Автор: Samu (195.72.226.---)
Дата: давно
Полноприводной пособник Бен Ладена
Один из каждых четырех автомобилей, продаваемых в США, принадлежит к классу полноприводных "внедорожников". Джип - самый популярный в США тип автомобиля, причем продажи этих машин постоянно растут. Если в 1995 году в США было зарегистрировано около 10 млн. подобных машин, то в 2001 году (последние доступные данные) - 21 млн. Вероятно это единственный случай, когда объектом критики стал целый класс автомобилей - в мире ныне существуют десятки общественных организаций, фактически выступающих за запрещение внедорожников.
Например, многие американские общественные организации считают, что внедорожники плохи для США, прежде всего, из-за того, что они неэкономичны. По их мнению, из-за этого США неэффективно используют нефть и вынуждены покупать ее за рубежом во все больших количествах. Это приводит к дефициту бюджета США, а также косвенно помогает международным террористам, например, Бен Ладену, который долгое время финансировал свою организацию "Аль Каеда" за счет пожертвований жителей нефтяных государств Персидского залива.
Изначально внедорожники использовались фермерами и владельцами малых предприятий для перевозки грузов. Сейчас типичный джип перевозит не тыквы и пиломатериалы по плохим дорогам, а американских детей в школу и детский сад по скоростным шоссе. Популярность автомобиля среди жителей Америки привела к тому, что внедорожник стал одним из символов американской семьи: там, где появляются дети, покупается и джип. Большинство американцев чувствуют себя безопаснее при езде на внедорожниках, чем при вождении обыкновенных легковых машин. Однако безопасность эта мнимая, и расплачиваются за нее все без исключения - здоровьем, деньгами, а иногда и жизнью.
Прежде всего, мода на внедорожники тревожит защитников прав американских потребителей. По данным общества защиты прав потребителей Consumers Union, 33% всех фатальных случаев во время автомобильных аварий в США приходятся на аварии с перевернувшимися внедорожниками. По результатам исследования 2000 года, проведенного Национальной Администрацией Безопасности Дорожного Движения\National Highway Traffic Safety Administration, смерть водителя или пассажира в 15% случаев наступает в результате переворачивания легковых автомашин - 36% таких смертей приходится на перевернувшиеся внедорожники. Система пассажирской защиты среднестатистического джипа не отвечает современным стандартам и потому нарушает право потребителей на безопасное потребление продукта - в данном случае автомобиля.
Производители автомобилей рекламируют внедорожники, как супермашины, способные обеспечить незабываемые поездки по красивейшим местам, где не ступала нога человека. Рекламный имидж таких машин строится на идее силы, превосходства и легкого покорения всех преград. В реальности большинство внедорожников, выпускающихся не для индустриального потребления, используют устаревшие технологии, которые не были адаптированы к современным стандартам безопасности машин для перевозки пассажиров. Высокий форсированный корпус джипа "пробивает" корпусную защиту легковушек. Статистика дорожно-транспортных происшествий по разным странам мира показывает, что риск гибели пассажира седана, при лобовом столкновении с джипом, в 4-12 раз выше, чем риск пассажира или водителя внедорожника. Но то же самое достоинство делает внедорожник более склонным к опрокидыванию и переворачиванию при столкновении с другим автомобилем. По данным исследований Public Citizen, некоммерческой организации, борющейся за безопасность членов общества, начиная с 1991 года в авариях с вовлечением перевернувшихся внедорожников погибло 18 тыс. американцев.
Внедорожники - второй по популярности вид транспорта по перевозке детей в Америке, уступающий только минивэнам (микроавтобусам). Однако дети страдают от аварий, находясь в джипах, в два раза чаще, чем в ДТП при поездках в минивэнах. По оценкам экологической организации, Sierra Club, шансы среднего джипа перевернуться на дороге в 4 раза выше шансов подобного ДТП для среднестатистического седана. Из-за относительной узости кузова и большого веса джип не способен маневрировать также быстро, как легковое авто. Вдобавок эксперты указывают, что тормозная система внедорожников слабее, чем у классических легковых машин. Это угрожает безопасности не только пассажира джипа, но и всех водителей и пассажиров, делящих дорогу с внедорожником.
