интересно тот ээ.хм. (вопщем незнаю я как его назвать, чтоб не перейти на оскорбление) что писал

Некоторые размышления о «новой морали» - Архив объединенного форума
Drom.ru - японские автомобили
Продажа авто | Каталог | Отзывы | Вопросы и ответы

Объединенный - Выбор и приобретение - Общие вопросы - Гараж - Страхование - Музыка в авто - Правовой - GT
Toyota - Nissan - Mitsubishi - Honda - Mazda - Subaru - Suzuki - Isuzu - Daihatsu - Грузовики и спецтехника - Барахолка (продам) - Барахолка (куплю)

Перейти на новый Общий форум

 Список форумов  |  Архив объединенного форума  |  Поиск  Страницы:  1  2  3 
 Re: Некоторые размышления о «новой морали»
Автор: DroNe [Нягань, ХМАО-Югра] (212.96.217.---)
Дата:   давно

интересно тот ээ..хм... (вопщем незнаю я как его назвать, чтоб не перейти на оскорбление) что писал длиный пост (самый первый) хоть раз бывал на северах, пробовал тут работать? просто пожить здесь пару лет? с этим климатом, перепадами температур до 40 градусов в сутки, со годовой разницой под 100С. Наверно нет.
Пробовал отсюда съездить в отпуск, купить здесь нормальные шмотки?
Сильно сомневаюсь что он воопще интерсовался тем как здесь живут люди.
Кто не хочет работать тот и здесь ходит и ноет что государство дерьмовое, что проклятые буржуи все разворовали, ему бедному ничего не дают и ему кроме как жрать водку больше ничего делать. Мне сосед высказал что типа мы (имея ввиду работников банка наверно) ограбили людей и теперь вот живем и покупаем себе машины, строим дома,а им бедным работникам "вкалывающим до седьмого пота" платят копейки. При этом он каждый день пьян и работу меняет чаще чем у меня выходные бывают.
 
 Re: Некоторые размышления о «новой морали»
Автор: Иевлев (82.138.8.---)
Дата:   давно

2 1g. Филиппики обоснованые.
Нет, Кара-Мурза не впечатляет, его с Паршевым и сравнивать нельзя. Последний поднимает основополагающие проблемы (за создание которых большевикам отдельное спасибо - ведь газ, нефть, удобрения, электроэнергию на экспорт погнали не нынешние орлы). А всякие там манипуляции сознанием - почитайте Макиавелли,Цезаря, Апулея. Это было,есть и будет, что у чукчей, что у французов, что у любых народов. И никак не связано с богатством.
Вы расскажите почтейнейшей публике как "правильные"большевики готовились к истощению недр? Разведывали новые запасы, но отнюдь не снижали энергоемкость производства, строили дырявые дома, вместо вахтового метода на Северах строили города, про переход к хай-теку вместо тонн стали помолчу.
 
 Re: Некоторые размышления о «новой морали»
Автор: 1g  (---.scs-900.ru)
Дата:   давно

1 . Если бы не было печально - было бы смешно --((( большевикам отдельное спасибо - ведь газ, нефть, удобрения, электроэнергию на экспорт погнали не нынешние орлы)))-- откуда такая дремучесть ( или нечистоплотность ? ) -- может большевики тащили изза бугра китайское дерьмо в неимоверных количествах - как нынешние орлы ? Откуда нынешнее " изобилие " ? Даже копченая рыба -от семги до мойвы - норвежская !!! разве так при большевиках было ? если большевики чтото и покупали за бугром то только оборудование для производства всего необходимого у себя в стране . Импорт был - но не в таких диких масштабах и не такого дерьмового качества . ------- 2 . если бы ты , Иевлев , читал Кара - Мурзу , а не только заголовки его книг , с тобой было бы полегче общаться - на тему того же паршева к примеру - МАНИПУЛЯЦЦИЯ СОЗНАНИЕМ __ http://www.kara-murza.ru/books/manipul/manipul85.htm -- Попробуем в виде опыта мысленно поставить вопросы экономистам . Вопросы, которые были бы сформулированы предельно просто и однозначно и без идеологического подтекста. Это будет учебным упражнением. Каждый вопрос предварим изложением фактов, которые кажутся общеизвестными.

