Автор: Москвич (---.pppoe.mtu-net.ru)
Дата: давно
Вот об этом и разговор.Где на скамье подсудимых проверяющие?Их сотни было.Хоть одного покажите.
«Менеджера, по вине которого рыночная капитализация его концерна в течение трех месяцев снизилась на 55 миллиардов долларов, вышвырнули бы вон без всяких сомнений, — пишет немецкая «Ди Вельт». — Но это не касается российского президента». «Хотя дело ЮКСа с момента замораживания счетов концерна в апреле ослабило российский рынок ценных бумаг именно на такую сумму, однако политические наблюдатели в Москве утверждают, что в случае банкротства ЮКОСа и смены его собственника победителем окажется Владимир Путин». Конец цитаты.
Кому сейчас хреново делается?Ходорковскому?Или всё-таки нам всем,если реально Россия теряет от этого спектакля огромные деньги?
Ещё пара материалов:
ОБЩАК ВОЗВРАЩАЕТСЯ. А КАПИТАЛ УХОДИТ
5,6 млрд чистых денег убежало из России. Плохо себя почувствовали.
1,4 млрд преступных денег потянулось обратно. Хорошо себя почувствовали...
Только в первом полугодии 2004 года из страны утекло 5,6 миллиарда долларов. Это больше, чем за весь прошлый год, и существенно больше, чем за первое полугодие 2002 года, когда начался экономический рост. Столь тревожная новость портит отчеты правительственных чиновников о поступательном развитии российской экономики. Но капитал трудно удержать заклинаниями. В случае даже малейшей угрозы собственному благополучию он снимается с места в поисках безопасной среды. В России такой среды нет, считает руководитель Института проблем глобализации Михаил ДЕЛЯГИН.
— Проблемы начались в прошлом году, когда государство атакой на «ЮКОС» не просто нарушило ранее действовавшие правила отношений между ним и бизнесом, но и никак не объяснило новых правил. Возникло самое страшное — неопределенность. И с точки зрения последствий для экономики уже даже не очень важно, кто был прав, а кто виноват: важно, что так себя не ведут. Чего стоит одно лишь избирательное применение законов или применение их задним числом! Характерно, что из всех российских компаний претензии предъявляются только к «ЮКОСу», хотя, по данным того же Минфина, по доле налогов в выручке он был одним из лучших, а «Сибнефть», например, — одной из худших. И даже если «ЮКОС» действительно долгие годы недоплачивал налоги — почему ответственность распространяется только на его руководство, а об ответственности налоговиков, которые не могли не покрывать эти действия, даже не вспоминают?
— Эти и многие другие неувязки создают устойчивое ощущение, что одну из лучших компаний России наказывают не за то, в чем обвиняют, и не за то, в чем она была виновата, а за то, в чем она была права. Реакция бизнеса на это наглядна: если за год, предшествовавший атаке на «ЮКОС», в период с 1 июля 2002-го по 1 июля 2003-го, общий отток капитала из России составил 2,2 миллиарда долларов, то за год после этой атаки, причем в значительно более благоприятных условиях, — в 5,3 раза больше — 11,6 миллиарда!
При этом во втором квартале нынешнего года наметилась крайне негативная тенденция: «черный» капитал, движущийся по полностью непрозрачным для государства каналам, стал возвращаться в Россию. Легальный капитал, включая «серый», движение которого можно отследить, ушел в размере двух с половиной миллиардов, а «черные» деньги пришли в страну в объеме 1,4 миллиарда. Это произошло впервые за время мониторинга движения капиталов в России. Оно и понятно: «черный» капитал не боится давать взятки, у него нет проблем во взаимодействии с силовой олигархией. Такой капитал будет заниматься выдавливанием честного бизнеса из экономики, не останавливаясь ни перед чем.
— Зачем подавлять частную инициативу, может, чиновникам подвинуться, дать наиболее успешным бизнесменам порулить страной? Смогли поднять свои компании, значит, смогут поднять и корпорацию «Россия»…
— Это разные образы действий. Не все эффективные бизнесмены могут быть успешными госчиновниками — у этих двух видов деятельности просто разная мотивация. Наша проблема как раз в том, что государственные решения принимаются исходя из интересов крупнейших представителей правящей бюрократии, а не из потребностей общества, и направлены, как правило, на защиту карманов правящей бюрократии. В результате вместо коммерческой олигархии времен Ельцина сложилась силовая олигархия. То есть люди, которые отбирают деньги у бизнеса не официально, в интересах общества, через налоги, а неформально — в личных, корыстных целях или в интересах своих корпораций.
