Автор: 110 (---.dynamic.hinet.net)
Дата: давно
(С)C.N.Parkinson & M.K.Rustomji , 1986
BUSINESS IS PEOPLE
(С)Перевод.Агенство "ФАИР",1997
Выборочно из занимательной книги.
Несмотря на 86 год может кому будет интересно,что два иностранца в Японии подсмотрели ;)
---------------------------
...
Глава 7
Особенности японской системы менеджмента.
Дух авантюризма и патриотизма.
Японские промышленники всегда работали,руководствуясь духом авантюризма и патриотизма.Это лучше всего видно на примере одного из их крупнейших предпренимателей,Хонды,который основывая свою компанию,заявил,что даже если его компанию ждет банкротство,все равно он готов пойти на риск очень быстрого расширения,потому что сама фабрика все равно останется и будет использоваться для развития японской индустрии.Другая примечательная фигура среди строителей современной Японии,Шибусава,однажды сказал:
«Даже если здесь не будет никакой прибыли,банк все равно должен вкладывать деньги в индустрию,потому что это его долг.»
Японские бизнесмены всегда готовы пойти на риск,даже еще в большой степени,чем их американские или европейские коллеги.Соотношение дебита-кредита,долга и основного капитала,существующие в японском бизнесе,способны привести в ужас бизнесменов из других стран.
Японцы продолжают брать в кредит и расширятся,несмотря на связанный с этим риск.Они возлагают свои надежды на рост и дальнейшее расширение.
Правительсво и Бизнес.
Во многих странах развита национализация некоторых областей экономики,но в Японии главный упор делается на развитии частного предпринимательства,только 8 процентов от общего количества рабочих,занятых в индустрии,работает на гос.предприятиях,в то время как в Великобритании этот показатель составляет 22 %.Правительственные ассигнования в Японии составляют 20% от валового национального продукта,против 30% в западноевропейских странах.Но это вовсе не означает,что японское правительство пассивно в экономических вопросах;его влияние на направление и темпы развития индустрии являются далеко идущими и решающими.
Японская налоговая система построена таким образом,чтобы способствовать индустриальному росту.Частные инвестиции поощряются гарантией привлекательно низких отчислений в бюджет.Личные сбережения поддерживаются низким уровнем налогов на проценты про вкладам и дивиденты.
Правительство тратит большие суммы денег на развитие инфраструктуры индустрии и использует свое влияние и ресурсы для создания новых отраслей промышленности и ускорения роста существующих .Японцы всегда пытаются улучшить качество своей продукции,и правительство оказывает постоянную поддержку в решении этой задачи.Послание к нации,выпущенное японским правительством несколько лет назад,гласит: «Мы должны быстро адаптироваться к постоянно совершенствующейся технологии и внешним условиям современного мира.В настоящий момент самая важная задача для японцев-это успеть на поезд всемирного технологического прогресса».
Правительсво и частный сектор работают в тесном сотрудничестве.У них одна цель: рост национальной экономики.
Движение за производство с нулевым уровнем дефектов.
Движение за производство с нулевым уровнем дефектов (Zero Defects) впервые началось в Японии, и там оно уже является общенациональным движением.По своей сути это означает «основополагающий упор на качество».Не должно быть дефектов и изъянов на любой стадии производсва товара.В течении пяти лет более шести тысяч японских фирм с общим количеством персонала в три миллиона человек включились в это движение и добились большого успеха.Существует национальная организация Zero Defects;флаги и плакаты с надписью “Zero Defects” можно увидеть на заводах и в кабинетах руководителей,есть полотенца,майки,подносы «Zero Defects»,награды зеро дефектс вручаются особо отличившимся группам работников.
Борьба за нулевой уровень дефектов стала стилем жизни для современных японцев.Это является главным приоритетом в любой работе.Японцы очень скурпулезны во всем,что бы они не делали.В рузультате этого японские товары имеют репутацию изделий превосходного качества,что особенно характерно для их автомобилей.
Движение за производство с нулевым уровнем дефектов является одной из главных причин,по которой японцы сумели захватить за границей такую большую часть рынка для своих товаров.