* 1. В языке экономистов постоянно фигурирует понятие « нормальная рыночная экономика ». Все признают, что в России ее нет. Объяснения причин, по которым ее нет, различны. Одни ссылаются на тяжелое наследие советской системы, другие - на ошибки и злоупотребления реформаторов. Из тех параметров нормальной рыночной экономики , которые приводят для ее описания и те, и другие, следует, что речь идет именно и исключительно об экономике стран того самого «золотого миллиарда», о которых писал В.Путин.

* Те же самые экономисты, что употребляют понятие нормальная рыночная экономика, признают, что это - крайне неравновесная система, которая требует для поддержания равновесия непрерывного изъятия огромных ресурсов извне и сбрасывания огромного количества загрязняющих отходов вовне. Этот тип хозяйства не только не может быть распространен на все человечество, но даже не может и продолжать поддерживаться длительное время даже на Западе (потому и «золотой миллиард» - вариант глобального национал-социализма). Это - выводы Конференции Рио-92, которые экономистами не оспариваются.

* Вопрос : каковы основания, по которым экономическое сообщество России называет указанную экономику нормальной ?

* Принять как нормальное то, что не может быть нормой для всех и даже для значительного меньшинства - вещь далеко не безобидная. Это не просто вводит общество в глубокое заблуждение и повреждает мышление, это подрывает фундаментальные этические ценности (в подсознании - религиозные). Вероятно, правильнее было бы назвать этот тип хозяйства « экономика золотого миллиарда », и тогда все встало бы на свои места. Тогда экономисты могли бы верно указать свою позицию: одни сказали бы « ненормальная, но желательная для России экономика », другие - « ненормальная и нежелательная для России экономика », третьи (их мало) - « ненормальная и невозможная для России экономика» ..

* 2. Пока что неизвестно, по какой причине экономисты почти всех направлений (даже коммунисты) заявляют о желательности для России рыночной экономики . Поэтому реформаторов критикуют не за неверный выбор траектории («магистрального пути»), а за ошибочный выбор технического варианта и темпа изменений [236] .

* Таким образом, негласно утверждается, что при хорошем и неторопливом исполнении приватизации в России можно было бы построить «нормальную рыночную экономику» (или « экономику золотого миллиарда »). Немногие авторы, которые ставят под сомнение саму эту возможность в принципе, занимают в сообществе маргинальное положение, и их заявления просто игнорируются - на них никто не отвечает. Ситуация ненормальна: заявления интеллектуального сообщества по важнейшему вопросу выбора народа и страны строятся на неявном предположении, которое никто не решается явно высказать даже в качестве постулата. Когда слепой ведет слепого к пропасти, это трагично, но простительно, но тут – другой случай...

* Вопрос : как экономисты объясняют тот факт, что никто из авторитетных членов сообщества не утверждал с рациональными доводами и даже не постулировал самой возможности для России устроить на ее земле тип хозяйства «золотого миллиарда»?

* Замечу как очевидность, что принятие для России правил « нормальной рыночной экономики » (переход на «магистральный путь») означает включение либо в ядро системы, либо в число «аутсайдеров», на пространстве которых ядро организует «дополняющую» экономику (пример - Бразилия). Также известно, что разрыв между ядром и периферией при этом не сокращается, а растет, и в перспективе, как выразился Ж-Ж.Аттали, «участь аутсайдеров ужасна». Прогнозы сокращения населения России, продолжающей «идти по магистральному пути», хорошо известны, динамика всех эмпирических показателей за последние десять лет эти прогнозы подтверждает. Таким образом, экономисты, продолжающие замалчивать суть выбора, не могут не знать о его последствиях.

* В целом, из множества уклончивых и туманных заявлений возникает ощущение, что элита экономистов знает, что страна будет доведена до состояния аутсайдера с вымиранием двух третей населения. Смирилась с этим - но, согласно контракту, «дает понять» этому населению, что оно будет введено в золотой миллиард. Дает понять, но прямо не утверждает, потому что очень совестливая и лгать не может. Если это ощущение верно, то это значит, что произошла нравственная гибель сообщества экономистов. И тогда не следует терять время и силы на его гальванизацию и имитацию жизни. Надо разделяться и в каждой части строить новый, чистый понятийный аппарат и восстанавливать когерентные рассуждения, предназначенные не для манипуляции сознанием, а для отражения реальности.

