Автор: Марк(Иркутск)-Спасиовод (---.dsi.ru)
Дата: давно
Назад в прошлое
Эффект Тутанхамона. Так египтяне называют состояние туристов, прибывших из стран с более холодным климатом и ступивших на землю их величественных предков. В самом деле, когда выходишь из кондиционированного чрева «Илюшина», дыхание сбивается, в глазах бегут разноцветные круги, а разогретый сухой воздух сдавливает голову так, что чувствуешь себя рыбой, выброшенной на берег. Обычно через некоторое время организм несколько привыкает, если же нет, то пора извлекать лекарства, расширяющие сосуды и поглощать побольше цитрусовых.
Кто сказал про Нью-Йорк, что он – город контрастов? Видимо, этот человек не был в Египте, иначе он почти наверняка пересмотрел бы свое мнение. Думаю, в мире немного найдется мест, где с такой очевидностью бок о бок сосуществуют современные технологии и примитивность, суперсовременные здания со стеклянными фасадами и убогие лачуги, покрытые ветками пальмы вместо крыши, роскошный американский лимузин с курящим сигару господином внутри и чуть ли не втрое короче колымага непонятного производства с забитым вещами салоном и немаленьким семейством хозяина. Вот так, сплошные антагонизмы. О жизни вообще в этой удивительной стране вы можете узнать из соответствующей литературы, я же коснусь только нескольких моментов, связанных с автомобильной жизнью.
Весьма разношерстная, скажу вам, картина. Около здания аэропорта Хургады стройными рядами с характерным прищуром фар выстроились такси «Пежо»-универсал выпуска начала 70-х прошлого века на семь (!) посадочных мест вместе с водителем, несколько представителей славного семейства ВАЗ в виде «Лада-2107». Да-да, именно «Лада», потому что «Жигули» на многих иностранных языках созвучно с жиголо (мужчина, живущий на средства женщины), немного найдется оригиналов, согласившихся иметь у себя машину с таким фривольным именем. А чуть в стороне на стоянке аэропорта урчат мастодонты – туристические лайнеры «Сканиа», «Мерседес», «Митсубиси» и другие, которые по моим наблюдениям никогда не глушатся из-за кондиционера, туристам ведь подавай комфорт. Очень много микроавтобусов, как корейских, так и японских, имеющих египетскую родословную. В первый же день я долго стоял около четырехглазой «Короллы» предыдущего поколения и не мог понять, что в ней не так. Потом дошло – заднее стекло девственно чистое – без нитей обогрева! Естественно, зимой минимальная температура воздуха +10С. И еще странность – тонировка стекол абсолютно под запретом, это привилегия только служб охраны правопорядка. Вот так, что позволено Юпитеру – не позволено быку. К слову полиция там трех видов: туристическая, военная и гражданская. На каждом шагу блок-посты: под навесом стоит пятиместный пикап, в нем три-четыре в полной амуниции и до зубов вооруженных полицейских, рядом за металлическими щитами на колесиках с «Калашниковым» наизготовку стоят их коллеги. Все выезды из городов через пустыню проходят в составе колонны и только в сопровождении вооруженного конвоя. Даже если вы рискнете на арендованном «Дэу» поколесить по стране, то лучше на блок-посту узнать время выхода ближайшего каравана и двигаться в колонне. Так оно безопаснее будет. У всех до сих пор в памяти случай, когда в 1997 году террористы захватили автобус с иностранными туристами. Правительству Египта тогда, видимо, мало не показалось, отсюда и превентивные меры. И еще интересный момент: со времен войны остались не убранные противопехотные и противотанковые мины, заложенные англичанами для немецких войск, эти поля начинаются практически на выезде из Хургады, справа и слева от трассы. Конечно, эти участки кое-где обозначены колючей проволокой и предупреждающими табличками на арабском, но не все коренные жители умеют читать, а животные тем более. Поэтому периодически чья-то нога или лапа становится на этот «подарок» и … Почему не разминируют? Сложный вопрос! Карты закладки находятся у англичан, но те почему-то не торопятся, видимо, дипломаты не могут договориться. А жаль.