Наука и Бизнес
Область человеческих познаний постоянно расширяется,и это необходимо использовать в практических целях.Японцы имеют особый талант к применению новых знаний и идей на практике.Они крайне восприимчивы к новым идеям и всегда готовы учиться и извлекать выводы из чужого опыта.Они наблюдают за всем,что происходит в мире, и систематически собирают информацию из-за границы.
Японские рабочие хорошо образованы и уровень их грамотности является одним из самых высоких в мире.Японские трудящиеся едины в своих устремлениях.Они охотно вступают в сотрудничество,дисциплинированны и всегда готовы совершенствовать свои навыки.Большинство ведущих руководителей в Японии имеют университетское образование.В Японии образованию уделяется большое внимание.
Они перенимают и усваивают самые передовые технологические процессы и методы.Кроме того,японские рабочие никогда не противятся новшествам.Напротив,они с радостью принимают их.
Обновление является основой промышеленного роста,и японцы проявляют искреннюю приверженность к нововведениям.
Высокий уровень накопления
Количество денежных сбережений по отношению к валовому национальному продукту в Японии значительно выше,чем в любой другой стране.Японцы имеют возможность накапливать капитал, и это одна из причин очень большой скорости их промышленного роста.По своей натуре японцы бережливы: они любят делать вклады и сбережения.Они не покупают товары в кредит.Если им требуется купить телевизор,они предпочтут накопить требуемую сумму.Манера пускать пыль в глаза с целью привлечь внимание не имеет распространения в Японии.
Один британский бизнесмен,путешествующий по Японии на поезде первым классом увидел,как пожилой японец зашивает кожаную обивку сиденья в купе.Когда британец спросил японца,к чему он это делает,то услышал следующий ответ: « Хотя я чиню национальную собственность,это также и моя собственность,поскольку все,что принадлежит нации,принадлежит и мне.» Такое внимание к благополучию и процветанию нации характерно для среднего японца.Они понимают,что индивидуальное и национальное процветание завистит от их бережливости и честного выполнения своей работы.
Захват новых рынков
Японские фирмы ориентированы на рост,а не на увеличение прибыли.Их доминирующей позицией является захват новых рынков.Для этой цели в течении некоторого времени они даже готовы терпеть убытки.
Например,известная компания Hitachi в течение трех лет продавала в Европе свои кондиционеры ниже себестоимости.Но все же они получили прибыль от общего объема продаж.Они продавали с убытками в Европе,чтобы закрепиться на этом рынке,но через несколько лет торговля начала приносить прибыль.
Хорошо известные автомобильные компании Toyota и Nissan сделали первый шаг на прибыльный американский рынок,предложив своим диллерам значительно более высокие комиссионные,чем те могли получить с других импортных машин.
В судостроении японцы начали опрерации по экспортной торговле без всякой выгоды для себя.Теперь на долю их корабельной индустрии приходится половина общего тоннажа кораблей,ежегодно производимых в мире.
Японцы также щедро тратят деньги на рекламу.Они очень агрессивны в своей экспортной политике и всегда готовы понести большие убытки и пойти на риск.
Постоянное совершенствование: Дзен-подход
Японцы верят,что постоянное совершенствование приводит к постоянному росту достижений.Поэтому в большинстве японских компаний каждый,от рядового служащего до главного управляющего ,в течение всей службы посещают учебные классы.Это является дзен-подходом к образованию.Целью обучения и тренировок является рост достижений ,в чем бы они не заключались.Итогом является самосовершенствование и улучшение результатов,что,в свою очередь,приносит личности чувство постоянного удовлетворения.
Дзен-подход заставляет работника повышать производительность труда,не ожидая взамен материального поощрения,независимо от того,в чем заключается работа.Такой подход выгоден как работнику,так и тому предприятию,на котором он трудится.
Учебные занятия
Учебные занятия проводятся на заводах каждую неделю и являются частью регулярного расписания работы предприятия.Там нет учителей.Занятия проводят специалисты,наблюдающие за общим ходом работ,и посещают все сотрудники,связанные с данным подразделением (от главного управляющего до уборщика).
Целью занятий является не разъяснение хода выполнения какой-либо отдельной операции,а создание представления об общем ходе работы всего подразделения.