* 3. Встроиться в систему «нормальной рыночной экономики» даже в положении аутсайдера можно лишь в том случае, если хозяйство данной страны производит количество прибавочного продукта, превышающее определенный минимальный уровень - обеспечивает приемлемую норму прибыли. По отношению к населению тех регионов, где этот уровень не достигается, введено понятие « общность, которую не имеет смысла эксплуатировать ». В такую категорию попали, например, многие регионы Африки. Сюда не делают инвестиций - они невыгодны . Жители этих регионов могут жить и даже веселиться, но только в рамках своего, натурального (значит, естественного ) хозяйства и своей, «ненормальной», рыночной экономики [237] .

* В России в силу географических и почвенно-климатических условий прибавочный продукт и капиталистическая рента были всегда низкими. Достаточно сказать, что в России из-за обширности территории и низкой плотности населения транспортные издержки в цене продукта составляли 50%, а, например, транспортные издержки во внешней торговле были в 6 раз выше, чем в США. Как это влияло на цену, рентабельность, зарплату, стоимость кредита и пр.? Наверняка многие с удивлением узнают, что в 1904 г. совокупная оплата труда крестьянина («трудодень») была в России практически такой же, как в Швейцарии. Например, в Смоленской Губернии: в Сычевском уезде 1,56 руб., Дорогобужском 1,47 руб., Гжатском 1,37 руб., а в Швейцарии 1,52 руб. Эти данные приводит А.В.Чаянов. Как же так? Ведь благосостояние русского крестьянина и швейцарского были просто несравнимы! Дело в том, что Россия - не Швейцария. Гжатский уезд полгода под снегом, и у крестьянина там нет скота, чтобы зимой варить швейцарские сыры. Поэтому «трудодней», за которые можно получить плату, у гжатского крестьянина было вдвое меньше. А расходов - больше. Чтобы протопить всю зиму избу, надо затратить средства, эквивалентные двум месяцам труда - как минимум. Имея такую «фору», которая накапливалась сотнями лет, швейцарский крестьянин и обеспечил себе такой уровень благосостояния.

* В среднем по России выход растительной биомассы с 1 гектара в 2 с лишним раза ниже, чем в Западной Европе и почти в 5 раз ниже, чем в США. Сегодня лишь 5% сельскохозяйственных угодий в России имеют биологическую продуктивность на уровне средней по США. Если в Ирландии и Англии скот пасется практически круглый год, то в России период стойлового содержания 180-212 дней. Однолошадный крестьянский двор в среднем мог заготовить только 300 пудов сена и продуктивного скота держать не мог. По сути, один лишь географический фактор заставлял в России принять хозяйственный строй, очень отличный от западного. Это - фактор неустранимый, и величина его очень значительна.

* Сегодня в странах с теплым климатом (в Азии и Южной Америке) имеется избыток квалифицированной рабочей силы. Конкурируя на мировом рынке труда (конкурируя за капитал), она имеет перед русскими работниками большие абсолютные преимущества. В средней полосе России на отопление уходит 4 тонны условного топлива на человека. Это около 2 тыс. долларов на семью. Они входят в минимальную стоимость рабочей силы, которая каким-то способом должна быть оплачена предпринимателем (через зарплату, налоги или содержание жилищно-коммунальной сферы). На Филиппинах или в Бразилии этих расходов нет, и при прочих равных условиях разумный предприниматель не станет эксплуатировать русского работника, пока на рынке труда есть филиппинец. А прочие условия не равны, они также не в пользу русских.

* Вопрос : какие основания были у экономистов считать, что при переходе России на «магистральный путь» русские не окажутся «общностью, которую нет смысла эксплуатировать»?

* Понятно, что этот вопрос направлен уже к тем экономистам, которые критикуют реформаторов за то, что они «обещали привести нас в Швецию, а ведут в Бангла Деш». Утверждение, что нас ведут в Бангладеш, также требует обоснования. Из чего видно, что нас туда ведут? Разве в Бангладеш вымирает население?

* Оптимистическая критика оппозиции, уверенной, что Россию хотят сделать сырьевым придатком, а русских - внешним пролетариатом Запада, во многом основана на оценках качества рабочей силы и технологической инфраструктуры СССР. Эти оценки уже в значительной степени иллюзорны, за десять лет произошла глубокая деквалификация рабочих и выросло новое поколение молодежи с высокими притязаниями и разрушенной трудовой этикой. Кого Россия может сегодня выбросить на мировой рынок труда? Об инфраструктуре и говорить не приходится, она, десять лет не получая средств даже на простое воспроизводство, начинает рассыпаться. Вместо нового цикла обновления производственной базы, который должен был начаться с середины 80-х годов, была начата разрушительная «реформа», приведшая к полному провалу технического перевооружения промышленности России (рис. 5).
 
