Автор: Vit34rus [Волжский] (213.59.98.---)
Дата: давно
Кидаю две статьи в оригинале. Не буду даваьть ссылок потому как не у всех немеряно трафика, а вещи полезные и необходимо почитать всем
------------------------------------------------------------------------
Жила-была Toyota Vista. Я про нее уже писал тут, тут, тут и тут.
Кому лень нажимать на ссылки, рассказываю коротко: машина мне очень нравится, год выпуска 1993, состояние отличное, не продается!
И начала она поедать масло. Сначала немного, потом больше, больше, больше. Про масляный аппетит иномарок у нас ходит множество легенд.
Скажем, владельцы БМВ (не в обиду любителям этой уважаемой марки) тешат себя надеждой, что их околоспортивный агрегат не есть масло не может, поскольку спортивная машина должна жрать масло. Логики в этом примерно столько же, сколько в заявлении, что красный автомобиль ездит быстрее синего. При эксплуатации в запредельных режимах любой мотор будет маслице подъедать. Почувствуйте разницу: подъедать, а не жрать литрами.
Другая легенда произрастает из официальных мануалов от производителей автомобилей, в которых написано, что расход 1 литр на 1000 км сам по себе не является признаком неисправности двигателя. В переводе на русский язык это означает, что изношенный, но еще в пределах допустимого, двигатель, при отмороженной езде на 6000 об/мин по трассе по скоростью 180 км/ч как раз примерно столько и будет жрать. То есть, берется некая крайняя ситуация – предельный износ и самые тяжелые (но допустимые!) условия. Таким образом, производитель страхуется от претензий и правильно делает, ибо в противном случае грамотные буржуи немедленно впарят ему иск и выиграют дело.
При нормальной, даже очень бодрой, городской эксплуатации машины с исправным двигателем расход вряд ли превысит 100-200 мл на 1000 км. А скорей всего и того меньше. Если расход больше, ваш мотор наверняка неисправен. Значит ли это, что надо срочно бежать к капитальных дел мастеру? Вовсе необязательно, но давать себе трезвый отчет полезно в любом случае.
На мой взгляд, у ужора масла есть две основные неприятные стороны: во-первых, его (масло) можно рано или поздно забыть долить, и тогда капремонт выльется уже в более другую сумму, во-вторых, катализатору продукты горения масла жизни не добавляют.
Куда девается масло?
Специалисты могут этот параграф пропустить.
Масло утекает через неплотности. Других вариантов сбежать из картера у него просто нет.
Первый случай самый простой – сальники. Верный признак – лужицы масла под машиной или просто замасленный поддон. Сальники бывают передние и задние. Передние – это там, где ремень или цепь ГРМ, задние – где коробка передач. Сами по себе детальки копеечные, да вот работа по их замене может быть недешевой. Поэтому тут лучше обойтись профилактическими мерами, а именно: если вы меняете ремень ГРМ, узнайте заранее, какие передние сальники вам нужны, купите новые оригинальные (а не б/у с разборки, все сальники одноразовые!) и поменяйте их вместе с ремнем. Не жадничайте, покупайте полный набор! В моем двигателе их три, например. Сервис возьмет за эту дополнительную работу какие-нибудь копейки или не возьмет ничего, а вам потом не придется еще раз менять ремень (а его придется менять, если через текущие сальники на него попадет масло). Кстати, по той же причине меняйте ролики вместе с ремем. Они редко служат больше одного срока. И не поддавайтесь на провокации, если вам скажут, что ваши еще походят. Они походят, вы сэкономите, а потом придется еще раз платить за работу по замене этих роликов и терять самое драгоценное – время из-за собственной жадности.
С задним сальником сложнее, надо снимать коробку. Обычно такой необходимости не бывает, но если уж возникла, не упускайте шанс, меняйте его!
