Автор: Samu (195.72.226.---)
Дата: давно
Судя по большой популярности поста про воздушный бой между Су-35 и f-15 на форуме достаточно мужиков с богатым военным прошлым. А как вам вот эта тема?
----------------------------------------------------------------------------------------------
ВИКТОР ЛИТОВКИН, обозреватель РИА "Новости"
С больной головы
В конце прошлого месяца Госдепартамент США опубликовал доклад «Приверженность и соблюдение соглашений и обязательств в области контроля над вооружениями, нераспространения и разоружения". В нем Вашингтон в очередной раз обвинил нашу страну в нарушении международных договоров и своих обязательств по ограничению производства и нераспространению оружия массового поражения. А именно – химического, биологического и ядерного. В том числе и ракетных технологий. На него откликнулся только отечественный МИД. Назвал этот документ «огульным», «однобоким» и бездоказательным, «неспособствующим утверждению духа партнерства, развитию доверительных отношений между нашими странами».
Я попросил знакомых мне специалистов по международным договорно-правовым отношениям прокомментировать эти заявления, но они отмахнулись:
-Брось, - говорят, - ничего там нового нет. Обычные мелочные придирки, не имеющие под собой никаких реальных оснований. Тем более повторяющиеся год за годом. Реагировать на них надоело, да и скучно. Никому это сегодня не интересно.
Меня это слегка задело: неужели за державу не обидно? Попытался разобраться в сути предъявленных претензий сам. И вот что выяснил. Нарушают договорные обязательства, как оказалось, в основном, не мы, а американцы. Например, даже в том, что выносят на публичное обсуждение те вопросы, которые по Договору СНВ-1 носят конфиденциальный характер и могут обсуждаться только на двусторонней основе, в рамках Совместной комиссии по наблюдению и инспекциям. Но, если идти по пути, проложенному Госдепом, тем более тем людям, кто не входит в число официальных лиц и на кого не могут распространяться ограничения, наложенные договорами, то надо все-таки сказать прямо: неправда, что российская сторона чинит препятствие американским инспекторам при определении некоторых компонентов межконтинентальных баллистических ракет (МБР), как это утверждает Вашингтон. Все, что положено знать Пентагону по Договору СНВ-1, он знает. И получает такую информацию в полном объеме. Его инспекторы могут даже измерять кое-какие параметры российских МБР. Но именно те, что предусмотрены соответствующими процедурами и положениями этого Договора.
Ну, а то, что им не дают, к примеру, мерить пусковой контейнер стратегической ракеты снятого с боевого дежурства и отправленного в разделку БЖРК (боевого железнодорожного ракетного комплекса) РТ-23УТТХ «Молодец» или SS-24 Scalpel, как ее называют на Западе, на что жалуется госдепартамент США, то это имеет свои сугубо индивидуальные причины. В конструкции ракеты РТ-23УТТХ существуют такие технологические «ноу-хау», которые никак не могут относиться к Договору СНВ-1. Это не количество боеголовок, не вид ракетного топлива – жидкое или твердое, не число ее ступеней, даже не блок разведения боезарядов, что не секрет для заокеанских инспекторов. А та «хитрость», при которой ракета длиной в 22,6 метра умещается в вагоне длиной в 20 метров. Этот «фокус» и не могут разгадать на Потомаке. Чем тут помочь Госдепу и Пентагону? Не знаю. Есть у них замечательный иллюзионист Дэвид Копперфильд, пусть обращаются к нему. Может, поможет. А российские конструкторы и военные тут никаких обязательств перед Вашингтоном не имеют.
Еще один упрек – поставки Россией двойных, «чувствительных» технологий в Китай, Индию, Иран, которые способны привести и приводят к созданию этими странами своих баллистических ракет. МИД называет эти утверждения «голословными». В докладе Госдепартамента действительно нет ни одного подобного примера. А я беру в руки другой документ - один из последних докладов СИПРИ (Стокгольмского международного института исследования проблем мира) и читаю: «Компоненты индийской программы по созданию БР (баллистических ракет – В.Л.) большой дальности «Agni-II» частично используют технологию гражданского носителя «SLV-3», которая, в свою очередь, частично основана на закупленной 20 лет назад в США технологии гражданского назначения».
И следующая цитата: «Недавним и действительно серьезным примером является поставка Великобритании в 1990-х годах 58 стратегических баллистических ракет для подводных лодок (БРПЛ) «Трайдент», техническое обслуживание которых США осуществляют и по сей день». Можно приводить еще выдержки из этого доклада. В частности и те, что относятся к поставкам из США ключевых компонентов к ракетам средней дальности для Тайваня. Но, думаю, достаточно и этих фактов, чтобы задать простой, само собой напрашивающийся вопрос: так кто, спрашивается, реально нарушает режим нераспространения ракетных технологий?
Не могу обойти и упреки по выполнению Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Кроме традиционных и, действительно, набивших оскомину обвинений, что «Россия сохраняет свое военное присутствие в Грузии и Молдавии без согласия властей этих стран», добавляются новые. Мол, Москва не извещает участников договора о транзите своих вооружений через территорию стран, подпадающих под действие этого документа. В частности, через Армению. (Ну, не читают они наши газеты. И все тут).
