Автор: Украинец (---.iks.ru)
Дата: давно
... и почему "любят" бывших братьев по соцлагерю в Польше, Венгрии, Чехии, Западной Украине и т.д. Я тоже думал о таких выводах, какие содержатся в нижеприведенной статье, тоже подозревал, что не всё чисто - почему ещё в советские времена СССР очень не любили например в Польше (у меня там был отец на ремонте, когда командовал кораблём польского проекта) и дед мой поляк служил в Войске Польском во время войны (тоже отзывался не лестно о Сталине). Ведь вроде братья, все за социализм, ан нет - не любили и всё; плюс 1956 и 1968 годы в Венгрии и Чехии. Но разум, воспитанный на советских учебниках (я школу закончил в 1992) отказывался признавать какие-либо доводы кроме официальных. По одной статье нельзя судить обо всём, но НЕКОТОРЫЕ мысли из этой статьи давно у меня вертелись в голове.
_________________________________________________
История? Но только одна!
Ютта Шеррер
В России историческую победу над фашизмом будут праздновать пышно – и злоупотреблять ею в контексте современных конфликтов. Патриотизм призван узаконить даже войну в Чечне
В России предпочитают вспоминать о победе над фашизмом, а не о победе над коммунизмом. 9 Мая – это единственный значимый праздник, который сохранился со времен советского прошлого. Все убеждены в том, что судьба Второй мировой войны решалась на российской земле. В эмоциональном и нравственном плане воспоминания пробуждают чувство гордости за славное прошлое, которое накладывается на куда менее славную действительность. Воспоминания о жертвах все еще живут в семьях. Молодые пары в день свадьбы все еще направляются к могиле Неизвестного солдата. Добровольные молодежные отряды в летние каникулы уже многие годы ищут на полях сражений останки погибших, чтобы наконец-то достойно захоронить их.
Вспоминают и Сталина. В московском парке Победы на Поклонной горе, торжественно открытом Ельциным к 50-летию окончания войны, должен был появиться памятник верховному главнокомандующему. В конце концов, от проекта отказались, однако с 50-й годовщины со дня смерти Сталина (2003 год) о нем постоянно говорят и пишут. В недавнем опросе общественного мнения 50% респондентов поставили его на первое место среди всех ведущих государственных деятелей мира. Либеральный депутат Рыжков говорит о "подспудной реабилитации" Сталина. Путина в народе называют маленьким Сталиным.
В последние месяцы средства массовой информации активно публикуют воспоминания о "священной" войне. Русская православная церковь на конференции, состоявшейся в марте, подчеркнула свою "подлинную роль в истории Великой Отечественной войны и свой чрезвычайный вклад в победу". Две тысячи действовавших на войне священников будут 9 мая награждены за "военные заслуги" специально учрежденным церковью орденом святого благоверного князя Димитрия Донского. В связи с юбилеем Победы некоторые самые популярные русские иконы будут переданы на стартующий с Байконура космический корабль как напоминание о том, что "русский человек перед лицом опасности, во время бед и потрясений, связанных с войной, всегда обращался к Богу, а истинный патриот и гражданин всегда верит в Бога".
Воспоминания призваны воспитывать в молодежи гордость за свою родину
Согласно советской традиции разговоры о Великой Отечественной войне продолжаются. Определение "отечественная", запущенное партийной газетой "Правда" уже 23 июня 1941, апеллирует к первой Отечественной войне, когда Россия одержала верх над Наполеоном.
"Военные традиции нашей страны не просто передаются из поколения в поколение, они у нас в крови", – подтвердил Путин в День защитника Отечества. Путин в 60-ю годовщину хочет мобилизовать больше патриотизма, чем Ельцин к 50-й. Специально созданный организационный комитет "Победа" должен использовать народную память для "возрождения и укрепления патриотизма" и "повышения международного престижа российского государства". Для этого следует задействовать ветеранов всех "боевых действий", включая Афганистан и Чечню, а также ветеранов КГБ.
"Правда" о войне, которая содержится в государственных обращениях, не должна заменить военные мифы, а воспитывать в молодежи гордость за родину. Девиз: учиться на уроках истории. Ее основной урок – "триумф нашей страны" – служит также для оправдания использования силы в Чечне. Это официальная линия, которую разделяет и церковь, устанавливает недвусмысленную связь между победой над фашизмом и победой над международным терроризмом. Русские победили фашистов, следовательно, они также победят террористов (читай: чеченцев). В этом духе Путин выступил после террористического акта в Беслане, то же самое можно было от него услышать в 60-ю годовщину освобождения Освенцима Красной армией. Сразу после Беслана он сравнил мужество спецподразделений ФСБ (им же созданных) с мужеством советских солдат времен Отечественной войны.
По официальным данным, в России проживает 8,1 млн ветеранов, из которых более миллиона принимали непосредственное участие в военных действиях. Теперь всех их чествуют как героев и вручают медали. Если же, тем не менее, постараться отрешиться от длинного перечня официально-бюрократических мероприятий, запланированных на 9 мая, то за ними обнаруживается действительность, которую вряд ли можно компенсировать наградами.