Помимо опасений, связанных с безопасностью джипов, эти машины представляют реальную угрозу окружающей среде. Внедорожники потребляют гораздо больше бензина и выделяют существенно больше выхлопных газов, чем классические пассажирские авто. Sierra Club указывает, например, что смена легковушки на джип на один год эквивалентна потере энергии, которая произойдет, если на 6 лет оставить открытым включенный холодильник, 28 лет не выключать цветной телевизор или 30 лет не выключать свет в ванной. Внедорожники выбрасывают в атмосферу на 43% больше загрязняющих веществ, способствующих глобальному потеплению, чем обычные автомобили и на 47% больше загрязнителей воздуха, образующих смог.
Владение внедорожником автоматически увеличивает затраты на бензин. По подсчетам Public Citizen, на одном галлоне (4.54 литра) бензина внедорожник проезжает на 7 миль (11 километров 263 метра) меньше, чем средняя легковушка. По причине неэффективной траты энергии, ежегодно американские водители внедорожников теряют приблизительно $350 по сравнению с водителями легковых автомобилей. В 2002 году эти потери составили $9 млрд.для всех американцев-водителей джипов.
Впрочем, производители внедорожников утверждают, что делают все возможное для устранения этих недостатков. Неслучайно появились модели джипов, оснащенные бензиново-электрическими двигателями. Кроме того, недостатки джипов компенсируются их многочисленными достоинствами: проходимостью, мощностью и вместительностью.
По данным Агентства по Охране Окружающей Среды США\Environmental Protection Agency, наиболее экономичный внедорожник - Toyota RAV4. Наименее экономичные модели - Land Rover Range Rover, Cadillac Escalade и GMC Yukon. Примечание: все данные по моделям 2001 года выпуска.
Наименьшее количество вредных выбросов производят: Chevrolet Tracker, Ford Escape, Kia Sportage, Subaru Forester, Suzuki Vitara, Suzuki Grand Vitara и Toyota RAV4. Наиболее "грязные" модели внедорожников - Cadillac Escalade, Chevrolet Avalanche, Chevrolet Suburban, Chevrolet Tahoe, GMC Yukon, Toyota Land Cruiser, Toyota Sequoia. Примечание: все данные по моделям 2002 года выпуска.
Своему появлению на свет внедорожники обязаны военным. Первые джипы были созданы по заказу Пентагона
До Второй Мировой войны американцы предпочитали утилитарный подход к машинам. К примеру, фермеры предпочитали покупать грузовички - пикапы, семьи горожан - традиционные седаны и т.д. В 1939 году командование Армии США\US Army пришло к выводу, что для ведения разведки и обеспечения лучшего управления, войска нуждаются в принципиально новом типе автомобиля - легком, полноприводном, обладающем высокой проходимостью и недорогом. Военные объявили об организации тендера на поставку подобных, в тот момент еще не существовавших в природе, автомобилей, в котором приняли участие три компании - Bantam, Ford и Willys-Overland. Все три фирмы разработали прототипы нового автомобиля и даже подготовили конвейерные линии. В конце 1940 года военные приняли решение - заказ достался Willys-Overland, который победил за счет того, что на его машине был установлен более мощный двигатель. За годы войны компания выпустила 360 тыс. подобных автомобилей: в СССР, куда они поставлялись в рамках программы "ленд-лиза", они стали известны, как "виллисы". Оригинальное название "виллиса" - GPW (аббревиатура фразы Government Pigmy Willys, которую можно перевести, как "Карликовый Правительственный Виллис"). Американские солдаты также называли ее "джипом"\jeep - "новичком", вероятно по созвучию с GPW (произносится, как "джи-пи-дабл ви") или по первым звукам фразы general purpose - произносится, как "джи-пи"(перевод термина: машина "общего назначения"). Термин "джип" стал широко известным и вошел во многие языки.
Компания Willys-Overland ныне существует, но под иным названием. В 1953 году ее приобрел известный бизнесмен Гарри Кайзер\Harry J. Kaiser, который переименовал фирму в Willys Motor. В 1963 году произошла еще одна смена имени - на Kaiser-Jeep Corporation. В 1970 году корпорация Chrylser приобрела контрольный пакет акций Kaiser-Jeep и вновь переименовала фирму - в Jeep Corporation. Ныне "джипы" (в том числе, под маркой Jeep) выпускает корпорация DaimlerChrysler, образованная в 1998 году после поглощения Chrylser германским автомобильным гигантом Daimler - Benz.
