Автор: Москвич (---.pppoe.mtu-net.ru)
Дата: давно
Совесть, которая будит души людей
1.08.2004 13:50 | NewsInfo
В эти дни все, кому дорога российская Земля, ее история, ее великие святые, отметили 250-летие преподобного Серафима Саровского. Вчера утром в селе Дивеево был освящен восстановленный Казанский храм. А сегодня в день главных торжеств в Свято-Троицком монастыре - праздничное богослужение под открытым небом. В нем принимают участие свыше 20 архиереев и тысячи паломников, часть которых разместилась в палаточных городках. Один из иерархов Русской православной церкви Епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий на торжествах в Дивееве сказал: "Для каждого православного христианина преподобный Серафим Саровский является той святыней, которая идет с ним всю жизнь. Преподобный Серафим является совестью, которая будит души людей".
Будущего иеромонаха, пустынножителя и чудотворца в миру звали Прохор Мошнин. Родители преподобного Исидор и Агафия Мошнины были жителями Курска. Исидор был купцом и брал подряды на строительство зданий, а в конце жизни начал постройку собора в Курске, но скончался до завершения работ. Младший сын Прохор остался на попечении матери, воспитавшей в сыне глубокую веру в Бога. После смерти мужа Агафия Мошнина, продолжавшая постройку собора, взяла однажды туда с собой Прохора, который, оступившись, упал с колокольни вниз. Господь сохранил жизнь будущего светильника Церкви: испуганная мать, спустившись вниз, нашла сына невредимым.
Юный Прохор, обладая прекрасной памятью, вскоре выучился грамоте. Он с детства любил посещать церковные службы и читать своим сверстникам Священное Писание и Жития святых, но больше всего любил молиться или читать Святое Евангелие в уединении. Как-то Прохор тяжело заболел, жизнь его была в опасности. Во сне мальчик увидел Божию Матерь, обещавшую посетить и исцелить его. Вскоре через двор усадьбы Мошниных прошел крестный ход с иконой Знамения Пресвятой Богородицы; мать вынесла Прохора на руках, и он приложился к святой иконе, после чего стал быстро поправляться. Еще в юности у Прохора созрело решение всецело посвятить жизнь Богу и уйти в монастырь. Благочестивая мать не препятствовала этому и благословила его на иноческий путь распятием, которое преподобный всю жизнь носил на груди.
В 19 лет он пришел из Курска в Саровскую обитель и остался там навсегда. Восемь лет был послушником, потом был пострижен в сан инока. При посвящении он получил имя Серафим. Скоро Серафим был возведен в сан иеродиакона и почти 6 лет беспрерывно находился в служении. Когда ему исполнилось 34 года, его рукоположили в иеромонаха. Через год Серафим удалился в пустынную келью, в которой на долгое время укрылся в уединении, трудах, чтении и молитве. Для уединения он избрал традиционно для саровских пустынножителей место - правый берег Саровки. Келья Серафима располагалась примерно в пяти верстах от монастыря, и это место назвали потом "дальняя пустынка Серафима Саровского". Более 15 лет провел преподобный Серафим в своей дальней пустынке. Многие эпизоды его жизни связаны с этим периодом, в частности, моление в течение 1000 ночей на камне, находившимся примерно в двух верстах от пустынки по дороге в монастырь. Годы жизни в дальней пустынке привели Серафима Саровского к старчеству.
