Автор: Москвич (---.pppoe.mtu-net.ru)
Дата: давно
О, СЧАСТЛИВЧИКИ!
Почему мы не понимаем американцев, а они — нас
Об этом рассказывает социолог и писатель Ада БАСКИНА, автор исследования о проблемах национальной ментальности
— Ада Леонтьевна, неужели мы настолько непохожи, что об этом надо книги писать?
— Прежде чем ответить на вопрос, я бы хотела обратить ваше внимание на то, что за последние 10 лет наше отношение к Америке и американцам изменилось кардинально. Когда в начале девяностых я начала читать в МГУ курс лекций о разнице национальных менталитетов и рассказывала, в том числе, об американских проблемах, мои студенты меня буквально зашикивали. «Не может этого быть! — возмущались они. — Ваше поколение воспитано на советской пропаганде, поэтому вы так говорите!». Они, например, не верили, когда я говорила, что в Америке у женщин нет декретного отпуска.
Кстати, когда я читаю аналогичный курс в Америке, моя любимая тема — именно декретный отпуск. Я радуюсь, что хотя бы на этом примере могу представить свою страну не такой ублюдочной, какой она видится всему миру. Американки бывают просто шокированы, когда узнают, что у нас оплачиваемый декретный отпуск — год плюс еще два года женщина может не выходить на работу с сохранением за ней места. Американки не столько даже волнуются за зарплату, сколько за потерю места… До недавнего времени никакого декретного отпуска в Америке не было вообще, и только при Клинтоне появился двухнедельный. Поэтому российский трехгодичный декрет просто повергает их в ступор. Они к России сразу начинают по-другому относиться…
Так вот, примерно до 1997—1998 гг. в России было по отношению к Америке восторженное отношение. А потом произошел какой-то перелом. Недавно я прочла опрос среди студентов об Америке. Теперь Америка в их представлении — уже не рай, а, скорее, наоборот.
А между тем в американцах есть много хорошего, что не мешало бы перенять и нам. И есть много плохого, чего перенимать не стоило бы, но, как я вижу, уже перенимается нашими людьми как бы само собой.
— Давайте по порядку. Что в них хорошего?
— Американцы в лучшую сторону отличаются от русских своим позитивным отношением к жизни. Оптимизмом. Известно, что на вопрос, как дела, американец автоматически отвечает: отлично! замечательно! великолепно!.. А когда я говорю своей соседке: «Леночка, вы прекрасно выглядите…» — она начинает: «Ой, да что вы! Я всю ночь стирала. У меня мешки под глазами, голова раскалывается, растрепанная вся…». Все у Леночки в жизни более-менее нормально, но она, как всякий русский, акцентируется исключительно на плохом. А американец…
Помню, поинтересовалась однажды у своей коллеги-социолога Шэрон, как живут американцы. Она отвечает: «Большинство американцев очень счастливы». Я на нее вылупилась: какой же надо быть идиоткой, чтобы такую фразу произнести! Тем более социологу! Да в какой такой общности людей большинство счастливо?! А где же смерть близких, супружеская неверность, бомжи и безработные, болезни?.. Тысячи людей в Америке не имеют медицинской помощи, потому что у них нет денег на оплату страховки… Что за бред она несет?
А у самой этой женщины вид довольно счастливый, и я подумала: вот что личное удовлетворение делает с человеком — превращает его в идиота! Попросила Шэрон рассказать о себе. И Шэрон рассказала… У нее был муж, с которым она прожила несколько лет в постоянных скандалах — он ее бил, затерроризировал детей до нервных припадков… После развода отобрал у Шэрон с детьми дом. «Но теперь мы развелись, и я совершенно счастлива! — говорит она. — А детей психолог вылечил, и они теперь тоже совершенно счастливы. Правда, сына моего недавно ограбили и избили, он лежит в больнице вторую неделю. Но ему уже лучше, ему сильно повезло — все срослось нормально, и он счастлив».
«А дочь?» — спрашиваю я, уже боясь продолжения. «А у дочери был жених Пол. Они два года встречались и были совершенно счастливы. Но мы католики, а родители Пола протестанты, и они были против их брака. Поэтому молодые расстались. Пол вскоре женился. Дочь долго переживала…». Я сижу молчу — ни жива ни мертва. Боюсь уже задавать вопросы: налицо семейная драма — два года встречались, расстались, слезы, девушка переживает… А Шэрон продолжает: «Но это было давно, полгода назад. С тех пор она познакомилась с другим парнем и очень счастлива».
И тут я поняла: это не диагноз, это установка. Установка на то, что все вокруг хорошо, за исключением того, что скоро будет еще лучше. Некоторая доля неадекватности в таком восприятии жизни есть, конечно. Но по большому счету подобное отношение к жизни мне нравится больше, чем наше постоянное нытье и жалобы на жизнь.