GPW пользовался высокой популярностью у американских солдат и офицеров. Существует несколько забавных историй о любви "джи-ай" к этой технике: например, военный механик разобрал "виллис" на запчасти, переслал их домой обычными почтовыми посылками, а после ухода с военной службы собрал любимую машину заново. В 1945 году Willys-Overland перевела производство на мирные рельсы и начала поставки джипов в автосалоны - для обозначения автомобилей этого класса был использован новый термин CJ (civilian jeep - "гражданский джип"). Для США, с ее хорошими дорогами, езда по бездорожью была скорее развлечением, а не необходимостью, поэтому на свет появился новый термин Sport Utility Vehicle - примерный перевод "Автомобиль Для Нужд Спортсменов", причем изначально слово Sport не применялось. Ныне в США джипы принято называть аббревиатурой этой фразы - SUV, а "джипами" считаются лишь внедорожники мари Jeep. Ныне большинство историков считают прародителем современных внедорожников модель Jeep Wagon, выпущенную в 1947 году.
Впоследствии компания-производитель предприняла усилия по демилитаризации бывших военных автомобилей - они стали более стильными и более комфортными. Законодателем мод здесь стал Chevrolet Suburban - эта марка существует поныне. Происхождение термина Suburban ("Пригородный") тоже достаточно интересно - он появился еще в 1920-е годы для обозначения автомобилей, способных перевозить все что угодно - и пассажиров и грузы. Однако международную известность термин приобрел благодаря появлению джипа.
Аналогичная история произошла и с автомобилем "Хаммер"\Hummer (название также является формой аббревиатуры фразы High Mobility Multi-Purpose Wheeled Vehicle (HMMWV) - "Высокомобильный Многоцелевой Колесный Автомобиль"), который изначально был разработан для нужд армии, а позднее приобрел популярность и среди гражданских лиц. Первые "хаммеры" были поставлены вооруженным силам США в 1982 году. Широкой публике "хаммеры" полюбились благодаря боевикам с участием Арнольда Шварценеггера\Arnold Schwarzenegger и телетрансляциям войны в Персидском заливе 1991 года. В 1992 году первый "Хаммер" был продан гражданскому лицу (покупателем стал все тот же Шварценеггер). Любопытно, что в 2003 году, в результате войны в Ираке, "хаммеры" на некоторое время снова вошли в моду у американцев, однако их продажи резко снизились после резкого повышения цен на нефть.
В 1950-е-1960-е годы джипы приобрели популярность, прежде всего, у жителей американской глубинки, фермеров и обитателей небольших городков. Кроме того, их полюбили многодетные семьи и спортсмены - в частности, в Калифорнии многие покупатели джипов были серфингистами, нуждавшимися в подобных автомобилях для путешествий на далекие пляжи. Жители крупных городов не считали внедорожники достойными внимания, прежде всего потому, что тогдашние седаны показывали намного лучшие результаты при езде на скоростных дорогах. Кроме того, уже тогда появились сообщения об опасностях джипов - благодаря своей высокой "посадке" они более склонны к переворачиванию, в том числе, и на небольших скоростях.
Ситуация изменилась в 1970-е годы, с расцветом экологического движения. Джипы стали восприниматься как атрибут человека, любящего отдых на лоне природы. Автопроизводители отреагировали на изменение конъюнктуры, обеспечив дополнительный комфорт водителям и пассажирам внедорожников. Тогда появились удачные модели джипов - Ford Bronco, GMC Jimmy, Chevrolet Blazer - результатом чего стала настоящая "революция". К американским производителям джипов присоединились и японские (Toyota, Subaru и пр.), в ту пору начавшие активную экспансию на рынок США: американские машины традиционно потребляли много бензина, а японские джипы были более экономичными. В 1980-е годы джипы оправились от "бензинового кризиса" и вновь приобрели популярность, которая продолжается и по сей день. Ныне практически все мировые автопроизводители выпускают свои модели джипов.
Washington ProFile
| |