 Очень характерный штрих, что (+)
Автор: lavtula (---.moskovia.ru)
Дата:   давно

обсуждать насущные проблемы люди вынуждены в автомобильной конференции в интернете. Больше, похоже, негде. Интересно, когда сеть тоже возьмут под контроль?
 
 Re: Некоторые размышления о «новой морали»
Автор: Иевлев (82.138.8.---)
Дата:   давно

"...откуда такая дремучесть ( или нечистоплотность ? )...". Ну, зачем же сразу такими нехорошими словами кидаться? Может, лучше почитать книжечки, вроде "СССР в цифрах" за какой-нибудь 1980г.?
Посмотреть струтуру экспорта. Предвижу ссылку на Паршева, с его описанием "гениальности" Сталина, заключившего с немцами торгово-кредитное соглашение, по которому на немецкие деньги "...покупали за бугром ... оборудование для производства всего необходимого у себя в стране ..." , а сами (ну, до чего хитры!) поставляли немцам необработанное сырье, типа тряпья, волокон конопли etc. заставляя глупых тратить трудовые и энергетические ресурсы на его обработку.
Хочется спросить автора и его поклонника - а, что - можно было еще что-то предложить купить второй промышленной державе мира?Увы, кроме самого передового учения, больше ничего подходящего не было. Первый нормальный экспортный контракт был подписан только в 1954г. (после смерти Сталина), с Индией, на строительство металлургического комбината в Бхилаи. За все время с 1917г. за нормальные деньги было продано вообще-то очень мало (не считая золота или эрмитажных сокровищ), все больше в долг (на 150млрд. долларей!). А реальные деньги шли как раз за газ, нефть, удобрения, электроэнергию.
 
 Re: Некоторые размышления о «новой морали»
Автор: CFerret  (---.scs-900.ru)
Дата:   давно

Пустое это все (разговоры о равенстве-неравенстве). А от действий по установлению равенства как правило страдают те, кто что-либо действительно делал, а наживается в (чуть-чуть и ненадолго) люмпен, вроде матросиков в 1917, а в долгосрочной перспективе - новая элита, которой на самом деле нахрен не нужно никакое равенство, а нужно просто отнять у тех у кого уже есть и забрать себе. Что мы и видим в последние пару лет в том числе.

Я знаю только одно - кто ХОЧЕТ нормально жить - живет, причем даже в самых тяжелых условиях. Могу привести очень много лично известных мне примеров, как люди в полумертвой деревне живут вполне нормально (занимаясь чисто деревенским трудом - растят и продают гусей, закупают и перепродают мясо, занимаются дарами леса и т п), а лентяи плачуться и жалуются на бедность, когда у них просто под ногами деньги валяются. То же самое и в городе. Люди совершенно одного социального статуса - один снаркоманится или ченить украдет, прикрываясь бедностью, отсидит и выходит уже вообще законченным уродом, а другой работает, пусть поначалу и не за много, но в конце концов выбивается и живет нормально.

Не надо от государства никакой заботы, это только развращает - надо больше свободы, чтобы государство не поддерживало бездельников, а помогало только самым незащищенным слоям общества, а остальных подталкивало к продуктивной работе хорошими условиями для развития прежде всего малого бизнеса. А у нас все наоборот.

Кстати во Франции с ее революционными традициями и стремлением к равенству народ до сих пор живет хуже, чем, скажем в UK и в Германии, где такими вещами не сильно увлекались. К чему бы это? А в Германии сейчас кризис из-за того, что экономика стала слишком "социальной". А Тэтчер в свое время справилась в кризисом в UK резко ужесточив экономические условия, убрав льготы т проч. И сейчас ее только благодарят за это.
 
