Автор: mkII (---.dialup.vtelecom.ru)
Дата: давно
Скажу пару слов, тут тихо вроде, спокойно, есть надежда, что ногами бить не будут. ;)
Часто слышал в последние дни ссылки на цивилизованные страны, где, типа, катайся на чем хочешь, никто слова не скажет. Пара примеров:
1. Ввезти праворульную машину в США (Скайлайн GT-R, например) - проблема. Проблема решаемая, официально, за деньги, немалые. Читал про это несколько лет назад, даже уже сути не помню, чего там делать надо, то ли типа сертификации, то ли еще чего. Т.е. массового импорта не предвидится, везутся интересные машинки в единичных кол-вах. Те же ГТ-Ры для ценителей.
2. В Австралию нельзя ввезти, например, Toyota Chaser. Вот, скажем, Soarer можно, а Chaser/MarkII/Cresta тех же лет с тем же двигателем - нельзя. Причина в том, что на австралийском рынке нет модели, аналогичной Соареру - рыночная ниша пустует. Поэтому его можно. Ниша Чейзеров не пустует. Поэтому их нельзя. В качестве доказательства могу предоставить скан статьи из тамошней прессы.
И никому в голову из аборигенов не приходит устраивать демонстрации на тему "хочу иметь возможность покупать ГТ-Р вдвое дешевле и в неограниченных кол-вах, это мое конституционное право". Потому что помимо прав гражданина есть еще интересы страны, гражданином которой этот гражданин ;) является.
Это примеры из цивилизованных стран. Ногами просьба все еще пока не бить. ;)
Страны развивающиеся, особенно те, которые строили или еще строят свою автомобильную промышленность, действовали/действуют еще круче. В Южной Корее и Малайзии одно время был запрещен импорт ЛЮБЫХ автомобилей. В Китае тоже ограничения есть. Это делалось для того, чтобы не создавать конкуренции нарождающейся отечественной автомобильной промышленности. И эти меры дали свои плоды - корейцы за 15 лет сильно подтянулись, на пятки наступают ведущим автопроизводителям, в Штатах вовсю продаются, как когда-то в начале 80-х продавались Тойоты и Хонды. Малайзийский Протон тоже часто теперь поминают. Малайзия сейчас ПОЛНОСТЬЮ обеспечивает потребности "народного хозяйства" в автотранспорте всех категорий собственными силами и на экспорт еще ваяет неслабо.
Т.е. если судить не с позиций обывательского кармана, а с позиций государственных, ограничение импорта, как таковое, в целом есть мера обоснованная и оправданная. Вообще, в целом, в масштабе страны. Вопрос только - какой страны. Нормальной или такой как Россия? Ответ: нормальной. Весь вопрос как раз в том, что здесь (в России) и сейчас (2005 г.) подобные меры не сработают так, как должны. Они сработают так, как всегда - как 3 года назад, как 5 и раньше. Т.е. кто-то опять поднимет денег, другой поднимет цены, третий затянет пояс потуже.
Россия - не Южная Корея (хотя в ЮК, как говорят, уровень корумпированности бизнеса чуть ли не больше, чем у нас) и не Малайзия. Там законы не только исполняются, там законы принимаются под конкретные программы. Мало ограничить или перекрыть импорт - это только одна составляющая процесса. Надо, собственно, ОДНОВРЕМЕННО или даже с упреждением еще и развивать свое внутреннее производство. Создавать какую-то базу, основу. А развивать его в имеющихся условиях до недавнего времени было сложно - инвестиционный климат и все такое. Дело ЮКОСа, опять же. Т.е. интересно - импорт перекрывается, а замены ему изнутри как не было, так и нет. Форды и БМВ не в счет - их мало. Очевидно, что роль такого "заменителя" отводилась АвтоВАЗу.
Но про АвтоВАЗ, увы, сказать нечего, кроме того, что пора наконец сравнять с землей это место, и ни в коем случае никаких автозаводов в радиусе 1000 км не строить, чтоб зараза не переметнулась. Времени у этой конторы было предостаточно, условия улучшались, конкуренция со стороны б/у импорта уменьшалась постоянно, а кувалды как использовали на главном конвейере, так и используют. И плачут, что денег так и нет, разработки вести не на что и т.д. В этом случае в нормальных странах обычно покупают лицензию и выпускают то, что разработано другими. Представьте Короллу АЕ90 (87-91 гг.) под маркой ВАЗ-21XX, только нормально собранную из нормальных деталей. Это гораздо лучший со всех точек зрения вариант, чем десятка, хотя они ровесники по времени разработки. На заводах отделений Тойоты в ЮАР и Южной Америке так и происходит - выпуск той или иной модели идет с отставанием на одно поколение по отношению к метрополии.
