Автор: Иевлев (---.ostrov.net)
Дата: давно
Потуги "оранжистов" снизить до 10 рублей стоимость литра бензина, равно как и скептицизм форумчан других мастей:-) по поводу регулирования цен по венесуэльскому образцу основаны больше на эмоциях. Хочу довести до народа объективное состояние дел, всем станет легче выбирать объект критики. Итак.
Структура цены на бензин включает 12 параметров, причем более половины стоимости - это налоги. Их четыре: налог на добычу полезных ископаемых(НДПИ) - 8,11%; налог на прибыль-10%;НДС - 15,25%; акциз - 17,64%. Около 30% - прибыль производителей и продавцов.
Производственные и транспортные затраты - менее 20%, при этом доля цены сырой нефти - всего лишь 3, 68%.
Таким образом, динамика цен на бензин сосредоточена в налогах и прибыли компаний. - А при чем же тогда рост мировых цен на нефть? - спросит любопытный читатель, и будет неправ. Очень даже при чем. Российская налоговая система с января 2004 года устроена так, что рост налогов на нефтепродукты (которые нефтяники закладывают в цену, переводя стрелки на нас) напрямую связан с ростом цены на нефть на внешнем рынке. Дороже нефть - больше налог ($1 роста цены на нефть даёт 50 рублей прироста НДПИ) - дороже бензин. Вторым менее очевидным следствием такого порядка исчисления налога является бОльшая привлекательность экспорта сырой нефти по сравнению с нефтепереработкой в России, ибо глупо продавать нефть по внутренней цене $20, а налог платить, как если бы ты её продал на внешнем рынке по $50. Третьим очевидным следствием является дефицит нефти у переработчиков, вызывающий нехватку бензина,и, следовательно, рост цен на него.
Нехороша, по дури правительства, и ситуация с акцизом. Во-первых, акциз на 76-й бензин ниже, чем на высокооктановый, хотя должно быть-то наоборот. Да и уровень акцизы велик, но его просто так не снизишь - он идет в региональные бюджеты. Можно было бы, конечно, выпадение этого дохода восполнить перекачкой из федерального бюджета, но влияние Минфина таково, что никакая "Единая Россия" на это не отважится. В результает, при цене нефти больше $23 90% дохода уходит в бюджет и только 10% остаётся компаниям. А повысив цену на бензин можно получать 20%. Что и имеет место быть. И будет и дальше, поскольку с 01 августа размер экспортной пошлины на нефть повышен со $136 до $140 (в мае было $102). Правда, стабфонд пухнет.
Но сводить всё к налогам неправильно - с января акцизы выросли на 200 рублей, НДПИ - на 450 рублей, а цена на бензин - на тысячи.
Здесь дело ухудшает доставшееся от СССР неравномерное распределения мощностей - где-то их много, а в Центре, на Северо-Западе и на Юге катастрофически не хватает. Из-за этого цену на бензин увеличивают огромные затраты на его перевозку на фоне постоянно растущих транспортных тарифов.
И последнее (last but not least). Изымая столько денег из отрасли, правительство совершает еще одну ошибку - не оставляет ей средств на развитие. Между тем без модернизации переработки о стабилизации цен на бензин можно только мечтать - наши орлы из тонны нефти получают ажно 140 кг бензина, а в США их орлы - только 500кг (остальное мазут, который еще надо куда-то деть). И выходит, что даже залей наши заводы нефтью, увеличишь выход не столько бензина, сколько мазута.
Поэтому без государственной помощи нефтяникам не обойтись - своих денег не хватит, а инвесторов при таких налогах и калачом не заманишь. О влиянии такой налоговой политики на инфляцию говорить излишне.
Из сказанного вытекает и ясный сигнал оранжевому движению - вместо химерической борьбы за 10 рублей, добиваться от антинародного режима срочных мер по налаживанию в России выпуска автомобилей, работающих на мазуте (естественно, оранжевого цвета, а что, имеют полное моральное право - ведь путь указали!). Тогда вся страна оранжево скажет им оранжевое спасибо.
| |