Про цены на бензин -- статья

Архив объединенного форума
Drom.ru - японские автомобили
Продажа авто | Каталог | Отзывы | Вопросы и ответы

Объединенный - Выбор и приобретение - Общие вопросы - Гараж - Страхование - Музыка в авто - Правовой - GT
Toyota - Nissan - Mitsubishi - Honda - Mazda - Subaru - Suzuki - Isuzu - Daihatsu - Грузовики и спецтехника - Барахолка (продам) - Барахолка (куплю)

Перейти на новый Общий форум

 Список форумов  |  Архив объединенного форума  |  Поиск 
 Про цены на бензин -- статья
Автор: серг1111 (194.186.61.---)
Дата:   давно

Рост цен на бензин в стране вызвал в обществе очень острую реакцию, появились высказывания о картельном сговоре нефтяников. C вопросами, о том, как формируются цены на топливо, мы обратились к Председателю Комитета Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи Валерию Язеву.


- Из чего складывается цена на нефть?



- В России в цене на нефть налоги составляют 57 процентов. Для сравнения можно привести Европу, где налоги колеблются около отметки в 70 процентов, в США - около 40 процентов. Согласитесь, это достаточно серьезная налоговая нагрузка.

Процентов 15 от розничной цены находится в зоне влияния самих нефтяников, а остальные 85 процентов цены сырой нефти определяются объективными факторами: налоговыми и таможенными сборами, тарифами на транспортировку трубопроводным, железнодорожным или водным транспортом, тарифами на электроэнергию и газ, стоимостью металлопродукции. Базовыми являются два налога: на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и на прибыль.



- Все составляющие определяются на территории России. Почему в таком случае внутренние цены на топливо зависят от цены нефти на мировом рынке?



- Для понимания этого необходимо рассмотреть механизм формирования НДПИ. Именно этот показатель во многом объясняет, почему с ростом мировых цен растут цены на бензин внутри России.

- Мы, законодатели, с подачи Минфина связали НДПИ с мировой ценой через определенную формулу, по которой он рассчитывается. И, наверное, в тот момент, когда мировая цена находилась в разумных рамках, около 25 долларов за баррель, эта методика была обоснована. А сегодня, когда цена сырой нефти практически удвоилась, эта формула стала играть очень странную роль.

НДПИ сейчас рассчитывается путем умножения базовой ставки на повышающий коэффициент. Со ставкой все достаточно ясно. Сейчас она равна 347 рублей, а с 1 января будет повышена до 419 рублей за тонну нефти. А коэффициент определяется как цена барреля нефти в долларах, из которой вычитается 8, умноженная на курс доллара в рублях и деленная на 252. Последнее число равно количеству торговых дней на Роттердамской бирже.



- С 1 января, как Вы сказали, будет другая базовая ставка. Коэффициент тоже изменится?



- При расчете коэффициента с 1 января из цены барреля нефти будет вычитаться уже 9, а результат все также будет умножаться на курс доллара в рублях. Результат умножения будет делиться уже на 262. Таким образом, через новый расчет коэффициента будет несколько снижена зависимость внутреннего рынка от мировых цен.

По этой формуле легко посмотреть, как мировая цена влияет на стоимость нефти на внутреннем рынке.

Сегодня коэффициент приблизительно равен 1200 рублей. Берем, условно, стоимость нефти на мировом рынке за 38 долларов. Вычитаем 8. Получаем 30. Эту цифру умножаем на курс доллара в размере, опять же условно, 29 рублей. После деления результата на 252 получается 3,45. Теперь умножим полученный результат на базовую ставку в 347 рублей и получим 1200 рублей. Такова составляющая коэффициента в цене тонны нефти сегодня. Еще полмесяца назад эта цифра равнялась 1350 рублям, когда нефть стоила еще дороже, а в январе она составляла 800 рублей.

Таким образом, только коэффициент к базовой ставке НДПИ с января по октябрь вырос до 500 рублей на тонну, или на 60 процентов. Вот такая образовалась парадоксальная зависимость, которая объясняет, почему растут цены на топливо внутри страны с ростом мировых цен на нефть.

В то же время повышение с января базовой ставки необходимо для увеличения доходной части бюджета после утверждения социального пакета законопроектов. К этому побуждает и переход к изъятию НДС в стране реализации нефти и газа, то есть на Украине и в Белоруссии, а не в России.

Кстати в этой формуле также заложен курс доллара в рублях, который Центробанк поддерживает искусственно, чтобы не обрушить другие важные финансовые составляющие экономики. В противном случае курс опустился бы где-то до 20 рублей. Это уменьшило бы расчетный коэффициент, налогообложение, и цены на нефть внутри страны резко упали бы. Но этого не происходит.

Вот такие парадоксы бывают в макроэкономике.



- Кроме прямых налогов существуют еще и пошлины?



- Были введены очень мощные экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты. Причем расчеты по соответствующей формуле таковы, что уже при ценах свыше 45 долларов за баррель, налоговые изъятия превышают прибыль предприятия от экспортных поставок. Таким образом, создается дополнительная мотивация нефтяникам компенсировать потери за счет повышения внутренних цен. При этом внутри страны мы потребляем лишь четверть добываемой нефти, а остальное экспортируем. И получается, чтобы компенсировать 1 доллар потерь, надо поднять цену внутри страны на 3 доллара. Эта ситуация обратна той, что сложилась в газовой отрасли, где Газпром удерживает низкие цены внутри страны за счет высоких экспортных цен. А в нефтяной отрасли для того, чтобы сделать выгодным экспорт нефти, завышали внутренние цены. И это еще один парадокс.