Но вернемся к автомобилям. Судя по представленным маркам на улицах городов, своего автопрома, очевидно, нет (хотя я могу ошибаться), поэтому по лицензии выпускаются «Дэу», «Cеат», «Рено», «Пежо», некоторые японцы, в Каире видел автосалон «Мерседес-Бенц» (да-да, именно так). Для желающих выделиться могут привезти на заказ например «Митсубиси-Лансер», сделанный в Японии, только вот пошлину извольте оплатить 200-300%. Старых машин не много, а очень много. По мере износа ремонтируют или меняют двигатель, подвеску, трансмиссию, а кузову ничего не делается в этом климате, где дождь идет раз в год зимой минут 10. Видел как-то машинку, по-моему, она ровесник пирамид! Вообще египтяне не трясутся над лакокрасочным покрытием своих машин так, как это делаем мы. Не редкость на борту новой «Нубира» вмятины, царапины, и хозяина это похоже не напрягает. Крупных аварий за все две недели пребывания увидеть так и не удалось. Мелкие не в счет. На моих глазах один резкий джигит стартанул с парковки задним ходом и на небольшой скорости зацепил проезжавший мимо автомобиль. Оба остановились, вышли. Туристы из России (!), судя по комментариям вслух, радостно уставились на ДТП в предвкушении скандала, но просчитались. Те, с улыбками на лицах, коротко переговорили на своем гортанном языке, сели по своим машинам и разъехались. Все, кина не будет, публика может расходиться. Вообще египтяне-автомобилисты очень бережно, чуть ли не трепетно, относятся к своим собратьям по дороге. Если вы, двигаясь по правой полосе, впереди увидели припаркованный автомобиль и включив левый поворот начинаете его объезжать, то тот, кто находится слева и чуть сзади от вас, никогда не начнет нервно топтать педаль газа, падать на клаксон и с выпученными глазами размахивать руками. Нет, он плавно притормозит, и включив аварийку для тех, кто сзади, вас пропустит. А у нас? После возвращения в Иркутск у меня возникла абсолютно утопическая мысль, как навести порядок на наших дорогах: на 2-3 дня , больше не потребуется, в принудительном порядке через турагенства вывозить наших водителей с обостренным чувством собственного достоинства в Египет, выдавать по автомобилю и вперед. Уверен, вернутся они оттуда с несколько другими взглядами.
Про дороги можно сказать одно – очень хороши. На трассе, правда всего две полосы и обгонять приходится по встречке, но если вдруг ты замешкался или лошадок под капотом не хватает, то встречный водитель коротко моргнет дальним светом и перестроится на обочину, благо она не узкая и асфальтирована. Периодически, попадаются места на загородных шоссе, где покрытие дороги , видимо от жары, лопнуло ровно посредине, а неширокую щель занес песок. Так вот, в этих местах сплошная линия разметки раздваивается, продолжается справа и слева, затем снова смыкается. Щепетильность, однако!
Автозаправочные комплексы несут названия мировых брендов: Шелл, Мобил, Ессо, Тотал. Помимо основных функций на них можно даже поремонтироваться, вплоть до снятия двигателя, поменять масла. В двигатели льется масло с вязкостью по SAE 40, 20W50 и др. Расходники в виде фильтров дешевле, чем у нас. Например, оригинальный масляный фильтр «Тойота» на мой 4А-FE стоит в переводе на наши деньги 178 руб. Дизтопливо обходится в 2 руб/ литр, а 91 бензин – 5 руб/ литр.
Вот собственно и все то немногое, что удалось увидеть и узнать на автомобильную тему в этой удивительной стране с богатейшей историей. Эх, если бы еще знать арабский… Всем наилучших пожеланий!
М. С.
Иркутск-Хургада-Луксор-Каир-Иркутск
Август-сентябрь 2003 г.
| |