Автор: Михаил В.В. (80.237.112.---)
Дата: давно
У нас на дорогах в России гибнет в год 248 человек. Это в расчете на миллион жителей. И в Европе гибнет 109, то есть в два с половиной раза меньше. Причем это в расчете на граждан, то есть с учетом, что машин у нас в три раза меньше, в пересчете на машины наша российская смертность в 7,5 раз выше европейской. Более того, даже эта цифра занижена приблизительно в два раза, потому что у нас жертвой автокатастрофы считается человек, который умер в течение 8 дней от ее последствий. То есть, допустим, если у человека перелом основания черепа, все перекручено и перекорежено, но умирает он от инфаркта, то он не жертва аварии. И если у человека отказывают легкие, но на 9-й день, он тоже не жертва аварии. В той же Европе жертвой аварии считается любой умерший в течение 30 дней, и это поднимает статистику в 2 раза. С учетом этого Россия абсолютный чемпион по количеству автоаварий со смертельным исходом из числа стран, подающих статистику. Потому что не все подают. Так вот, когда говорят о том, почему у нас такая высокая смертность на дорогах, обычно любят вспоминать плохие дороги. Никакой статистической корреляции на самом деле нет. Дорога плохая, люди едут тише, и мировая статистика свидетельствует, что плохая дорога не имеет отношения прямого к количеству смертей на ней. Есть другая стопроцентная корреляция. Количество трупов на дороге зависит от рыночного фактора, который называется "цена жизни в данной стране". И собственно этот фактор складывается из трех факторов. Фактор первый – это наличие систем пассивной безопасности. Дело в том, что в Америке, в Европе просто запрещена эксплуатация машин, у которых нет хороших систем пассивной безопасности. В Америке это возможно, но при этом с вас сдерут такую страховку за эту машину, что вам будет просто невыгодно на ней ездить. Поэтому человек покупает хорошую машину, а плохая машина без систем безопасности, она не конкурентоспособна на рынке. У нас происходит наоборот, у нас производители отечественных ведер с гайками требуют от правительства, чтобы оно запретило законодательно или повысило пошлины на иномарки, чтобы те не могли конкурировать с этими средствами убийства, которые именуются автомобилями. И есть второй фактор. Это время доставки в больницу. Потому что понятно, если человек час просидел в искореженной машине зажатый - он покойник, а если его достали через 5 минут - он живой. И в свое время в 70-х еще до аэромобильников страховые компании США устанавливали на автострадах за свой счет кнопки вызова. Опять же не для того чтобы спасти жизнь, а для того чтобы сэкономить на страховке, потому что страховка за живого человека стоит гораздо дешевле, чем выплаты за покойника. И, наконец, есть третий важный фактор - это цена поведения на дороге. Если человек едет на красный свет, если человек ездит пьяный, то просто ему набавляются очки, и цена того, что он поехал пьяный или того, что он проехал на красный свет, так высока, что страховка ему начинает стоить не 300-400 долларов, а 2-3-5 тысяч. У меня один знакомый в Канаде попался пьяным за рулем. И весь следующий год он просто не садился за руль, потому что не мог себе позволить страховку. И заметьте, что все эти три фактора объединяет одно – деньги. Жизнь человека никто не объявляет священной. Никто не говорит, что вот все для человека, все для блага человека. Все тупо оценивается. В долларах. Цена жизни продается на рынке. Благодаря рынку цена жизни оказывается дорогой, и смертность оказывается низкой. В России совершенно другая ситуация. В России нет не то, что цены жизни, в России есть феодальный принцип, есть резервная полоса. То есть участок общественной дороги, который построен за счет всех, но используется только привилегированными лицами. То есть это фактически право преимущественного проезда, феодальная привилегия, ликвидированная Великой Французской революцией в 1789 году. Ту же самую функцию выполняют мигалки. По сути, ту же самую функцию выполняют гаишники. Такие стационарные двуногие мигалки, которые говорят, что вот этот человек может ехать впереди обывателя. И соответственно создается поведение на дорогах, потому что если в США и в Европе, как я уже сказала, хорошее поведение на дороге вознаграждается и поднимает твой общественный статус, то в России наоборот. Человек, который ездит со скоростью 200 км в час, человек, который едет пьяным, он повышает свой статус. Ему можно, а всем нельзя. Есть люди, которым на дорогах можно все, в том числе и убивать.
http://www.echo.msk.ru/programs/code/36692/
| |