 Re: Некоторые размышления о «новой морали»
Автор: Иевлев (82.138.8.---)
Дата:   давно

Про Тэтчер сущая правда - бабушка тогда загнула салазки всем, не ругал ее только ленивый, результаты ее мужественной (sic!) работы в течение 10 лет теперь пожинают все, начиная с "обобранных" трудящихся. Но, парадокс (для Кара-Мурзы тоже) - хвалить не начали.
Анекдот- нынешний премьер Блэйр нес ее, на чем свет стоит, в том числе и за введение платного обучения в Оксфорде (было 250 фунтов в год). Пришел на волне критики в власти, и..., и поднял плату до 1000 фунтов. Очень напоминает нашу ситуацию со монетизацией льгот и льготниками, которых сейчас больше, чем работающих.
Хорош у 1g пассаж:"...Гжатский уезд полгода под снегом, и у крестьянина там нет скота, чтобы зимой варить швейцарские сыры."
Гжатск - это не доезжая Смоленска. А вот почему-то гораздо севернее был скот, и делали, пусть не сыр, но масло - называлось оно "вологодское" и шло на экспорт. А вот еще пример канонический. Покойный писатель и ученый С.Залыгин (известный борец против поворота большевиками сибирских рек) в молодости (при НЭПе) был кооператором в Красноярском крае. В возрасте 23 лет (кажется в 1926г.) он руководил постройкой ледника на 200(двести) вагонов для экспорта сливочного масла в Англию (дипотношений не был, а торговые были). И это при том, что, как нас лечат,:"...крестьянский двор в среднем мог заготовить только 300 пудов сена и продуктивного скота держать не мог...". Ну, да, я совсем забыл, в Сибири же испокон века сажали сливы, чтобы сливочное масло получать
 
 Re: Некоторые размышления о «новой морали»
Автор: 1g  (---.scs-900.ru)
Дата:   давно

Господин Иевлев - историю следует изучать не по сказкам господ типа Залыгина , а на фактическом материале сурьезных исследователей , например таких как В . Милов . вот что он пишет в своей статье - Особенности исторического процесса в России - http://www.contr-tv.ru/article/econom/2003-11-21/osob - ---- В 80-х годах XVIII в. князь М.М. Щербатов впервые составил хлебный баланс России и вывел примерную величину чистого сбора на душу населения в 28 пудов. Фиксируя излишек в 4 пуда сверх нормы питания в 24 пуда на человека в год (а ведь это экспортные пуды в 1911-1915 гг.), князь заметил: «В случае хотя бы незначительного недорода должен наступить голод» [10]. События конца XIX-первой трети XX в. неоднократно подтверждали этот вывод. Таков парадоксальный итог многовекового и многострадального труда великорусского и в целом российского крестьянства.

Может возникнуть закономерный вопрос: почему за долгие столетия крестьянство не выработало более или менее эффективных методов интенсификации земледелия? Неужели элементарным удабриванием пашни нельзя было добиться хороших урожаев хотя бы в благоприятные по погоде годы?

Отвечая на подобные вопросы, необходимо хотя бы вкратце коснуться особенностей развития скотоводства в историческом ядре России, в ее Нечерноземье.

Начнем с того, что по нормам XIX в. для ежегодного удобрения парового клина нужно было иметь 6 голов крупного скота на десятину пара [11]. Поскольку стойловое содержание скота на основной территории России было необычайно долгим (198-212 суток), то, по данным XVIII-XIX вв., запас сена должен был составлять на лошадь — 160 пудов, на корову — около 108 пудов, на овцу -около 54 пудов [7, с. 388]. При пашенном наделе в 3-3.5 десятины на мужскую душу однотягловый крестьянин располагал наделом в 6-7 десятин пашни, а ежегодный пар составлял 2-2.3 десятины. Имея 12 голов крупного скота (точнее, в пересчете на крупный скот), он мог бы вносить на каждую десятину пашни один раз в три года по 24 т навоза. При благоприятной погоде именно это сулило высокие урожаи.

Однако заготовить за 20-30 суток сенокоса 1244 пуда сена для однотяглового крестьянина пустая фантазия. Выше уже говорилось, что, имея семью из четырех человек, земледелец был в состоянии обработать пашню размером в 3.75 десятины в трех полях; пар в таком случае был равен 1.25 десятины, норма скота — 7.5 головы. За 30 суток косец с помощниками мог заготовить примерно 300 пудов сена. Этого едва хватало на одну лошадь, одну корову и одну овцу, что, конечно, не обеспечивало пар «наземом», ибо на десятину пара приходилось 1.8 головы крупного скота. Но такое поголовье означало гибель хозяйства. «Средственный» крестьянин должен был иметь минимум 2 лошади, 2 коровы и 3-4 овцы, не считая свиней. Как же при 300 пудах сена прокормить скот?