— Власть провозгласила удвоение ВВП, сокращение бедности в два раза, но придушенный силовиками бизнес и нищий бесправный народ не смогут поднять и лошадиные дозы официальной пропаганды.
— Удвоение ВВП — откровенный пиар. Лозунг родился очень просто: сначала придумали «Догнать Португалию!» по принципу — хоть кого-нибудь. Потом поняли, что звучит он совершенно неприлично для страны, еще не так давно по многим параметрам опережавшей США.
Тогда решили сделать тот же лозунг более культурным и перевели его на язык арифметики — как удвоение ВВП. Это заявление формально и потому бессодержательно: при цене 38,5 доллара за баррель нефти только удвоение — это слишком мало, это провал, а при 15 долларах за баррель рост даже на 80% уже будет выдающимся достижением.
— Сегодня в России осуществляется ренационализация, считают некоторые эксперты. Вставший под государственный контроль нефтяной гигант «ЮКОС», ГУТА-банк, купленный государственным Внешторгбанком, — только вершина айсберга.
— При обычной национализации государство возвращает себе частную собственность для выполнения каких-то общественных задач. Бизнес может в этом случае рыдать, но мотивация государства, даже если оно ошибается, понятна: общественное благо.
В России ситуация принципиально другая. Насколько можно понять, национализация проводится для острастки, чтобы запугать бизнес, чтобы превратить его в дойную корову в чьих-то частных интересах. «ЮКОС», как представляется, могут национализировать отнюдь не для того, чтобы лучше управлять нефтяной отраслью, а для запугивания остальных нефтяных компаний и всего бизнеса: он должен безропотно оплачивать все, что попросит власть. Национализация же нефтяной отрасли крайне невыгодна правящей бюрократии, так как за национализированное имущество нужно нести ответственность. А наша бюрократия просто не знает этого слова. Так что, если «ЮКОС» перейдет в собственность государства, надо будет ждать его новой приватизации, причем, скорее всего, «своим», а наиболее вероятным представляется простое назначение внешнего управляющего, который будет продавать активы компании «правильным» покупателям.
— Цены на нефть зашкаливают. В бюджет России пришли сумасшедшие деньги. Государство освобождает себя от социальных обязательств, то есть увеличивает собственную капитализацию. А не много ли для отдельно взятой бюрократии?
— В сегодняшней России ответственности государства перед гражданами просто не существует. Государство освободилось и живет само ради себя. Либеральная же бюрократия сформировалась в условиях нехватки денег и, как Плюшкин, продолжает экономить на чем угодно. Это их идеология. Практический же мотив — служба крупному бизнесу. Ему хочется платить поменьше налогов, вот они и сокращаются. Конечно, есть свой интерес и у силовой олигархии. Она отбирает деньги у предпринимателей, но заинтересована, чтобы у дойной коровы оставалось молоко. В результате снижение налогов оставляет бизнесу больше денег не столько для его развития, сколько для больших возможностей для вымогательства. Так, в начале этого года отменили налог с продаж, цены на товары не упали, зато резко возросли поборы. Похоже, деньги от отмены этого налога достались не столько бизнесменам, сколько чиновникам-вымогателям. Так и возникает основная проблема нашего бизнеса — незащищенность собственности, из-за которой значительная часть инвестиций превращается едва ли не в русскую рулетку.
— Чем могут закончиться эти игры власти и бизнеса?
— Как обычно, серьезной девальвацией и политическим кризисом, как это было после дефолта. При этом возникает внятная угроза распада России. Многие машут рукой: «Да нет, это невозможно, при таких ценах на нефть!». Но, во-первых, нынешние цены на нефть не вечны, а во-вторых — посмотрите, «на ровном месте» при абсолютной безответственности руководства Центробанка (у банкиров даже возникла шутка про «человека с недвусмысленной фамилией Козлов») устроен банковский кризис. ЦБ мог его остановить, выдать стабилизационные кредиты банкам, из-за паники попавшим в сложное положение, обеспечить финансовый контроль за этими кредитами, объявить наконец, чего, собственно, Центробанк хочет от банковской системы. Если цель — избавиться от банков-«помоек», отмывающих грязные деньги, то это можно сделать за одну ночь. Вкладчики этих учреждений не пострадают — их немного, и активов в целом хватит, чтобы вернуть им средства.
