Автор: 1g (---.ru)
Дата: давно
Вот первое, что отторгает от этой речи В.В.Путина и топит остатки надежды на эту властную команду - философская и методологическая несостоятельность, местечковое принижение больших национальных, общенародных проблем. Это принижение воспринимается как сигнал, что обсуждение общенародных проблем нам запрещено, что где-то «наверху» нам задан потолок разрешенной мысли и власть эти запреты строго соблюдает.
Ведь что понимается под национальным проектом? Не будем уж говорить о больших целостных национальных проектах, вроде проекта Петра Великого или большевиков в России, проекта создания США пуританами-протестантами, проектов модернизации Японии в ХIХ и ХХ веках, или нынешнего проекта Китая. Не было стран, которые бы преодолели тяжелый кризис и поднялись, не выработав своего особенного национального проекта. Из тяжелейшего кризиса 20-30-х годов США выходили через большой проект («Новый курс»), который сплотил общество и породил современные США. Германия пыталась выйти через совершенно иной проект, на грани самоубийство, но фашизм тоже был национальным проектом. Он потерпел крах, но именно как его отрицание воспрянули и ФРГ, и ГДР.
Кризис, который мы переживаем уже 20 лет под властью трех неолиберальных команд власти, - первый в истории породил политическую элиту, категорически уходящую не только от выдвижения, но даже и от обсуждения национального проекта. Впору говорить об особой форме «невидимой оккупации».
Но допустим, что В.В.Путин в своей речи хотел сказать о некоторых частных срезах пока еще смутного национального проекта, а подобострастная пресса несуразно раздула этот частный смысл, в очередной раз «подставив» президента. Все равно, даже если говорить о национальном проекте в каком-то его частном разделе, суть его проявляется в том, что он соединяет нацию (народ) как целое - какой-то общей фундаментальной идеей, выражающей импульс национальной культуры.
Возьмем хотя бы образование и здравоохранение, о которых говорил В.В.Путин. После 1917 г. в России был, наконец принят национальный проект строительства нашей школы – проект, выработанный в полувековых дебатах учителей, деятелей культуры, всех сословий. Было решено, что советская школа будет единой и общеобразовательной. Это был проект общемирового значения, он закладывал «генетический» механизм воспроизводства общества, не разделенного на враждебные классы. И суть проекта была не в зарплате учителей и не в конструкции парт, а в том, что ремесленное училище г. Гжатска подготовило мальчика Юрия Гагарина к делу летчика и космонавта, а школы рабочей молодежи подготовили двух Главных конструкторов космической программы, Королева и Глушко.
Сегодня тип школы стараются изменить, у реформаторов есть проект – разделить единую школу на школу для элиты и для массы, лишить ее общеобразовательного характера - дать школам разные программы, разные учебники, заменить дисциплинарную основу на «модули» и игры, принизить фигуру Учителя до уровня «продавца образовательных услуг». Но о сути этого проекта молчат, а «национальным проектом» называют прибавку к жалованью учителей и подключение школ к Интернету.
Так что хотят того спичрайтеры президента или не хотят, но низведение ими смысла национального проекта до технических деталей не просто задает ложный, выхолощенный формат для обсуждения проблемы, но и служит дымовой завесой для сокрытия истинного проекта реформаторов. Посланиями и речами мысль наша загоняется в такой коридор, что мы перестаем видеть фундаментальный смысл происходящего. Но мы же чувствуем, что такой смысл есть! Оттого и возмущение.
То же самое – в здравоохранении. ДАЛЕЕ ТУТ http://www.contr-tv.ru/common/1375/
| |