…Еще одна черта американцев, которая стала когда-то для меня настоящим открытием и которую воспитывают в американцах с детства, — self-esteem. Самоуважение. Есть у них телепередача «Барни говорит». Барни — это огромный плюшевый динозавр, он ведет шоу, на которое приглашает детишек. Так вот, помню: на одной программе Барни сказал ребенку, что хочет подарить ему нечто совершенно особенное и сейчас ребенок увидит то, чего нет и не будет больше ни у кого на свете. Никогда не догадаетесь, что это было!
— Зеркало.
— Надоели вы мне, Никонов, со своей гениальностью!.. Да, это было зеркало. И вот мальчик смотрит в зеркало, а Барни толкает ему великую американскую установку: ты видишь там сейчас самое ценное, что у тебя есть, — себя самого. Уважай себя, люби себя, цени себя. И так во всем…
Прихожу в детский сад. Вся группа уже одета и стоит у выхода на улицу. Все ждут одну девочку-копушу, которая никак не может доесть свою кашу. Воспитательница говорит ей: «Поторопись, ты всех задерживаешь!». Это слышит директриса садика. Через некоторое время она вызывает к себе воспитательницу и говорит: «Вы сейчас сделали большую педагогическую ошибку. Девочка и так переживает, что ее все ждут. А вы усугубили ее чувство вины. Вот так и воспитываются неудачники! Вы же умалили ее самоуважение!».
— Но православная культура основана на чувстве вины?
— Православная культура — да, основана на чувстве вины. Католическая — да, хотя и в меньшей степени. Но не протестантская! Протестантская этика предполагает, что человек должен жить счастливо и весело. Отсюда — постоянная американская резиновая улыбка.
— Зато, говорят, мы гораздо духовнее янки.
— У меня есть знакомый американец, глава благотворительного фонда. Я спросила, какова, на его взгляд, разница между Россией и Америкой. И он сказал фразу, которая меня больно ранила: «В России не знают, что такое духовные ценности». Дело в том, что в России его все время спрашивают: а зачем ты занимаешься благотворительностью, с какой целью? Он отвечает, что чувствует себя обязанным помогать людям, которым плохо, что это естественная внутренняя потребность человека… Но в России этот ответ не понимают и продолжают упорно спрашивать, ища какую-то выгоду в его благотворительном фонде.
— Ну да, «деньги, наверное, отмывает». Или как Сорос — «по дешевке наших ученых скупает вместе с их открытиями». Угрюмые русские везде ищут подвох и скрытую выгоду. Психология нищих.
— А для американца благотворительность — естественное поведение, не требующее объяснений. Я, каюсь, тоже все время допытывалась у своего знакомого благотворителя: зачем он тратит кучу денег и времени на то, что ему ничего, кроме геморроя, не приносит? В конце концов он сказал, что я его обижаю такими вопросами, ведь помощь другим людям — сама по себе ценность. И что его поражает отсутствие аналогичной системы ценностей в России…
Американцы всегда готовы помочь. Если ты скажешь американцу, что тебе нужны деньги, — не даст. Если скажешь, что тебе негде переночевать, — не пустит. Но временем для тебя пожертвует — даст пару телефонов, рекомендацию работодателю, совет, куда обратиться.
— Почти идеальные люди! А есть ли что-то такое, что у нас лучше?
— Вы знаете, недостатки — это продолжение достоинств. Например, знаменитая американская открытость перетекает у них в тотальное доносительство. Резиновые улыбки мешают определить их истинное к тебе отношение…
Или вот хороший пример — общение. Американцы общаются друг с другом совсем не так, как мы. Чтобы не быть голословной, сошлюсь на самих американцев. Вот что пишет американский культуролог Макс Лернер: «В Америке беседу поддерживать не умеют. Где бы ни происходил разговор, он будет вертеться вокруг одних и тех же тем — спорт, вечеринки, женская болтовня о тряпках, обсуждение скандальных газетных сенсаций… Беседа у американцев отрывочна и стереотипна».
А русские — даже в Америке — верны себе. Они любят спорить и могут увлеченно делать это часами. Русские готовы пуститься в обсуждение сложных проблем практически с любым незнакомым человеком. Я не раз бывала свидетелем, как во время беззаботной вечеринки, на которой американцы журчат ни о чем, встретившиеся русские, доселе никогда не видевшие друг друга, вдруг начинают азартно повышать голос, обсуждая что-то огромное, необъятное. Причем обсуждают проблему с историческими экскурсами, периодически выходя на общефилософские вопросы… И своим повышенным тоном очень пугают мирных американцев — те начинают встревоженно посматривать на русских, думая, что они ссорятся.
К сожалению или к счастью, сейчас и в России внедряется американский стиль разговоров. Мы теряем искусство ведения интеллигентных бесед! Сужу по москвичам и жителям других успешных мегаполисов. Теперь и русские все больше встречаются не просто так, а потому что нужно обсудить совместный проект, поговорить с полезным человеком… Это не хорошо и не плохо, это перемена традиций. Но мне все-таки жаль, что это происходит.
Александр НИКОНОВ <Новая газета>
10.06.2004
| |