Второй случай похуже – маслоотражательные колпачки на клапанах. Со временем они, как и сальники, дубеют и начинают пропускать масло в цилиндры, где оно успешно сгорает. Обычно колпачки ходят примерно столько же, сколько сальники, так что потекший сальник – верный признак скорой или уже свершившейся кончины колпачков. Если вы решились на их замену, имеет смысл заодно провести общую диагностику головки блока цилиндров и отремонтировать в ней все, что требует ремонта, а также отрегулировать клапанные зазоры. Работа относительно дорогая, но никто не обещал, что машина будет потреблять деньги только на бензин.
Наконец, если ваш расход превышает 300 мл на 1000 км, не тешьте себя надеждой, что это уж очень сильно задубели колпачки или масло девается непонятно куда, например, его сливает по ночам сосед. Почти наверняка либо двигатель порядочно изношен, либо залегли маслосъемные кольца, что не редкость, например, на старых двигателях Toyota. Машина при расходе литр на 1000 км нормально заводится, может отлично разгоняться и, что самое интересно, даже дымить не будет, но виноваты все равно кольца.
Капиталка стоит дорого, поэтому владельцы, не желающие мириться с ужором масла, начинают исполнять разнообразные танцы с бубном. Мне известны следующие из них:
1. Лить масло погуще. Расход действительно снижается. А вы уверены, что это масло подходит вашему двигателю? А если и подходит, не все ли равно, жрет он 10 литров между заменами или «всего» 7? Вы же прекрасно понимаете, что проблему это не решает.
2. Раскоксовка. Практика показала, что эта процедура, даже при многократном применении, помогает только в самом начале западания маслосъемных колец, когда расход масла настолько смешной, что на него никто не обращает внимания. Раскоксовка безусловно полезна, но только как профилактическая мера, а не как ремонт. Впрочем, каждый надеется, что уж ему-то повезет и раскоксовка чудесным образом поможет. Я вот весь такой правильный, и то надеялся. Электрововик тоже надеялся и даже не поленился написать, что из этого получилось. Кому лень ходить по ссылке, кратко рассказываю: ничего не получилось.
3. Когда становится понятно, что ни густое масло, ни раскоксовка не помогают, и совершенно необходимо хирургическое вмешательство, наш человек все равно ищет пути для экономии. Запали маслосъемные кольца? Так мы не жадные, мы их поменяем. Мы даже совсем не жадные – поменяем заодно и компрессионные кольца тоже. Дальше снимается поддон, головка блока (не забудьте сразу поменять маслосъемные колпачки и сделать с головкой все остальное, описанное выше!), вынимаются поршни, меняются кольца, и все запихивается обратно. При этом важно помнить, что кому попало это работу доверять нельзя! Мотор боится грязи. Она и так неминуемо попадет внутрь, если уж вы полезли в двигатель не снимая его, так надо хотя бы попытаться минимизировать ее количество. Грязный гараж с лужей посредине и тремя арами, вооруженными большой кувалдой – скорей всего не та команда, которая сделает все правильно. Тут необходим уверенный взгляд, не трясущиеся руки и хотя бы один исправный динамометрический ключ. Постарайтесь узнать у знакомых, кто проделывал аналогичную операцию и проехал после нее хотя бы 50-70 тысяч километров без потерь.
Важно понимать, что двигатель с запавшими кольцами наверняка прилично изношен – обратные случаи бывают, но это редкие исключения. Поэтому такой ремонт сродни лечению зубной боли анальгином – боль-то пройдет, а болезнь останется. Не надейтесь, что замена колец поможет продлить жизнь двигателя на 100-300 тысяч километров, фантастика продается в другом отделе, больше того, неграмотная (зато дешевая) сборка двигателя может привести к таким последствиям, что лучше бы ничего и не делали вовсе. Но, скорей всего, на некоторое время эта мера отодвинет предсмертную агонию мотора. Потом износ все равно возьмет свое. Повторюсь, я всего лишь призываю трезво оценивать ситуацию и не надеяться на лучшее, когда для такой надежды нет никаких причин.
А у нас в квартире газ, а у вас?