— Чем обернется банкротство крупнейшей нефтяной компании, формирующей в том числе бюджет России?
— Руководители «ЮКОСа» решили создать на его базе транснациональную корпорацию, которая была бы российской, но действовала бы в мировом масштабе, опираясь на стратегических западных партнеров. Ради этой цели произошло поглощение «Сибнефти» и готовилась продажа западным инвесторам небольшого, неблокирующего пакета акций. Именно поэтому «ЮКОС» стал прозрачным по западным стандартам: западные миноритарные акционеры должны были быть уверены в своих правах. Когда компания прошла эту процедуру, встал детский вопрос: а зачем сохранять неформальные отношения с государством, грубо говоря, терпеть коррупцию? Попытка разорвать эти отношения, как можно предположить, и обернулась катастрофой.
Кроме того, отношения государства с транснациональной корпорацией, даже находящейся на его территории, совсем другие, нежели с национальной компанией. Обычный бизнесмен прибежит на встречу с президентом, визжа от восторга. Руководитель транснациональной корпорации может и не прийти, если ему неинтересно. Это фигура почти равновеликая руководителю страны: в большинстве вопросов он младший партнер государства, а в вопросах коммерции вообще старший. Это совсем другие отношения бизнеса и государства. США стали великой страной, потому что национальная бюрократия смогла пойти на такое сотрудничество. Наши чиновники саму мысль о таком сотрудничестве восприняли как угрозу своему существованию.
— Зачем России собственная транснациональная корпорация?
— Транснациональная корпорация качественно повышает конкурентоспособность экономики. Могущество США — в том, что большинство транснациональных гигантов мира «прописаны» в этой стране и отождествляют себя с нею. Если бы удалось создать на базе «ЮКОСа», или «Газпрома», или Сбербанка хотя бы одну транснациональную корпорацию, это бы в разы повысило конкурентоспособность России. Трагедия дела «ЮКОСа» в том, что страна лишилась на долгие годы, если не навсегда, возможности создать транснациональный гигант. Всем показали, что будет в этом случае, и желание у бизнеса отбито. Теперь русские предприниматели уйдут создавать гиганты на Кипр, в Германию, куда угодно, но не в Россию. Это ошибка Путина, которая страшнее преступления и которая ему не простится, даже если он найдет выход из нынешнего тупика!
Беседовала Ирина ТИМОФЕЕВА <Новая газета>
22.07.2004
Ни бе ни ме ни кукареку <Аргументы и факты>21.07.2004
РИМСКИЕ когорты шли в бой, а в случае неудачи отходили в боевом порядке, повинуясь звуку трубы. Ведь в те времена в войсках не было радиосвязи и мобильников. «В ходе сражения труба должна издавать ясный звук», — говорилось в боевом уставе Римской империи. Имелось в виду, что, если труба звучит невнятно, в войсках может возникнуть паника, ведущая к поражению.
А какие сигналы подает наша власть?
ОНА все чаще издает невнятный звук. Переводя на народный язык: ни бе ни ме ни кукареку. Как иначе можно расценить результат широко разрекламированного расследования Счетной палаты «Десять лет приватизации в России»? Проделан огромный труд. Аудиторы просветили финансовые потроха 140 крупнейших компаний. Написано 1300 страниц. Выявлено, кто из олигархов сколько увел. Вскрыты схемы коррупции при растаскивании госсобственности, каналы откачки валюты за границу.
Обманывали на каждом шагу. Приватизаторы обещали закупить новое оборудование, технологии, модернизировать заводы, шахты, порты, нефтепромыслы. И обманули. Заводы за редким исключением как работали на старье, так и работают. Износ оборудования в машиностроении — 75%. Фонды «выбывают» в 10 раз быстрее, чем обновляются. Несмотря на баснословные прибыли, не торопятся с инвестициями и нефтяные бароны. Отсасывают то, что легко взять. Приватизируя заводы, обещали «платить, как при капитализме». Обманули. Зарплата у нас в 10–15 раз ниже, чем у европейских рабочих. А как показали недавние забастовки на приватизированных шахтах — ее нередко и вообще не платят.