А ВАЗы, любые, помимо убогости конструкции и прочих минусов имеют самый главный и страшный минус - они не соответствуют вообще никаким нормам пассивной безопасности. Немало тазиков было разбито в крэш-тестах Авторевю, результаты плачевные, если не сказать ужасающие. ВАЗ - социально опасный автомобиль, в нем гораздо сложнее выжить после ДТП. Это инструмент истребления тех, кто в нем находится. Выпуск этого автомобиля, вне зависимости от его надежности, ремонтопригодности и наличия гидрача с кондишеном - преступление против собственного народа. Геноцид. Об этом никто не помнит, когда начинают сравнивать. И это хорошо - значит, на собственной шкуре не довелось, так сказать. И слава богу, что не довелось! Но помнить надо.
В Южной Корее, и в Малайзии автомобильная промышленность развивалась путем покупки лицензий на те или иные модели. И если корейцы сейчас уже вовсю разрабатывают сами, то малайзийские машины до сих пор в массе лицензионные или являются дальнейшим развитием лицензионных моделей. Тем самым экономилось ОЧЕНЬ много времени и, главное, ДЕНЕГ на разработку - купить лицензию дешевле и начать выпускать быстрее.
У нас ничего этого не просматривается даже близко. Говоря фразу "отечественный автопром", чиновники из правительства подразумевают "ВАЗ", его затоваренные склады и убогие "беременные антилопы". А это абсолютно берспективно - этой конторе уже ничего не поможет, кроме харакири.
Да вспомните Штаты начала 80-х! Крайслер на пороге разорения, остальные американцы тоже в @!#$е, рынок заполняется недорогими коробочками с надписями Toyota, Honda, Nissan. Но на запретительные пошлины на импорт японских машин США не пошли. Ярчайший пример ведь. Именно тогда, в то десятилетие японцы на американском рынке окрепли настолько, что в 89-м появился Lexus, как результат того, что японцы освоили массовый рынок недорогих машин и им стало уже тесно на нем. На это потребовалось менее 10 лет. Кому стало лучше? Лучше стало прежде всего потребителю. Именно об этом заботилось правительство США - о своих гражданах, а не только о своих автомобильных компаниях. А могли ведь спасать родной автопром и такими вот методами, против которых сегодня вся Россия протестовала...
Типа заключения. Всем нам не помешает немножко оторваться от соблюдения интересов исключительно своего кармана и немножко подумать о будущем той страны в которой живем. Многие из нас так и поступают периодически. ;) Лично мне хотелось бы, чтобы мой сын лет через 10 имел возможность выбирать, в какой из 15-ти дилерских салонов Хабаровска ему пойти за новой машиной в кредит под 3% годовых, выданному всего за полчаса на ближайшие 15 лет. Для того, чтобы такая возможность стала реальностью, надо немножко смотреть вперед и отдавать себе отчет в том, что в России НАДО, РЕАЛЬНО НАДО развивать свое производство. Что импорт б/у, как ни крути, это не цивилизация, как и покупка машин на склонах Зеленки и далекий перегон на запад, хотя, конечно, есть в этом своя романтика и т.д.
Но, бля, как посмотришь вперед, так ведь НИХРЕНА ТАМ НЕ ВИДНО!!! Там опять тупо пытаются пропихнуть @!#$ТАЗ, там опять травят ЮКОС, отпугивая инвесторов, в том числе ту же Тойоту, которая вообще несмотря ни на что непонятно как решилась таки строить свой завод. Нету у правительства такого плана, посмотрев на который можно было бы сказать себе "ну ладно, поезжу на этой машине лишних пару лет, зато светлое будущее приблизится на пару лет раньше". НЕТУ! У них вообще ничего нет, плана нет, морали нет, стыда нет, совести нет. И, по-моему, даже такого вот желания посмотреть вперед - тоже нет.
Поэтому - идут нна! Только к следующему разу с цветом ленточки надо определиться - оранжевый как-то банально, рождает нехорошие ассоциации, да и вообще, не с руки нам повторять за хохляндией. ;))
P.S. Нихренасенакатал...
Cheers. Alex
---------
Скаи начиная с 32-го и не заканчивая (C) VTEC
| |