Автор: Samu (---.adm.sakhalin.ru)
Дата: давно
МОСКВА, 7 декабря РИА Новости . Российский автопром насторожился в ожидании вступления России во Всемирную торговую организацию. И это понятно: ВТО принесет с собой новые правила игры, повышенные требования к продукции и более жесткую конкуренцию.
Российский автомобильный рынок остается лакомым куском для международных производителей автомобилей. По сведениям российского Министерства промышленности и энергетики, в прошлом году его объем составил 1 миллион 600 тысяч машин. В этом году ожидается, что в России будет продано на 200 тысяч автомобилей больше. А по прогнозным оценкам, к 2010 году рынок начнет поглощать примерно 2,6–2,8 миллионов штук легковых автомобилей в год. В денежном выражении объемы российского автомобильного рынка к этому времени превысят $30 млрд. Уже в этом году ожидается, что зарубежные производители сумеют продать в России порядка 600 тыс. “легковушек”.
Совершенно очевидно, что доминирование отечественных автомобилей на дорогах России подходит к концу. Современные правила мировой экономики заставляют страны открывать границы для иностранного производителя. Россия в этом смысле не является исключением. Она не хочет отставать от мирового прогресса и пытается приспособиться к новым условиям.
Как следствие, на территории России практически не осталось автозавода, который не вел бы переговоров о начале производства на своих мощностях иностранного автомобиля. Российские автопроизводители наконец-то поняли прозрачные намеки правительства и начали осваивать рынок по новым принципам.
Тон задают предприятия Поволжья, что неудивительно. Основные производства отечественных автомобилей сосредоточены именно в этом регионе. Несколько лет в Тольятти активно развивается совместный GM-АвтоВАЗ – проект по производству внедорожника Chevy-Niva. Готовится к реализации проект по производству индийского внедорожника силами автопредприятия ГАЗ. Началось производство нового корейского седана Spectra на автозаводе в городе Ижевск. В довершение всего рухнул еще один бастион: компания “Северсталь-авто” объявила о запуске производства корейского внедорожника Ssang Yong Rexton на базе завода, который в прежние годы выпускал один из вариантов недорогой российской микролитражки “Ока”. Предприятия компании постепенно будут разнообразить модельный ряд иномарок, чтобы к 2007 году выпускать не менее трех вариантов джипов разной ценовой категории. Всего же планируется производить до 40 тыс. автомобилей в год. Более того, “Северсталь-авто” собирается даже свой традиционный продукт – российский джип УАЗ, переставить на платформу Rexton.
Активность российских автопроизводителей объяснима. Уже понятно, что российские власти не собираются менять своих планов. Ввозные пошлины на комплектующие для производства машин на территории России снижены практически до нуля. Очевидно, что правительство сдержит слово и введет запретительные пошлины на ввоз подержанных иномарок. А это значит, до конца года в России на автомобильном рынке появится огромная незаполненная продукцией ниша. Для справки: в первом полугодии 2005 года в России было продано более 150 тыс. подержанных иномарок.
Достаточного количества собственных моделей для заполнения рыночной бреши российские автопроизводители не имеют. Поэтому они и активизировались в поисках зарубежных компаньонов. Кстати, иностранные компании тоже в таком сотрудничестве видят немалую выгоду. Ведь российский автопром имеет конкурентные преимущества. Запуск производства иномарок на российских предприятиях обходится значительно дешевле строительства завода с нуля. Компания “Северсталь-авто” заявила, что переоснащение технологических линий их предприятий под выпуск Ssang Yong Rexton оценивается в $56 млн. Тогда как начало выпуска Ford Focus в России обошлось как минимум вдвое дороже.
Впрочем, современные процессы, протекающие в отрасли, не означают, что автопром России в итоге откажется от собственных моделей. Дело в другом – автопроизводители учатся играть по новым правилам. К примеру, Горьковский автозавод не только искал партнера для производства перспективных моделей, но и учился продавать собственную продукцию. В 2004 году он экспортировал в дальнее зарубежье 9 тыс. 998 автомобилей, что на 14% больше, чем в 2003 году. В страны СНГ и того больше - на 20,6%.
Сейчас уже не стоит вопрос о выживаемости отрасли. Не смотря на то, что Автозаводской район Нижнего Новгорода неразрывно связан с деятельностью автомобильного предприятия ГАЗ - достаточно сказать, что на карте страны этот жилой массив появился лишь только после начала строительства здесь автомобильного гиганта - никто сейчас уже не говорит, что вступление России в ВТО вернет этому месту первозданную дикость.
Горьковский автозавод одним из первых в стране нащупал пути к модернизации. Сейчас на предприятии готовятся к выпуску новые модели автомобилей, проводятся переговоры о создании совместного предприятия по выпуску комплектующих. При этом не исключается, что японская корпорация Nissan будет участвовать в работе этого предприятия.
По всему выходит, что правительство России постепенно приучило автопром к мысли, что вступление во Всемирную торговую организацию неминуемо. И хотя руководители автопредприятий с опаской посматривают в будущее, на повестке дня сегодня осталось лишь одно мероприятие, которое поджидает российскую автомобильную промышленность. По истечении переходного периода на новые иномарки снизятся ввозные пошлины с нынешних 25% до 15% от цены автомобиля.
Прошедший в августе автосалон в Москве наглядно продемонстрировал положительные тенденции, которые наметились в отрасли. Сразу несколько автомобилей из Азии оказались на московском автосалоне. Китайцы привезли две модели внедорожника Great Wall собственного производства и одну малолитражку. Индийцы показали россиянам целый парк грузовиков и автобусов марки Tata. А автопроизводители из Ирана демонстрировали небольшую собственную легковую модель и три автомобиля Peugeot их сборки.
Посетители выставки с интересом присматривались к незнакомым машинам. Фотографировались на их фоне. Однако довольно быстро уходили глазеть на продукцию собственного автопрома. Практически все азиатские автомобили оказались тесноватыми для большинства россиян. Да и по качеству эти машины не сильно превосходили российские аналоги. Причем, по цене азиатские автомобили все равно получались дороже машин местного производства. Естественно, экспозиция российских автогигантов на этом фоне выглядела значительно масштабней и представительней. Практически у каждого предприятия, а производством автомобилей в России занимается шесть заводов, нашлась в запасниках нереализованная модель.
К слову сказать, специалистов сейчас не сильно беспокоит даже планируемое в будущем снижение ввозных пошлин на новые иномарки. Как подсчитали участники этого рынка, цены на иномарки снизятся незначительно, а значит, покупатель у российских автомобилей будет. Впрочем, избежать жесткой конкуренции нашим производителям автомобилей избежать не удастся. Правда, в этом случае она пойдет на пользу отрасли в целом. В погоне за зарубежным качеством неизбежно последует улучшение технического уровня, безопасности, экологических свойств российских машин.
Александр Юров, политический обозреватель РИА Новости
| |