Автор: А.В. [Владивосток] (82.162.59.---)
Дата: давно
Насколько я дотумкал, АБСка работает так. Быстренько все освежили в памяти школьный раздел физики под названием "Динамика" =)
Колеса - это точки приложения силы торможения (т.е. трения). Они расположены симметрично относительно центра тяжести машины. Допустим, авто движется вперед по инерции (вектор силы инерции приложен к центру тяжести) и мы начинаем давить на тормоз.
На каждом колесе стоит датчик, который следит за тем, крутится ли оно или нет. Еще каким-то образом система определяет движется ли автомобиль или нет. Если авто движется, а с какого-нибудь колеса поступает сигнал, что оно не вращается (т.е. заблокировано - рассматриваем крайний случай. скорее всего, АБСки реагируют даже на уменьшение оборотов колеса по сравнению с остальными колесами), значит это колесо утратило сцепление с дорогой. Пропадает один из векторов силы трения, их расположение становится несимметричным относительно центра тяжести => следовательно появляется эксцентриситет, что приводит к закручиванию авто в какую-либо сторону.
Тогда система начинает выравнивать автомобиль тем, что уменьшает силы трения на остальных колесах, не потерявших сцепление с дорогой. Проще говоря, АБСка ослабляет сжатие колодками тормозных дисков. Но делает это частыми небольшими импульсами, чтобы не оставить вас совсем без тормозов даже на короткое время. Колодки начинают быстро-быстро сжиматься-разжиматься (но только на тех колесах, которые не утратили сцепления с дорогой. возможно, на каждом колесе колодки сжимаются-размжимаются по-своему). Таким образом вы не теряете контроль над машиной, она по-прежнему слушается руля и не срывается на юз.
Не знаю как сильно АБСка удлиняет тормозной путь (все-таки колодки на чуть-чуть отрываются от диска), а может вообще не удлиняет.
Представим такую штуку - разогнавшись, к примеру, до 60 км/ч вы утапливаете педаль тормоза в пол. Колеса блокируются, резина чертит по асфальту. Что произойдет? Правильно, АБС начнет бешенно отстукивать педаль и выравнивать движение автомобиля. А если допустить, что все колеса у вас тормозят и замедляют вращение одинаково, то в этом случае АБС даже не пикнет.
Если я заврался в своих рассуждениях - поправьте меня =)
P.S. Кстати, один мой знакомый при движении (на авто с АБС конечно) по гольному льду обычно кладет руку на рычаг ручника - говорит, что иногда полезно заблокировать колеса полностью. Ручик же неподвластен АБСке. Только вот я не пойму никак - зачем он это делает?
------
Не ту страну назвали Гондурасом....
| |