- Почему все-таки у нас в стране существует единый для всех НДПИ, а не дифференцированная рента?



- Существенной разницы между этими понятиями нет. Рента тоже может быть для всех одной, а НДПИ можно дифференцировать.

Правительство не идет на дифференциацию недропользования в первую очередь потому, что не может сейчас администрировать этот налог. Нет методик дифференциации.

Для истощенных месторождений, с которых налоги уже давно сполна уплачены, можно было бы взимать половинную ставку, ввести, таким образом, параметр выработанности месторождений. Россия – огромная страна с самыми различными природно-климатическими условиями. В холодной Сибири нужно платить большую зарплату людям, доставка туда всего необходимого для работы и жизни дороже, а значит, рентабельность снижена. Но там бьют фонтаны по 200-300, до 1000 тонн в сутки. Условия нефтедобычи, например, в Саратовской области куда более комфортные, но дебит скважин составляет 10 тонн в сутки. В Башкирии и Татарстане добывают нефть более низкого качества, с высоким содержанием серы, однако транспортировать нефть из этих регионов в Европу в два раза ближе, чем из Западной Сибири. Очевидно, что вопрос о дифференциации очень сложен, многокомпонентен.

Если говорить о ренте, как о механизме изъятия сверхприбыли у нефтяников, то надо изначально решить, на каком этапе ее взимать: на добыче, нефтепереработке или, может быть, на экспорте. При этом надо понимать, что каждый вариант даст свой сигнал рынку.



- Давайте рассмотрим разные варианты.



Сейчас действует высокий НДПИ, определяя, тем самым, дальнейший путь ценообразования по всей цепочке на дорогой нефти. В случае с низким НДПИ на заводы нефтепереработки пришла бы более дешевая нефть, взиманием акциза на рознице мы стимулировали бы поступление нефтепродуктов и на внутренний, и на внешний рынки. А если мы ослабляем налоговую нагрузку на этапе переработки, но увеличиваем экспортную пошлину, то стимулируем увеличение предложения на внутреннем рынке, что привело бы к снижению цен.



- Существуют ли другие факторы, также способствующие росту внутренних цен?



Сейчас много говорят о сговоре нефтяников. Но, даже выдвигая такие обвинения, например, глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев говорит о том, что картельный сговор лишь на 20 процентов виноват в повышении цен, а 80 процентов все же составляют объективные причины. Я, честно говоря, думаю, что он даже завысил проценты влияния нефтяников. Я бы говорил о 10 процентах. А остальное происходит из-за роста цен на трубы, увеличения налогообложения вкупе с экспортными пошлинами, роста транспортных тарифов и т.д. В результате наши нефтеперерабатывающие заводы сегодня загружены, по разным оценкам, на 60-65 процентов, потому что перерабатывать нефть внутри России невыгодно, что происходит из-за высокого налогообложения нефтепродуктов. После добавления к налогам экспортной пошлины отечественные нефтепродукты становятся неконкурентоспособны и по цене, и по качеству.



- Может быть, имеет смысл снизить НДПИ, а собирать налоги на последующих стадиях?



- Так тоже нельзя сказать. Простого решения этой проблемы не существует. Здесь нужен комплексный подход. В комитете по энергетике, транспорту и связи создана рабочая группа, которую я возглавляю, и где конкретными вопросами анализа ценообразования в нефтяном комплексе занимается председатель профильного подкомитета Евгений Николаевич Галичанин. Сейчас мы готовим доклад, к декабрю мы его предложим на обсуждение. Мы намерены проанализировать все структурные составляющие ценообразования на нефтепродукты в России: добычу, транспортировку, переработку нефти, транспортировку нефтепродуктов, розничную продажу, экспорт сырой нефти, нефтепродуктов, со всеми акцизами, пошлинами, влияние других факторов. Только после такого детального анализа будем предлагать такой же комплексный подход к снижению цены.


- И все же все составляющие цены у разных компаний на разных месторождениях никак не могут быть одинаковыми, а налог един для всех. Что-то предлагается для того, чтобы изменить ситуацию?



- Уже приняты все законы, которые будут формировать доходную часть бюджета 2005 года, поэтому в следующем году мы будем жить в той же системе налогообложения в нефтяной отрасли.

Еще весной, на расширенном заседание коллегий Минфина и Минэкономразвития, на прямой вопрос Президента РФ Владимира Путина о планах перехода на дифференцированное налогообложение, министр экономического развития и торговли Герман Греф сказал, что в 2005 году мы перейти на новую систему не сможем.

Сегодня стоит задача в первой половине 2005 года все же, работая совместно с правительством, создать условия для того, чтобы с 2006 года ввести дифференцированное налогообложение по нескольким параметрам. Это приведет к более оптимальной налоговой нагрузке, более справедливой. Ведь сейчас, действительно, усредненный налог создает для кого-то вполне комфортные условия работы, а где-то с таким налогом просто работать невыгодно.

Беседовал Алексей Диевский




Карта форума - Общий форум


Архив объединенного форума
Toyota - Nissan - Mitsubishi - Honda - Mazda - Subaru - Suzuki - Isuzu - Daihatsu
1990 - 1991 - 1992 - 1993 - 1994 - 1995 - 1996 - 1997 - 1998 - 1999 - 2000 - 2001 - 2002 - 2003 - 2004 - 2005 - 2006 - 2007 - 2008 - 2009 - 2010 - 2011 - 2012 - 2013 - 2014 - 2015 - 2016 - 2017 - 2018 - 2019 - 2020 - 2021 - 2022 - 2023 - 2024