Автор: SURF VLDV (82.162.100.---)
Дата: давно
Сегодня, 19 мая, в Москве решается будущее российского Дальнего Востока. Каким быть региону, должны решить правительственные чиновники при рассмотрении пустякового, на первый взгляд, документа - плана развития отечественного автопрома до 2008 г. Все дело в том, что в упомянутом плане присутствует совершенно неприметный, но крайне взрывоопасный пункт. Называется он просто - "об ограничении эксплуатации автотранспорта, не соответствующего требованиям правостороннего движения". Речь идет о японских автомобилях.
Мощная лоббистская группировка, представляющая интересы российских автомобильных олигархов, не оставляет попыток протолкнуть в правительстве запрет на правый руль - главную головную боль "АвтоВАЗа", и примкнувших к нему других производителей так называемых "нашемарок". Самая первая была предпринята еще в 1993 году, когда Совет Министров Российской Федерации принял постановление N 79 "О мерах по обеспечению безопасности дорожного движения". Этим постановлением запрещалась эксплуатация автотранспортных средств с правосторонним расположением руля. Цитируем: "С 1 января 1995 г. автомобили с правосторонним расположением руля, независимо от их принадлежности, в том числе принадлежащие иностранным гражданам, признаются не обеспечивающими безопасность дорожного движения в условиях принятого на территории России правостороннего движения". Службам Министерства внутренних дел Российской Федерации было предписано с 1 июля 1993 г. не допускать регистрацию таких автомобилей.
Тогда запрет не прошел. Забастовками и стачками дальневосточники добились его отмены. Время показало, что аргумент о якобы повышенной аварийности японских автомобилей является полностью надуманным. Самыми продуктивными по ДТП регионами в России, согласно статистике, являются отнюдь не Сахалин и Приморье, а Москва, Санкт-Петербург и Свердловская область с их обширным парком машин с левым расположением руля. Зато показательны другие цифры. Согласно опубликованным статистическим данным, начало 2005 года оказалось провальным для отечественного автопрома. Производство легковых автомобилей за первые три месяца года сократилось на 5%. С продажами дело обстоит еще хуже - в 1 квартале российские автопредприятия продали на 9% меньше машин, чем в прошлом году. Главная причина спада - российские автомобили не выдерживают конкуренции с иномарками, продажи которых растут стабильными темпами который год подряд. За те же три месяца 2005 года они выросли на 73%.
По данным АСМ-Холдинга, в январе-марте 2005 года российские автопроизводители сократили продажи легковых автомобилей на 9,1% - до 235850 единиц. Продажи АвтоВАЗа упали на 9,7%. Практически все традиционные российские автопроизводители с наступлением 2005 года еще больше сбавили обороты. ГАЗ - на 39,7%, УАЗ снизил продажи на 37,4%, "Иж-Авто" - на 41,2%.
Трудности со сбытом собственной продукции - вот главная причина, толкающая автоолигархов на лоббирование запретительных мер в отношении праворульных иномарок. Ведь именно они являются основными конкурентами "ТАЗопрома", как метко окрестили отрасль автомобилисты. Новые иномарки все еще остаются слишком дорогими для того, чтобы стать массовыми, а подержанные "японки" занимают ту же ценовую нишу, что и отечественные модели. При этом качеством семилетние "Тойоты" превосходят новые ВАЗы, что и разворачивает потребителя к ним лицом.
О том, сколько реально стоят российские автомобили в условиях конкурентного рынка, красноречивее всего говорит проведенный в прошлом году показательный аукцион журнала "За Рулем". В автопробеге "Наша Марка", финишировавшем во Владивостоке в июле 2004 года, принимали участие ГАЗ-31105 "Волга", Иж-2126-230 "Ода", ВАЗ-21102 и автомобиль "Калина", позиционируемый как новинка отечественного автопрома. Все машины, кроме "Калины", были выставлены на открытые торги, проходившие в торжественной обстановке на стадионе "Авангард". "Волга" была продана за $4200, ВАЗ - за $3100, а "Ода" - за $2500. Больше за практически новые российские автомобили с пробегом 11000 километров организаторам аукциона выколотить из владивостокцев не удалось. В то же время заводские цены на эти же машины составляют $7300, $7500 и $4300 соответственно. Даже с поправкой на пробег разница в оценках существенная.
"В мире нет преступлений, перед которыми остановился бы капитал ради прибыли в 300%", - говаривал старина МАРКС. Возможно, лоббирование для себя возможности продавать автомобили по явно завышенным ценам и не является уголовно наказуемым преступлением, но когда при этом затрагиваются основные конституционные права граждан целого региона, использующего в повседневной жизни праворульные автомобили, то, наверное, стоит задуматься. Задуматься над тем, что ожидает Дальний Восток, если правительство сегодня примет предложенный лоббистами план развития отечественного автопрома с акцентом на ограничение эксплуатации "праворулек".
Согласно этому плану прямого запрета на импорт японских машин не будет, так как для этого нет правовых оснований. Переиграв на новый мотив старую песню 1993 года, автолобби вновь ставит вопрос о "несоответствии" правого руля российским условиям. Речь идет о возможном введении в "Правила дорожного движения РФ" дополнительного пункта, конкретизирующего месторасположение рулевого колеса и последующее требование к владельцам "японок" о приведении транспортных средств в соответствие с ПДД, то есть о перестановке руля справа налево. О том, как легко можно дополнить ПДД нужным пунктом, говорит опыт страховщиков, обязавших всех российских водителей возить с собой полис ОСАГО. Несмотря на многочисленные протесты, закон по "автогражданке" был принят, и страховые компании потирают руки
| |