Я пошел другим путем. Посчитав, в какую сумму обойдется замена колец с переборкой головки блока, прикинув вариант с заменой двигателя в сборе на такой же б/у и посмотрев цены на капитальный ремонт, я понял, что все эти три варианта не нравятся совсем.
Продолжение следует.
Продолжение.
Начало в предыдущем выпуске.
Итак, смирившись с необходимостью хирургического вмешательства в подкапотное пространство, я, как у нас это принято, начал прикидывать, как бы это сэкономить и получить то же самое, прекрасно понимая, что такого не бывает.
Рассматриваем варианты действий
Вариант купить новый двигатель был лучше всего, однако, за такие деньги можно купить почти новый автомобиль в сборе, такая вот маркетинговая политика.
Самый простой вариант – замена двигателя на такой же б/у. Всем хорош, кроме похожести на покупку кота в мешке, ибо совршенно непонятно, в каком он состоянии и сколько прослужит, а это не подходит, поскольку машина нравится, и продавать ее я не собираюсь.
Следующий вариант – замена колец с сопутствующей переборкой головки блока цилиндров. Если с головкой все понятно – переберем, и будет она лучше новой, то с кольцами сложнее. Во-первых, что делать, если по ходу дела выяснится, что износ блока критический, а машина уже стоит с разобранным мотором? Во-вторых, не очень понятно, что покупать, кроме колец и вкладышей – мало ли что всплывет после разборки, а держать машину в гараже две недели, пока покупаются запчасти никто не позволит. Наконец, в-третьих, при таком, прямо скажем, кустарном подходе, нет никаких гарантий, что внутрь двигателя не попадет какая-нибудь дрянь, не говоря о невозможности нормально промыть блок от всякой гадости, неминуемо скапливающейся там за долгие годы эксплуатации.
Последний, самый дорогой вариант, - человеческий капитальный ремонт со съемом двигателя, полной его разборкой и дефектовкой. В моем случае это как минимум 1500 американских условных президентов.
Пытаемся победить жабу
Далее последовала продолжительная борьба жабы обыкновенной зеленой и здравого смысла. Жаба утверждала, что гораздо дешевле доливать масло и ездить так, что тратить кучу денег на десятилетнюю машину неумно и что если уж эти деньги девать некуда, лучше купить что-нибудь посвежее. Здравый смысл возражал, что за эти деньги если что и можно купить, то только немного более молодую машину с неизвестными проблемами, а нынешний автомобиль находится во вполне приличном состоянии, несмотря на почтенный возраст, и именно по причине нежелания попадать на лишние траты не сейчас, так в обозримом будущем, имеет смысл мотор откапиталить – так и катализатор живее будет, и головной боли куда меньше.
Нешуточная борьба продолжалась довольно долго с промежуточными победами то одной, то другой стороны. В какой-то момент жаба прилегла отдохнуть, а когда проснулась, было уже поздно – машина стояла в сервисе со снятым двигателем.
На тему выбора сервиса. Тут все ой, как непросто. С одной стороны, очевидно, что куда попало для таких работ автомобиль отдавать нельзя. С другой, та же жаба требует сокращения затрат на ремонт. Очевидно, что оптимумом тут является сервис, который хорошо знает свое дело, но берет меньше других, не менее профессиональных. С ценой все относительно просто, можно позвонить и спросить, а как определить качество? Я знаю только один способ – пристать ко всем знакомым и незнакомым с требованиями предоставить отзыв о той или иной конторе. Правда, и от этого толку мало, поскольку у нас не принято капиталить моторы, а если кто этим и занимался, вряд ли больше одного раза, и сравнить ему просто не с чем.
Не знаю, повезло мне или нет, но имея знакомство с Александром Куницыным, который как раз такими ремонтами и занимается, и экстраполируя его человеческие качества на профессиональные с учетом субъективного мнения об опыте на основании его высказываний как при личных встречах, так и в тойотовской конференции на auto.ru (хорошо завернул!), я почему-то не сомневался, что его команде можно отдать машину, не опасаясь, что ее сломают.