Даже через 60 лет после окончания войны ветеранам все еще обещают телефоны, а инвалидам – уход и медицинское обслуживание. Даже через 60 лет после окончания войны не решены жилищные проблемы ветеранов, их пенсии слишком малы. Средства, выделяемые на эти цели из бюджета Российской Федерации, значительны, лишь бы с бумаги они были перенесены в реальную жизнь. Протесты российских пенсионеров, среди которых много ветеранов, вылившиеся в январе на улицы, не предвещают в этом отношении ничего хорошего. Это голоса против путинских "социальных реформ", которые отняли у них последние привилегии, сохранившиеся с советских времен.
Для внешнего потребления запланированы внушительные памятные акции, в том числе новая история войны, новая радиостанция "Радио Победы", поездка ветеранов по маршруту Москва – Берлин с заключительными торжествами в мемориальном комплексе Трептов-парка. Великая Отечественная война находится в центре российской исторической политики. Если Октябрьская революция узаконила советское государство, то победа 1945 года узаконит постсоветское государство. Уже в 2001 году Путин указал историкам, что они должны сильнее подчеркивать военные заслуги России и, прежде всего, ее генералов. Раздраженный многообразием учебников, которые предлагались на российском рынке, Путин настаивал на едином учебнике истории. По его мнению, историография должна консолидировать общество, а не представлять различные мнения.
Однако в школьных учебниках и так не ставятся спорные вопросы, которые занимают молодых российских историков. Патриотическая риторика свойственна, прежде всего, учебникам для младших классов. Если раньше они прославляли Сталина, то теперь – маршала Жукова. Уже Ельцин поставил у кремлевской стены памятник завоевателю Берлина, попавшему при Сталине в опалу. Его воспоминания издаются массовыми тиражами, его военные заслуги преподносятся молодежи как образец.
Холокосту в российских учебниках места не нашлось
Книги, которые апеллируют к коллективной памяти, по-прежнему подчеркивают роль Красной армии как освободительницы. О том, что жителями Восточной и Центральной Европы она воспринимается как оккупационная, умалчивается. О советизации прибалтийских республик, Молдавии, западных территорий Украины и Белоруссии, если вообще упоминается, то крайне скупо. Из-за этого непонятным остается не только стремление этих народов к независимости на конечной фазе перестройки. Прямо-таки возмутительным должно показаться тем, кто знает о Второй мировой войне только из учебников, высказывание президента Латвии Вики-Фрейберги, которая утверждает, что для Латвии "Вторая мировая война закончилась только 4 мая 1990 года, когда ее парламент принял декларацию о независимости от Советского Союза". Открытый протест прибалтийских республик против участия в торжествах в связи с 60-летием Дня Победы российские школьники не понимают.
В нескольких учебниках – само собой, без комментариев – опубликован дополнительный протокол к германо-советскому пакту о ненападении, существование которого советская историография отрицала до 1989 года. О Катыни уже давно пишут далеко не во всех учебниках. То же самое относится к Варшавскому восстанию, за которым Красная армия, не вмешиваясь, наблюдала со стороны.
Холокост не попал ни в российские учебники, ни в коллективную память. При Сталине убийство евреев не должно было затмевать страдания советского народа. Примерно таким же остается положение и сегодня. Со времен Горбачева официальным количеством погибших в результате войны считается 27 млн (при Сталине это число составляло 7 млн – как довод в пользу "великой" победы). Однако история низов, жизнь простого солдата и населения в глубоком тылу остается почти неотмеченной.
Тема коллаборационизма тоже практически не обсуждается, тема второго фронта, военной и экономической помощи западных союзников упоминается лишь изредка. Все это относится скорее к Второй мировой, чем к Великой Отечественной войне. Исключением является изданный в прошлом году для одиннадцатого, последнего, класса учебник Александра Чубаряна. Там говорится о ГУЛАГе, в котором в годы войны миллионы были заняты на военном производстве, об уничтожения евреев в поселке Бабий Яр под Киевом, о депортации целых народов, о судьбах советских военнопленных, которые после освобождения прямиком отправлялись в ГУЛАГ.
Военные архивы все еще недоступны, а их важнейшие фонды засекречены, например документы о поведении Красной армии по отношению к гражданскому населению Германии. По сей день историки зависят от министерства обороны. Притом что механизмы правления времен Сталина и ГУЛАГа широко представлены документами, ничего похожего в отношении Второй мировой войны не имеется. В частности поэтому советские мифы по-прежнему живы. Тем не менее их развенчанию препятствуют не только ветераны и военные, которые воспринимают научную критику как "удар по отечеству", но и сегодняшние правители, которые расставляют национальные акценты.
Недавно известный писатель, петербуржец Даниил Гранин высказал сожаление в связи с тем, что "у нас по сей день не написана история Великой Отечественной войны", в которой речь шла бы не о стратегии и тактике, а о жизни советских людей. "Правда о войне" является единственной наградой для Гранина, а единственные, кто высказывал эту правду, – это, по его мнению, писатели-фронтовики, к которым принадлежит и он сам. Гранин также сожалеет о том, что ничего не говорится о помощи союзников. Журнал "Родина" в прошлом году тоже затрагивал наиболее спорные темы и словами историка Андрея Мерцалова откровенно рассказал, как современная власть манипулирует представлениями о войне.
Нет никаких сомнений в том, что война до сего дня остается в России важнейшей составляющей исторической памяти, она по-прежнему касается каждой российской семьи. Однако является ли героизация прошлого гарантией для будущего, остается непонятным – как и успех бомбардировщиков, которые в День Победы в небе Москвы должны разогнать возможные тучи, чтобы праздник национального единства и национальной гордости не был испорчен дождем.
| |