Но самое поразительное «открытие» Счетной палаты — это то, что собственность «покупалась» не за счет денег участников залоговых аукционов (будущих олигархов), а за счет средств, которые Минфин (то есть государство) передал олигархическим банкам, находившимся в сговоре с приватизаторами. То есть собственность была получена бесплатно. Таким образом, все залоговые аукционы признаны аудиторами Счетной палаты «притворной сделкой». То есть, переводя на обыкновенный язык, — откровенным обманом.
Но самый серьезный приговор аудиторов касается уже не столько бизнеса, сколько политики. Счетная палата пришла к выводу, что в результате приватизации не получилось главного, что отличает настоящий капитализм от бандитского. В России так и не появились конкурентная среда, цивилизованный рынок, открытый бизнес. Несколько крупных олигархических структур тормозят реформы, давят средний бизнес, диктуют правила игры.
И что же?
Доклад в нескольких экземплярах поступил в «высшие сферы». А там не знают, что с ним делать. То ли волосы встали дыбом от прочитанного, то ли отнялся язык? А ведь, когда расследование только начиналось, народу обещали, что ему обо всем расскажут, а расхитителям будет предъявлен счет. Но похоже, что власть, «оттянувшись» на М. Ходорковском, успокоилась.
Какое у нас рыло?
ПОЧЕМУ же молчат политики, заказавшие расследование?
При правительстве М. Касьянова, которого открыто называли ставленником «семьи», народу намекали, что, дескать, «Касьяныч» тормозит административную реформу, опекает олигархов. Вот когда его снимут, справедливость восторжествует и труба власти зазвучит четко.
И вот «Касьяныч» уже полгода как в отставке, а труба по-прежнему издает неясные звуки. И люди (в том числе и в письмах в «Аргументы и факты») спрашивают: какая у нас власть, при каком строе мы живем? То ли у нас социализм с капиталистическим рылом, то ли капитализм с социалистическим брюхом.
Ладно бы в докладе Счетной палаты содержались какие-то страшные секреты, которые нельзя доверить народу. Да нет же! Секретов никаких нет. Имена героев «большого хапка» давно известны. Известны и суммы, которые они увели за границу, — за 10 лет более 300 миллиардов долларов. О некоторых героях «Аргументы и факты» уже писали. Большинство — среди тех ловкачей, которые «скинулись» на предвыборную кампанию Б. Ельцина в 1996 году. Сегодня они решили, что пора выползать из подполья: начали открыто скупать недвижимость за рубежом, переправляют туда жен и детей. На всякий случай.
Новая «арт-подготовка»?
ЧТОБЫ совсем уж не выглядеть идиотами в глазах народа, сверху снова намекают: «что-то произойдет осенью», в августе — сентябре будет «артподготовка». То ли кого-то еще возьмут за «фаберже» и будут крутить до тех пор, пока не посыпятся червонцы. То ли, наоборот, всех олигархов простят разом, а раскошелиться опять попросят население. Появились слухи, что в докладе Счетной палаты есть секретные страницы. Якобы только для глаз президента. Возможно, к «горячему августу» они дойдут и до народных ушей.
Пока же происходит что-то невнятное. Как будто бы у власти «пьяная» походка. То пенсионная реформа заблудится на полпути, то объявят непонятные танцы вокруг льгот, то среди ясного неба нарисуют банковский кризис. То ипотеку нам посулят, а где на нее людям денег взять (при бешеных процентах кредита), не скажут.
Власть путается сама, путает людей.
И не случайно, что последнее исследование социологического центра Ю. Левады выявляет полную сумятицу в мозгах россиян. На вопрос «Куда идет наша страна, какие цели ставит руководство?» 66% опрошенных сказали: «Не знаем». А еще 13% опрошенных ответили: «Дела в стране пущены на самотек».
И вот уже появляются первые результаты «сумятицы»: впервые за четыре с половиной года рейтинг В. Путина пошел вниз.
Так не пора ли определиться, в чем дело? То ли партитура плоха, то ли фрадковский оркестр еще не сыгрался, то ли главного дирижера отвлекли от темы?
Вячеслав КОСТИКОВ
| |