Разговор при отдаче машины был достаточно интересным. Александр с характерным для него спокойствием, рассказал о процедуре ремонта, обозначил примерные сроки и как бы между прочим, спросил, что делать, если обнаружится какая-либо изношенная деталь, не требующая немедленной замены, однако, которая находится глубоко внутри двигателя и лезть потом туда только чтобы ее поменять, будет дороговато.
Старый поршень. Обратите внимание на грязь в канавке для маслосъемного кольца – именно эта дрянь работала клеем. Большая часть грязи высыпалась, когда снимали кольцо, но и оставшееся количество вполне наглядно.
Опыт, как известно, нельзя даже пропить, так оно и оказалось. Причина поедания масла была ожидаемой – маслосъемные кольца насмерть пришкварились к поршням, компрессионные же были совершенно живы и здоровы. Износ блока близок к критическому, но некоторое время можно ездить и так (вопрос: точить или не точить?). Клапаны слегка болтаются во втулках, пока не критично, но уже болтаются (вопрос: менять втулки или не менять?). Помпа выглядит и работает совершенно нормально, но ей 100 тысяч от роду и скорей всего, тысяч через 20-30 она потечет (вопрос: менять или не менять?) и т.д. и т.п.
Помимо этого были риторические вопросы о замене всех сальников, маслоотражательных колпачков и других одноразовых деталей.
Краткое резюме по ремонту выглядит так:
Заменено: все вкладыши, все кольца, все поршни, все сальники, все прокладки, маслоотражательные колпачки, втулки клапанов (сами клапаны признаны абсолютно живыми), помпа, все ремни, ролики ремня ГРМ, датчик давления масла.
Произведены работы: снятие двигателя, разборка двигателя, дефектовка, тщательная отмывка всех деталей (включая полости блока цилиндров и помойку системы питания, включая форсунки), расточка блока цилиндров, сборка и установка двигателя на законное место, все необходимые регулировки.
Стоимость. Тут все сильно зависит от вида и количества работ и модели авто. Отличия могут быть в несколько раз. Мой конкретный случай (простой 4-цилиндровый двигатель с недефицитными запчастями) в конкретном месте обошелся в 1809 долларов. Для иномарок Е-класса это, пожалуй, заметно ниже среднего. Запчасти (за исключением приводных ремней ГУРа и кондиционера) только новые оригинальные.
Эффект
Самое сложное после такой диковинной работы, как капремонт, - отвечать несколько миллионов раз в день на вопрос друзей и знакомых «Ну как?» На третий день вы перестаете улыбаться и увлеченно рассказывать со всеми подробностями, потом начинаете раздраженно отмахиваться, а уже через неделю с трудом сдерживаетесь, чтобы не стукнуть по голове вопрошающему чем-нибудь тяжелым.
Да никак! Расход масла снизился практически до нуля. И все! Двигатель не стал тише работать, не стал лучше заводиться, разгон до 100 км/ч не уменьшился втрое. Кроме расхода, все и так было нормально.
Ну и зачем оно тогда надо?
А и действительно, если и так все хорошо, зачем столько платить, чтобы все хорошо и оставалось? Подумаешь, износ большой, другие-то ездят и ничего. А если движок все-таки стуканет, меняют на б/у. Я не готов отвечать на подобные вопросы, равно как на вопросы о необходимости умываться, например. Точно так же мне непонятно, зачем покупать иномарку, заранее зная, что ее эксплуатация стоит дороже, чем эксплуатация «Жигулей» и не имея на то достаточных средств. Но это уже совсем другая песня, причем ее мы будем петь в одной из ближайших автодум.
------------------------------------------------
И все же ссылки: http://www.golosoff.ru/?id=ezhe_114
http://www.golosoff.ru/?id=ezhe_115
_________________________________________________________
Honda Capa 99г.в........... как сказала одна знакомая: славный жабёнок :))
Toyota MarkII 94г.в. 2500cc Grande Four
| |