Такие программы обучения расширяют кругозор людей,посещающих занятия.Они создают у рабочих чувство привязанности к своему подразделению и усиливают их стремление к учебе и совершенствованию.
Пожизненная занятость
Пожизненная система занятости в Японии дает рабочим чувство большой уверенности.Это чувство подкрепляется ежегодным повышением зарплаты японских рабочих и служащих.
Таким образом,не остается места для недовольства и досады.Рабочие и служащие знают точно,сколько они будут зарабатывать в будущем году.Большое преимущество японской системы заключается в том,что для всех идет постоянное повышение зароботной платы;зарплата не зависит слишком сильно от проделанной работы.
В японских фирмах не существует ожесточенного соперничества.Если даже начальник имеет рядом с собой подчиненного,который,как он знает,способнее его,он не будет бояться за то,что когда-нибудь тот его подсидит.Напротив,начальник будет рад оказать всяческую поддержку своему способному подчиненному, поскольку у него нет причин опасаться за свое место.
Рабочие в Японии с готовностью принимают переход на другую работу,и в другое место,так как они знают,что их зарплата не изменится ,даже если им поручат работу,требующую меньшей ответсвтенности и навыков,чем предыдущая.По той же причине они без возражений переучиваются на новые специальности.
Поскольку стимулирующие премии играют очень малую роль в общем заработке среднего японского рабочего,никто не портит себе нервы из-за норм,трудовых соглашений ,разницы в ставках и постоянных споров из-за премиальных выплат.
Персонал
Финансовое положение остается самым важным показателем для любой компании,но управление персоналом в Японии,в силу гарантии пожизненной занятости,также представляет собой стратегический фактор.
В Японии глава фирмы для своих подчиненных,как отец родной.Руководство японских фирм проявляет большой интерес к личной жизни своих рабочих.Фирмы считают своим моральным долгом заботится о каждом своем подчиненном вплоть до его ухода на пенсию.
Японский менеджмент функционирует,не прибегая как к кнуту (т.е. увольнениям),так и к пряникам (т.е.денежным премиям).Преданность считается более важным качеством,чем компетентность.Так что,если преданный работник по какой-либо причине окажется негодным,он не будет уволен,а ему подыщут другую работу,соответсвующую его способностям.К нему отнесутся как к члену семьи.
Компания превыше всего
В западных странах фирма является юридическим образованием,основанным на статьях закона.В Японии к фирме относятся как к живому существу,обладающему душой и сознанием.Фирма принадлежит всем работникам и управляющие не смотрят на нее как на свою персональную собственность.Поскольку фирма функционирует как единый,тесно связанный коллектив,групповой дух и групповые задачи являются главным предметом внимания.Роли индивидуальной ответственности и производительности в Японии сознательно отодвинуты на задний план.Главной целью является повышение групповой производительности и солидарности.
Групповое принятие решений
Старина Друкер утверждает,что японцы являются единственной нацией на Земле,которые выработали систематизированный и стандартизированный подход к принятию решений.
Согластно распространенной теории,первой ступенью в принятии решений является постановка проблемы.Эта ступень считается очевидной и достаточно простой.Второй ступенью является рассмотрение альтернативных решений.На третьем этапе выясняется,какое из решений является наилучшим.
Японцы считают корректную постановку проблемы наиболее важной ступенью.Как только проблема правильно определена,решение приходит автоматически.Так что японцам требуется очень много времени для того,чтобы прийти к какому-либо решению.
Проблема сначала должна быть изучена под всеми возможными углами,после чего необходимо достичь единодушного согласия для заинтересованных сторон.Если между сторонами,принимающими решение,существует разхождение во мнениях,то разногласия необходимо урегулировать и найти устраивающий всех консенсус.
Как только предложение принято всеми людьми,решение воплощается в жизнь со скоростью света.Поскольку каждый аспект проблемы уже изучен заранее,большая скорость действий не вызывает затруднения и в силу того,что решение принято единогластно,все с энтузиазмом трудятся над его воплощением.
Такая система укрепляет групповую сплоченность,гармонию и сотрудничество.
----------
Все ,запарился кнопки давить .Короче думайте,почему Тойота начала форды копировать и преуспела а ГаЗ забуксовал ;)
| |