Он постоянно носил одну и ту же одежду: полотняной балахон, кожаные рукавицы и бахилы, поверх которых надевал лапти. Спереди у него висел крест, которым его благословила мать, отпуская из дому, а в сумке за плечами было Евангелие. В подражание древним святым старец носил вериги на обоих плечах: спереди к ним были привешены кресты в 20 фунтов, сзади - в 8. Кроме этого, он надевал на себя железный пояс. Вскоре воздержание и постничество отца Серафима дошли до неимоверной степени. Братия лишь удивлялась, как ему удается выжить не только летом, но и зимой, но Серафим тщательно укрывал свои подвиги от людей. Около келии он развел огород и устроил пчельник. Добывая себе пропитание, преподобный держал очень строгий пост, ел один раз в сутки, а в среду и пятницу совершенно воздерживался от пищи. В летнюю жару преподобный собирал на болоте мох для удобрения огорода; комары нещадно жалили его, но он благодушно терпел это страдание, говоря: "Страсти истребляются страданием и скорбью, или произвольными, или посылаемыми Промыслом". Около трех лет преподобный питался только одной травой снитью, которая росла вокруг его келии. К нему все чаще стали приходить, кроме братии, миряне - за советом и благословением. Это нарушало его уединение. Испросив благословение настоятеля, преподобный преградил к себе доступ женщинам, а затем и всем остальным, получив знамение, что Господь одобряет его мысль о полном безмолвии. После молитвы преподобного дорогу в его пустынную келию преградили огромные сучья вековых сосен. Теперь только птицы, слетавшиеся во множестве к его келье, и дикие звери посещали его. Преподобный из рук кормил медведя хлебом, когда из монастыря приносили ему хлеб.
12 сентября 1804 года случилось несчастье: к Серафиму на дальнюю пустынку пришли трое крестьян из Кременок и, сказав: "к тебе ходят мирские люди и деньги носят", попытались ограбить отшельника. Денег грабители не нашли и тогда, обозлившись, жестоко избили его до полусмерти. Серафим на 5 месяцев оказался на излечении в монастыре, но затем вновь вернулся в пустынь. Оставшись навсегда согбенным, преподобный ходил, опираясь на посох или топорик, однако своих обидчиков простил и просил не наказывать. Рассказывают даже, что он даже благодарил Бога за то, что Он позволил ему невинно пострадать...
Несколько лет Серафим безмолвствовал и к посетителям более не выходил. Молчальничество Серафим соединил со стоянием на камне. 1000 дней и ночей он возносил молитвы, стоя на ногах или коленях с воздетыми вверх руками. По ночам он делал это в лесу, где лежал огромный гранитный камень, а с утра до вечера в своей келье, где также был камень. После 15 лет уединения Серафим из-за мучившей его болезни вернулся в монастырь и поселился в своей келье, в которой никого не принимал, сам из нее не выходил и не говорил ни с кем ни слова. Все убранство кельи составляли икона с лампадой и пень вместо стула.
По прошествии пяти лет старец отворил для людей свою келью и даже стал вести беседы с прибывшими к нему. Но все же пристанище свое он не покидал никогда. Стулом ему служил все тот же пень, а постелью - мешки с песком и каменьями. В сенях кельи стоял изготовленный самим Серафимом гроб из цельного дуба. Тогда открылся провидческий и целительный дар старца. Первым кто удостоился почувствовать его на себе, был помещик из села Нуча - Михаил Васильевич Мантуров. Он страдал от болезни, поразившей его ноги. Еле живым принесли его в келью Серафима, где старец со словами "По даной мне от господа благодати я первого тебя вылечу!" избавил Мантурова от его недуга. В 1825 году явившаяся во сне Матерь Божья разрешила Серафиму выйти из затвора и посещать пустынь. Уходя в пустынь, Серафим оставлял горящими зажженные перед образами свечи. Когда ему говорили, что может быть пожар, старец отвечал: "Пока я жив, пожара не будет, а когда я умру, кончина моя откроется пожаром". Так и случилось. 2 января 1833 (по ст.ст.) в 6 утра брат Павел почувствовал запах дыма. Он постучал в дверь, но никто не ответил. Братия сорвала закрытую дверь, загасила тлевшие вещи, но в темноте не разглядела старца и решила, что он ушел в свою пустынь. Лишь после утренней литургии в темной келье обнаружили Серафима, стоявшего на коленях в молитве со сложенными крестообразно руками. Он был мертв. Похоронен он был у южной стены алтарной части Успенского собора. Это место он сам себе выбрал незадолго до кончины.
Плодом великих подвигов преподобного Серафима явилось стяжание им мира души и радости о Святом Духе. Великий подвижник так впоследствии говорил одному из монахов монастыря: "...радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя". Как же нам не хватает в жизни именно этого завета: если бы каждый в своей душе стяжал мир, то тысячи вокруг спаслись бы и, может быть, на Земле было бы меньше зла...
Павел Подкладов
Использованы публикации о Праведном Серафиме Саровском в Интернете и материалы агентства НТА.
NewsInfo
| |