Автор: Crazy Driver [Владивосток & Артем] (212.107.193.---)
Дата: давно
О том, что в цирке Владивостока серьезные проблемы, половина города узнала после того, как февральский аттракцион «Рыси и медведи» неожиданно отменили. А когда в СМИ появилась противоречивая информация о конфликте, в котором замешаны Москва, мэр, худрук театра им. Горького и коллектив цирка, озадачилась другая половина города.
Напомним предысторию. В 1995 г. правительственным указом большинство циркового имущества страны, а также штат артистов и персонала перешли в управление ФГУП «Росгосцирк (Москва), ставшее преемником советского монополиста «Союзгосцирка». В ноябре прошлого года по некоторым причинам (см. ниже) коллектив цирка во Владивостоке решил выйти из подчинения компании и организовал Учреждение культуры «Владивостокский цирк», заключив с Российским фондом федерального имущества, на чьем балансе все это время находилось здание цирка, договор аренды на 49 лет.
Узнав об этом, Мстислав Запашный, глава «Росгосцирка», сначала снял Михаила Михаева, директора Владивостокского госцирка с 1997 г., с занимаемой должности, а затем отменил гастроли аттракциона «Рыси и медведи». Вскоре во Владивосток специально приехал Василий Браташ, начальник департамента экономической безопасности ФГУП «Росгосцирк». После его встреч с Владимиром Николаевым и Ефимом Звеняцким господин Запашный назначил на должность директора цирка Алексея Туркалова, директора агентства «Матисс».
Кроме того, руководство компании «Росгосцирк» подало судебный иск о законности заключения упомянутого договора на аренду и наняло охранное агентство «Зорра» для несения вахты в здании цирка (чем оно с 1 февраля и занимается параллельно со штатными охранниками очага культуры). Таким образом, пока суд не поставит точку в этом деле, а случится это, вероятно, нескоро, цирком юридически управляют два директора, его охраняют два коллектива охранников и судьба его имеет, по меньшей мере, два варианта развития.
Позиция господина Запашного. Возглавивший «Росгосцирк» в прошлом году знаменитый артист цирка, исходя из его доклада министру культуры, главной целью поставил создание единого имущественного комплекса, повышение зарплаты сотрудников компании и т.д. Для этой цели из 780 разрозненных номеров было создано 30 программ. Уволено 25 директоров в регионах за неэффективность работы. Одним из главных нововведений стал институт независимых продюсеров, благодаря которому за 10 месяцев проката был достигнут экономический эффект в $1,7 млн. Поскольку «почти все цирковые комплексы страны за последние годы пришли в состояние разрухи», было решено не распыляться, а концентрировать инвестиции в порядке очереди. Так, в 10 цирках страны установили новое оборудование, а в Москве возвели два новых цирка. Что касается Владивостока, то здесь, по мнению столичной дирекции, пришло время поставить нормального руководителя, и тогда все будет в порядке.
Основная претензия Михаева к Запашному выражена в том, что цирковая индустрия из Москвы управляется настолько неэффективно, что цирк во Владивостоке терпит убытки и не имеет возможности привести в порядок хозяйство. Основных причин этому две. Во-первых, изначально ФГУП «Росгосцирк» и Владивостокский госцирк находятся в разных юридических полях (одно предприятие коммерческое, другое — нет), что способствует обогащению столичной компании и жестко ограничивает развитие цирка во Владивостоке. Дирекция в Москве распределяет программы и диктует все условия их проката, при этом, располагая инвестициями из федерального бюджета, не разделяет коммунальных расходов, почти не финансирует ремонт здания и не компенсирует издержки по содержанию артистов и расходы по доставке экспортных программ в страны АТР. В то время как цирк, будь он самостоятельной компанией, мог бы выбирать наиболее оптимальные по качеству и цене программы, заказывать номера из-за рубежа, а также заниматься концертной деятельностью. Во-вторых, введенная Запашным практика независимых прокатчиков на деле оказалась выгодной только для них самих и для дирекции компании. Прокатчики собирают лучшие номера, заключают с цирками, которые не имеют права отказывать, договоры на прокат программы, ставя при этом коммерческую цену.
Примерная схема доходов и расходов цирка во Владивостоке при этом выглядит следующим образом. В среднем программа предполагает 21 представление (в среднем в год цирк дает 5-7 программ). Выручка в зависимости от качества программы составляет в среднем от 2—5 млн руб. Расход на коммунальные платежи в декабре—январе составил более 700 тыс. руб., это около 40% затрат цирка. Прокатчик берет примерно 45% выручки. По мнению дирекции Владивостокского цирка, за обеспечение такой схемы руководители компании получают «откат» в виде 20—30 тыс. руб. с представления. Столько же по договору получает и цирк. Часть выручки идет на зарплату артистам, а львиную долю забирает прокатчик. То, что остается цирку, едва хватает на покрытие коммунальных расходов и зарплату персоналу. Отсюда 8 млн руб. задолженности у цирка в Хабаровске, более 1,5 млн — во Владивостоке.
По убеждению Михаева, получив свободу, цирк вправе выбирать более качественные и интересные номера, не переплачивая посреднику. Вправе сам диктовать условия при использовании цирка со стороны москвичей в качестве перевалочной базы в АТР, а это одна из основных статей дохода российской компании. При таком подходе появятся оборотные средства на ремонт здания, постройку гостиницы для артистов, смену витражей, установку новых кресел, обновление аппаратуры. Цена билета не поднимется. «Ждем суда», — говорит директор цирка.
Напомним, вся эта история происходит на фоне упорных разговоров о готовящемся проекте об акционировании и приватизации цирков, равно как и театров и других учреждений культуры.
Взято с:
http://www.konkurent.ru/print.php?id=3481
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Пессимист - человек без двигателя. Оптимист - человек без тормозов/
Т.Caldina, 2С, МКПП 6 ст.
Т.Corona W, 2С, МКПП 6 ст.
| |