 млн т, в регионе может быть построен нефтеперерабатывающий завод «Сибнефти», ориентированный на местный рынок. Эта новость могла остаться без внимания специалистов, если бы не факт, что подобный проект стал, по меньшей мере, пятым из анонсированных властями российских регионов с начала этого лета. Так, в июне компания «Руснафтатрейдинг» достигла договоренности о строительстве НПЗ мощностью около 1 млн т с администрацией Тверской области, в июле власти Ставропольского края предложили азербайджанским компаниям участвовать в строительстве завода аналогичной мощности, в августе тендер на строительство НПЗ в Новосибирской области выиграла компания «Трансмаш», а в начале сентября с аналогичной инициативой выступил губернатор Псковской области Евгений Михайлов. Источник RBC daily в администрации области сообщил, что инвестором и заказчиком проекта выступает одна из крупных ВИНК, однако ее название он сообщить отказался.

Официальной причиной строительства НПЗ регионального масштаба в большинстве случаев называется желание поправить ситуацию на розничных рынках нефтепродуктов, усилив конкуренцию между поставщиками и снизив цену на бензин. Впрочем, с такой точкой зрения соглашаются далеко не все. «Решение о строительстве НПЗ в нашем регионе не имеет ничего общего с проблемой удовлетворения регионального спроса на топливо или с обеспечением конкуренции на рынке, – сказал RBC daily экономист-аналитик псковского Центра социального проектирования «Возрождение» Валентин Чесноков. – Во-первых, предполагаемая мощность НПЗ – до 1 млн тонн в год – является «каплей в море» по сравнению с потребностями области. Во-вторых, в силу объективно низкой покупательной способности жителей региона местному НПЗ, скорее всего, будет экономически невыгодно поставлять свою продукцию местным потребителям, и большая часть топлива станет поставляться в другие регионы – например, в Москву». Чиновник администрации Псковской области также подтвердил RBC daily, что немаловажную роль при выборе места для строительства НПЗ сыграла географическая близость региона к западным границам России. Впоследствии это позволит нефтепереработчикам поставлять значительную часть топлива за рубеж.

По мнению специалистов, заинтересованной в строительстве НПЗ стороной являются сами компании-нефтепеработчики – как крупные ВИНК, так и нефтетрейдеры небольших размеров. «С одной стороны, отечественные нефтеперерабатывающие мощности загружены всего на 70-80%, тогда как в странах Запада процент используемых мощностей ниже 95-97% считается нерентабельным. В то же время российские НПЗ отличаются крайне невыгодным географическим расположением, а их мощности – высоким уровнем износа, что делает проекты строительства новых заводов перспективными, – сказала RBC daily ведущий аналитик по нефти и газу ИК «ФИНАМ» Мария Радина. – Модернизировать многие установки существующих больших НПЗ в части случаев нерентабельно. Более выгодно строить более мелкие заводы поближе к конечному потребителю. В этом случае у производителей будет оставаться дополнительная маржа от выпуска продукции большей добавленной стоимости, которая в настоящее время нивелируется затратами на транспортировку и другими сбытовыми расходами».

В качестве иллюстрации сложностей, с которыми сейчас сталкиваются нефтяные компании, поставляющие нефтепродукты в регионы, далеко отдаленные от их НПЗ, начальник аналитического отдела новосибирской компании «Брокеркредитсервис» Максим Шеин приводит опыт «ЛУКОЙЛа». «В 2003 г. «ЛУКОЙЛ» закупил нефтепродуктов со стороны примерно на 5 млрд руб., нарастив объем сторонних ГСМ в 2 раза, чтобы не везти топливо в отдаленные регионы со своих заводов. Поэтому новое производство будет иметь определенное конкурентное преимущество», – сказал он RBC daily. Высокопоставленный чиновник из администрации одного из регионов, в котором реализуется проект строительства нового завода, подтвердил RBC daily, что компания, решившаяся на него, хотела как раз сократить потери от перевозки нефтепродуктов, посчитав, что везти на мощности завода сырую нефть дешевле.

Как отмечают эксперты, эти факторы в ближайшее время могут стать причиной настоящего бума строительства мини-НПЗ в регионах. «В ближайшем будущем мы можем стать свидетелями активизации этого процесса, – говорит Максим Шеин. – Новые НПЗ выгодно строить в регионах, где отсутствуют старые крупные мощности, рядом с месторождениями, например, недалеко от новосибирских месторождений ТНК-BP, вдоль нефтепроводов». С ним соглашается Мария Радина. «Строительство небольших заводов может стать тенденцией ближайшего времени», – отмечает она.

Впрочем, далеко не все анонсированные проекты будут доведены до логического конца. Как стало известно, вице-президент «Транснефти» Сергей Григорьев уже выразил сомнения относительно того, что завод в Псковской области можно будет подключить к магистральному трубопроводу, проходящему по территории региона. «Когда нас просят: «Дайте нам врезку», – мы всегда спрашиваем: «Кто будет платить за расширение?», – пояснил он российским СМИ. – Мы никогда не отказываемся от разумных предложений, но необходимо учитывать много факторов». Кроме того, как отмечает Мария Радина, новым игрокам, не связанным с ВИНК, будет сложно закрепиться в регионах с уже сложившейся системой доминирования игроков на рынке сбыта.

Отдел экономики

Stand apart from the mass



Подано голосов: 1


Карта форума - Общий форум


Архив объединенного форума
Toyota - Nissan - Mitsubishi - Honda - Mazda - Subaru - Suzuki - Isuzu - Daihatsu
1990 - 1991 - 1992 - 1993 - 1994 - 1995 - 1996 - 1997 - 1998 - 1999 - 2000 - 2001 - 2002 - 2003 - 2004 - 2005 - 2006 - 2007 - 2008 - 2009 - 2010 - 2011 - 2012 - 2013 - 2014 - 2015 - 2016 - 2017 - 2018 - 2019 - 2020 - 2021 - 2022 - 2023 - 2024