Автор: 1g (---.scs-900.ru)
Дата: давно
Перегрев в экономике или в умах?
Станислав Меньшиков
Об авторе: Станислав Меньшиков - известный российский экономист, профессор, доктор экономических наук. В прошлом - профессор МГУ, МГИМО, НГУ, Эразмского университета (Нидерланды) и т. д.. Заведует лабораторией в Центральном экономико-математическом институте РАН. http://rusref.nm.ru/peregrev.htm Теперь обратимся к существу дела. Вопрос о том, как формировать Стабилизационный фонд и на что его расходовать, активно обсуждается в последние месяцы и в правительстве, и вне его. В свое время, когда накопление фонда только начиналось, было принято решение считать его «священной коровой», т.е. расходовать лишь на погашение внешней задолженности, остальное же хранить на черный день.
Но по мере того, как резко росли нефтяные цены, и на глазах непомерно разбухал сам Стабфонд, становилось ясно, что надо что-то менять. Потому что сокращать социальные выплаты и задерживать зарплату бюджетникам под предлогом, что в казне нет денег, притом что она ломится от их избытка, совести хватало только у «либеральных» министров и их сторонников, а у других, включая премьера, язык уже не поворачивался. Так возникла инициатива Фрадкова поднять «точку отсечения» с тем, чтобы направить дополнительно более 250 миллиардов рублей в 2006 году не в кубышку, а на удовлетворение текущих бюджетных нужд. Именно против этого выступают Кудрин и примкнувший к нему МВФ.
Их главный аргумент – перегрев экономики и дополнительная инфляция. Спрос обгоняет предложение, экономика не в состоянии поспеть за быстро растущим спросом. Отсюда и рецепт – ограничивать рост бюджетных расходов, не выпускать деньги из Стабфонда, больше сберегать, меньше потреблять. Вроде бы и логично. Но только не с позиций экономической науки и многолетней мировой практики.
Начать с того, что цены растут вовсе не обязательно от недостатка предложения. Взять, например, бензин. В России добывается намного больше нефти, чем потребляется внутри страны. И если топливо дорожает, то, прежде всего, от чрезмерного экспорта. Издержки добычи нефти в среднем составляют у нас менее 10 долларов за баррель, а продается она сегодня за границу более чем за 30 долларов. И чем больше правительство повышает экспортные пошлины, стараясь ограничить экспорт, тем выше нефтяные компании взвинчивают внутренние цены, в том числе на бензин, компенсируя себя за «потери» от налога. Цены растут не потому, что топлива не хватает, а потому что мировые цены намного выше издержек добычи, а в отрасли господствует негласный картель монополистов, который взвинчивает цены при каждом удобном случае. О существовании такой монополии в прошлом году публично говорил тот же Кудрин. Но дело в том, что у нас с монополиями в стране никто не борется по-настоящему, а ограничиваются только декларациями.
Недавно украинский премьер Юлия Тимошенко вызвала к себе российских нефтяников и поставила их перед альтернативой: либо они продают бензин по ценам, установленным киевским правительством, либо встанет вопрос о ренационализации их нефтеобрабатывающих заводов на Украине. Российские нефтяники выбрали первый вариант. У нас не любят Тимошенко за разные грехи, но надо ей отдать должное – умеет держать в узде монополистов. А у нас ни премьер, ни сам президент не решатся таким тоном разговаривать с большинством олигархов из нефтянки. Помощник президента Игорь Шувалов недавно хвастал, что дело Ходорковского послужило уроком для его коллег по цеху. Однако, как видно, те не слишком испугались, если они по-прежнему душат страну чрезмерными ценами.
Возьмем пример из другой оперы. Цены на электричество и газ растут непрерывно. Причем вовсе не потому, что производство электроэнергии и добыча газа отстают от спроса, а потому, что в обеих отраслях существуют естественные монополии, цены которых ежегодно взвинчиваются с санкции правительства. Анатолий Чубайс обещает, что с приватизацией электростанций цены снизятся. Но мы хорошо знаем цену обещаниям этого деятеля. Они сбываются с точностью до наоборот ДАЛЕЕ ТУТ http://rusref.nm.ru/peregrev.htm ------ Сейчас наши неолибералы мыслят категориями начала прошлого века. Они думают, что сумеют успешно проигнорировать всемирный опыт. Но у них это вряд ли получится, потому что всемирная тенденция совсем другая, и они дуют против ветра. Даже такой видный деятель правящей партии, как Юрий Лужков в только что вышедшей книге «Развитие капитализма в России. 100 лет спустя» начинает со знаменательной фразы: «Призрак бродит по России. Призрак революционной ситуации». А в самом Кремле, судя по недавним признаниям Дмитрия Медведева, тоже боятся нарастающей бури. И все это от страшного перегрева в умах властвующей неолиберальной элиты. Не так она мыслит. Крыша едет. Опасная это болезнь.
| |