Автор: IGT637 (212.107.205.---)
Дата: давно
Это не реклама, просто самому было интересно:
Что такое система Honda VTEC?
Создание оптимального двигателя с идеальными характеристиками для всех условий – стремление любой автомобильной компании.
Немногие компании могут похвастаться прогрессом в направлении создания двигателей с оптимальными характеристиками, какого добилась Honda. С разработкой ее газораспределительного механизма VTEC она установила качественно новые стандарты в производстве двигателей внутреннего сгорания. Мягкость и стабильность на низких оборотах и высокая мощность на высоких оборотах – вот те характеристики, которые обеспечивает система VTEC. При необходимости она превращает спокойный двигатель в мощный силовой агрегат, дающий возможность почувствовать себя за рулем хорошего спортивного автомобиля.
VTEC расшифровывается как Variable valve timing and lift electronic control, что означает «электронная система изменения момента и степени открытия клапанов». Это первый в мире двигатель, который объединяет в себе двигатель, с фазами газораспределения, оптимальными для ежедневного использования и спортивного режима движения. Обеспечивается это специальным газораспределительным механизмом, распределительный вал которого содержит различные кулачки для низких и высоких оборотов коленчатого вала двигателя. Этот механизм обеспечивает широкий диапазон мощности на низких и средних частотах вращения коленчатого вала и точную реакцию на управляющее воздействие (открытие дроссельной заслонки) при движении в городе, а также бесподобные характеристики при движении по автостраде. Система VTEC делает двигатель идеальным для любых режимов эксплуатации. Первую попытку установки такой системы компания Honda предприняла, на гоночных автомобилях «Формулы-1», называемых еще «лабораториями на колесах».
Типы двигателей HONDA с системой VTEC
Двигатели Honda могут иметь три разновидности систем VTEC. Первый тип двигателя – DOHC VTEC. Его особенность состоит в наличии двух распределительных валов. Эти двигатели отличаются высокой удельной мощностью – 100 л.с. на 1 л рабочего объема цилиндров, и расходом топлива как у обычных моторов.
Второй тип двигателей – SOHC VTEC с одним распределительным валом. Для двигателя данного типа повышение мощности обеспечивается изменением момента и степени открытия клапанов.
Мощность третьего типа двигателей – VTEC-Е – близка к моторам большего объема, но расход топлива у него при этом значительно ниже. Обеспечивается это четырехклапанной системой впуска, работой на обедненных смесях при малых нагрузках, открытием одного или двух клапанов в зависимости от оборотов.
Более подробно остановимся на конструкции системы DOHC VTEC. На этом примере можно наиболее объяснить работу этой системы.
Конструктивные особенности
В системе электронного изменения момента и степени открытия клапанов Honda за основу взят, уже известный, 4-клапанный газораспределительный механизм. Конструкцию дополняет 3-е коромысло и 3-й кулачок (они являются средними) на обоих распределительных валах. Все три коромысла, как на впускных, так и на выпускных клапанах, оборудованы гидравлически управляемыми поршеньками, которые соединяют все три коромысла в единое целое. Кулачки распредвала имеют специальную геометрию, чем обеспечивается оптимальная работа двигателя на различных режимах. Средний кулачок предназначен для работы двигателя на высоких оборотах, два боковых кулачка – на низких и средних. Среднее коромысло оборудовано дополнительной пружиной, обеспечивающей непрерывное скольжение коромысла по кулачку на низких и средних оборотах и более аккуратное движение коромысла по кулачку при работе на высоких оборотах.
Как работает VTEC
Как было уже сказано, двигатель с системой VTEC обеспечивает автомобилю при больших частотах вращения коленчатого вала спортивные характеристики, а при низких и средних частотах оборотов – свойства двигателя обыкновенного пассажирского автомобиля. Такие отличительные характеристики – результат различного момента и степени открытия впускных/выпускных клапанов. Если момент открытия клапана и высота подъема клапана отрегулированы для эффективной работы только на низких оборотах, характеристика крутящего момента на низких оборотах будет лучше, чем у обыкновенного двигателя. Если те же параметры улучшают работу только на высоких оборотах, будет получен сугубо спортивный мотор.
На низких оборотах коромысла, расположенные по обеим сторонам от центрального коромысла, не заблокированы, поэтому скользят по собственным кулачкам и работают независимо друг от друга.
При переходе двигателя в режим высоких оборотов, под давлением масла, поршень А сдвигается вправо, смещая поршень В и соединяя первичное и среднее коромысло. В свою очередь, другой поршень, смещая стопор и сжимая возвратную пружину, соединяет среднее и вторичное коромысло. Таким образом, все элементы этой группы начинают двигаться как единое целое по закону, описываемому большим кулачком.
Система контроля VTEC
Управляет работой электронный «мозг», который непрерывно следит за параметрами работы двигателя – нагрузкой, температурой охлаждающей жидкости, оборотами коленчатого вала и скоростью движения автомобиля. В его задачи входит обеспечение плавной работы двигателя, малый расход топлива и большой крутящий момент при малых оборотах, большой мощности при большой нагрузке. Для переключения системы необходимы следующие условия: скорость движения – более 30 км/ч; температура охлаждающей жидкости – более 60ОС. Нагрузка на двигатель оценивается по разряжению во впускном коллекторе.
До сегодняшнего дня на рынке было представлено мало систем, изменяющих параметры работы газораспределительного механизма. В основном это были системы, позволяющие изменять только момент открытия клапана. Система Honda является первой в мире, которая позволяет изменять не только момент, но и высоту поднятия клапанов, как впускных, так и выпускных.
| |