Автор: Марк(Иркутск)-Спасиовод (---.dsi.ru)
Дата: давно
АВТОКЛУБ
ПАРК ЗР: TOYOTA PRIUS
«ПРИУС» ПОЧИНЯЕМ
МАКСИМ САЧКОВ
TOYOTA PRIUS
Изготовитель:«ТОЙОТА МОТОР»
Год выпуска: 1998
В эксплуатации «ЗА РУЛЕМ»: с декабря 2003
Пробег на момент отчета: 20 тыс. км
Общий пробег: 156 тыс. км
Предыдущие публикации в журнале:2004, № 3, 6
Неисправность проявилась буквально на ровном месте. Закончив приготовления к отпуску, собирался отогнать машину в редакцию. Не тут-то было – на приборном щитке зажглись сигнальные лампочки, зазвучал зуммер: тормозная педаль «стала колом». До гаража ковыляли очень осторожно – усилие заметно выросло, ко всему прочему электроника отключила режим рекуперации (когда тормозить помогает электромотор), ABS и задние механизмы (вернее, их регулятор, отчего машина стала тормозить только передними колесами).
Увы, фирменные станции «Тойоты» праворульные машины не обслуживают. Пришлось искать человека со сканером. Кстати, диагностический прибор для европейских машин не сможет проверить все системы – например, выявить неисправность гибридной установки. Однако с двигателем внутреннего сгорания и тормозной системой (что и требовалось!) сканер находит общий язык.
Считанный код указывал, что проблема – в электронасосе тормозной системы. Что это за зверь? Так как двигатель на определенных режимах выключается, постоянного разрежения для вакуумного усилителя, «смягчающего» педаль на большинстве автомобилей, здесь нет. Поэтому на «Приусе» водителю помогает дополнительный электронасос; он нагнетает и поддерживает рабочее давление в гидравлическом приводе. Чтобы убедиться, не нарушены ли питающие или управляющие цепи этого прибора, под капот вывели сигнальную лампочку. Стоило плавающей неисправности вновь проявиться, диагноз подтвердился – причина в самом электронасосе.
Найти в Москве новый узел, как, впрочем, и другие детали на «Приус», оказалось несложно – самый дешевый (примерно за... 1000 долларов) нам привезли бы через месяц. У официального дилера срок доставки оказался короче, но и цена на 250 у. е. выше. Фирма во Владивостоке через свой интернет-сайт предложила более приемлемые условия – 730 долларов и две недели на доставку. Оставив этот вариант на крайний случай, попытались отыскать нужную деталь на столичных разборках. Тщетно – гибридных «тойот» в Москве пока немного. Выручили знакомые в том же Владивостоке – поработавший электронасос обошелся нам в 300 долларов, не считая расходов на рабочую жидкость и установку, которую выполнили своими силами. В общем, вернули «Приус» в строй, хотя и дорогой ценой.
Вообще, что касается затрат, он показал себя нескромным. К нам «Приус» приехал на шинах 165/65R15 не первой молодости. Пробег до Ижевска, в котором мы «убили» сразу два узеньких колесика, заставил хлопотать о новой резине. В Москве искать родные покрышки такого размера бесполезно. Вооружившись каталогом шин и калькулятором, стали подбирать гибриду подходящую обувку. Выбор остановили на «Мишлен-Энержи» размерности 185/60R15 – иные варианты были еще шире! И, отмечу, дороже...
К счастью, других внеплановых покупок «Приус» не требовал, а на регламентных работах можно попытаться сэкономить. Замена масла, свечей, фильтров вполне по плечу людям, державшим гаечный ключ.
Масло в двигателе рекомендуют менять каждые 10–12 тыс. км. Редакционный «Приус» круглогодично переваривает синтетику «Кастрол» (5W30). В принципе смазка может быть любой марки, лишь бы качество по API было не ниже группы SJ. Несмотря на немаленький пробег и возраст, масла наш гибрид практически не ест, разве что на высоких скоростях – при заправочном объеме двигателя 3,5 л до следующей замены хватает одной четырехлитровой канистры.
Сейчас на «Приусе» стоит оригинальный масляный фильтр. Кстати, любые детали и расходные материалы с надписью «Genuine parts» можно заказать у дилера или компаний, которые ими торгуют. Если желаете немного сэкономить, возьмите неоригинальное изделие именитой фирмы. Например, 10 тыс. км до последнего техобслуживания честно отработал фильтр «Манн» (маркировка W68/1).
В гибридной трансмиссии залито фирменное масло типа T4. Аналогов нет, по крайней мере, «Тойота» не дает никаких рекомендаций. Ходимость смазки – 5 лет.
Воздушный фильтр меняют в два раза реже масляного. Кстати, не забывайте регулярно чистить, а по мере необходимости и менять салонный фильтр. Эту операцию можно выполнять через определенный пробег, например, каждые 5–7 тыс. км. Иначе об этом напомнят потеющие стекла.
Свечи на «Приусе» менять не очень удобно – они утоплены в колодцах, сверху прикрыты индивидуальными катушками зажигания, а двигатель немного «завален» назад. Помимо свечной головки «на 16», удлинителя и трещотки, может понадобиться переходник с карданчиком, иначе ключ будет упираться в стенку моторного отсека. Строгих сроков замены «Тойота» не оговаривает – предписано проверять свечи каждые 10 тыс. км и менять при необходимости.
Гидронатяжитель берет на себя заботу о цепи ГРМ, а вот в приводе клапанов гидрокомпенсаторов нет. У нашей машины износ деталей минимальный и в регулировке они не нуждаются, однако для надежности раз в 50–70 тыс. км стоит контролировать зазоры и при необходимости подбирать регулировочные шайбы нужной толщины. Не забывайте также следить за поликлиновым ремнем, который приводит насос системы охлаждения и компрессор кондиционера.
Наш вывод после 20-тысячной эксплуатации «Приуса» – бояться гибридного автомобиля не стоит... а вот опасаться следует. За 10 месяцев автомобиль потребовал несусветных денег (справедливости ради: большую часть отдали за европейские свет и шины – см. табл.). Новые запчасти купить можно, но неходовые позиции придется заказывать и ждать от нескольких дней до пары месяцев. Да и цены кусаются, поэтому многие владельцы подержанных машин ищут «бэушные» детали. Увы, гибридных «тойот» в Москве немного и на разборки попадают единицы. Неразвит и сервис – найти грамотного мастера, который точно определит и устранит неисправность, непросто.
Утверждение, будто есть вещи, которые не ломаются, в корне неверно. Со временем из строя выходит все – от швейцарских часов до японских автомобилей. Увы, наш «Приус» подтвердил эту истину.
| |