Другая претензия состоит в том, что Россия превышает лимиты обычных вооружений на направлениях, на которых было оговорено их сокращение… Задаю себе вопрос: а ДОВСЕ жив или, скорее, помер? Из тридцати стран, подписавших договор, ратифицировал его положения только отечественный парламент. Остальные государства, особенно те, что входят в Североатлантический союз, а так же кандидаты на вступление в него, ждут, что скажет по этому поводу Вашингтон. А он настаивает на том, что такая ратификация может состояться только после того, как Россия выполнит свои обязательства по Стамбульскому (1999 года) соглашению и выведет свои войска из Грузии и Молдавии.
То, что эти войска, согласно утвержденному Тбилиси и Москвой графику, выводятся из Батуми и Ахалкалаки и к концу 2008 года покинут Грузию, никого за океаном, да и в Европе больше не волнует. Теперь «остановка» за Молдавией. Но кто виноват в том, что президент Воронин по «подсказке» ОБСЕ и США не захотел подписывать согласованное со всеми сторонами приднестровского конфликта соглашение? В том числе, и о выводе российских вооружений из Приднестровья. Увы, теперь пусть Брюссель и Вашингтон уговаривают Тирасполь выпустить наши боеприпасы и боевую технику со своей территории. Не наша вина, что этого не происходит. Неужто за океаном или в бельгийской столице думают, что мы начнем за него воевать, проводить войсковую операцию по вызволению своего имущества? Не дождутся.
Да и вообще. Прежде, чем кого-то упрекать в нарушении требований ДОВСЕ, нужно внимательнее присмотреться к своим действиям. Договор, а так же неразрывный с ним Венский (1999 года) документ по мерам укрепления безопасности и доверия, политические обязательства стран НАТО, заложенные в двусторонние документы, подписанные Москвой и Брюсселем, к примеру, ограничивают развитие военной инфраструктуры на территориях, подпадающих под действие ДОВСЕ. Тем не менее, США, участник этого договора, возводят свои радиолокационные станции на российских и белорусских рубежах, приводят в порядок дороги, ведущих вдоль границы и к границе, оборудуют в инженерном отношении прилегающую к ним местность, прокладывают топливопроводы, модернизируют существующие военные базы, арсеналы, аэродромы и порты, а так же создают новые. Пусть там сегодня нет больших воинских контингентов и боевой техники. Они могут появиться в любой момент. Для этого все уже готово. Тем более, что страны Балтии, видимо, намеренно не присоединяющиеся к ДОВСЕ, представляют собой «серую зону» для неконтролируемого размещения там любых видов вооружений. В том числе и ядерных.
Уже сегодня в небе Прибалтики барражируют натовские самолеты, способные нести на своем борту ядерные бомбы В61, принадлежащие США. Кстати, по информации того же СИПРИ, 150 из них до сих пор размещены на 9 авиабазах Европы в шести странах НАТО – Бельгии, Германии, Италии, Нидерландах, Турции и Великобритании. И вряд ли кто из здравомыслящих людей поверит, как иногда нас пытаются убедить заокеанские и брюссельские чиновники, что предназначены они исключительно для борьбы с террористами (?!).
Опровергать госдеповские упреки в адрес России, правы эксперты, действительно скучно. В том числе и по поводу Конвенции о запрещении разработки и уничтожении биологического и токсинного оружия (именно США, как утверждают специалисты, с 1991 года блокируют принятие конкретных и обязывающих документов по этой конвенции, какие, к примеру, существуют по Конвенции о запрещении химического оружия и его уничтожении). Кстати, выполнение «химической» конвенции на своей территории Вашингтон тоже тормозит. Заодно притормаживает неоднократно обещанную и гарантированную на самом высоком уровне финансовую и техническую помощь нашей стране в уничтожении боевых отравляющих веществ. А потом еще и обвиняет Москву в «неполноте предоставленных данных об этом оружии и местах его хранения».
Что на это сказать? То, что США – никому не ментор, а уж России – тем более, - понятно и так. Что, «чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться»? Можно. Но это уже было и не раз. Как не раз говорилось и о присущей руководству Вашингтона практике «двойных стандартов» и «двойной морали». Все это тоже звучало. Тем не менее, «Васька слушает, да ест» и бесконечно перекладывает с больной головы на здоровую.
Думаю, это будет продолжаться бесконечно, если мы, МИД, другие ведомства, различные научные центры и комитеты по уменьшению ядерной опасности, общественные организации, военные эксперты, да и журналисты тоже, будем занимать исключительно «оборонительную позицию». Отмахиваясь от регулярных заокеанских упреков, по поводу и без, ничего не значащими словами - «огульные», «голословные», «способные осложнить решение имеющихся проблем, а не содействовать их решению» и т.д. и т.п. Еще хуже, если не будем замечать подобных докладов Госдепа. Простые люди, в том числе и хорошо образованные, но не специализирующиеся на разоруженческой проблематике, как в России, так и в Европе, в Штатах тоже, воспринимают эти «отмашки», как признак какой-то «вины».
Общественный стереотип работает однозначно: если оправдываешься, значит, - виноват. А тот, кто первый обвиняет, тот и прав. На это, видимо, и рассчитывают люди из Вашингтона. А мы? Что так и будем все время в защите? Оно нам надо?
| |