Факты свидетельствуют, что крестьянская лошадь в сезон стойлового содержания получала около 75 пудов сена, корова, наравне с овцой, -38 пудов. Таким образом, вместо 13 кг в сутки лошади давали б кг, корове вместо 8 или 9 кг — 3 кг и столько же овце. А чтобы скот не сдох, его кормили соломой. При такой кормежке удобрений получалось мало, да и скот часто болел и издыхал. В итоге в лучших, в частности монастырских, хозяйствах земля удобрялась раз в 6 лет, в крестьянских хозяйствах ~ раз в 9 лет («Добрая земля назем раз путем примет — до 9 лет помнит», — гласит пословица). В XIX в. в Тульской губернии пашня удобрялась раз в 15 лет, в Орловском уезде Вятской губернии пар унавоживали раз в 12 лет, а всю землю — в 3 раза реже.

Следует иметь в виду, что воспроизводство скота в Нечерноземье в определенной мере обеспечивалось за счет южнорусских регионов, поставлявших, кроме того, мясное поголовье на рынки центра страны. Распашка плодородных степей ликвидировала этот ресурс. В начале XX в. А.В. Чаянов, характеризуя современную ему деревню, писал: «В большинстве русских губерний мы встречаемся с... наличностью кормового голода, когда абсолютно необходимое количество скота, требуемое иногда только для тяги и навозного удобрения, не может быть обеспечено кормовыми ресурсами» [12].

Общий итог данного обзора можно сформулировать так: практически на всем протяжении своей истории земледельческая Россия была социумом с минимальным совокупным прибавочным продуктом. Поэтому если бы Россия придерживалась так называемого эволюционного пути развития, она никогда не состоялась бы как великая держава. ------- Если есть желание изучить знаменитую монографию - Милов Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса.-- ее можно прочесть тут http://www.situation.ru/app/rs/lib/milov/paxar/paxar_content.htm
 
 Re: Некоторые размышления о «новой морали»
Автор: 1g  (---.scs-900.ru)
Дата:   давно

Приведу выдержки из статьи Милова ( популярная версия монографии ) -- http://www.contr-tv.ru/article/econom/2003-11-21/osob --


Версия для печати
Комментарии [ 23 ]


Проблема изучения особенностей исторического процесса в России многопланова. В данном сообщении будет уделено внимание одному из важнейших моментов, определивших специфику исторического процесса в России, становления ее общества и государственности. Речь пойдет о роли природно-климатического фактора, о которой в общем плане еще в XIX в. писал С.М. Соловьев. Моя цель — выявить механизм влияния этого фактора на развитие общества.

Констатируя господство на территории Восточной Европы преимущественно умеренного континентального климата, следует подчеркнуть, что на итоги земледельческой деятельности населения исторического ядра России в течение многих столетий губительнейшим образом влияли весенние и осенние заморозки (чего нет, в частности, в Скандинавии). В дополнение к этому нужно отметить и переменчивый характер летней погоды (то жара и засуха, то холодно-дождливое ненастье), влекущий за собой неурожаи. В более южных районах постоянной угрозой была и остается поныне жестокая засуха (за исключением, быть может, западной части Предкавказья).

Главным же и весьма неблагоприятным следствием нашего климата является короткий рабочий сезон земледельческого производства. Так называемый беспашенный период, когда в поле нельзя вести никакие работы, длится в средней полосе России семь месяцев. Побывавший в Москве в 1568-1569 гг. секретарь английского посольства Джордж Турбервилль писал: «Семь месяцев в году здесь холод так велик, что только в мае свой надел идет пахать мужик» (перевод В.С. Давиденковой-Голубевой). В южных районах эта пора немного короче (6 месяцев).

Данное обстоятельство означает, что столетиями русский крестьянин для выполнения земледельческих работ (с учетом запрета на труд по воскресеньям) располагал примерно 130 сутками в год. Из них около 30 суток уходило на сенокос. В итоге однотягловый хозяин с семьей из четырех человек имел для всех видов работ на пашне (исключая обмолот снопов) лишь около 100 суток. В расчете на десятину (около 1 га) обычного крестьянского надела это составляло 22-23 рабочих дня (а если он выполнял полевую барщину, то, например, в XVIII в. — почти вдвое меньше).

Для более четкого уяснения данной ситуации замечу, что в таких европейских странах, как Англия и Франция, «беспашенный» период охватывал всего два месяца (декабрь и январь). Известный русский агроном И.И. Комов, живший в XVIII столетии, подчеркивал: «У нас ... лето короткое бывает и вся работа в поле летом отправляется ... В южных странах Европы, например, в Англии под ярь и зимою пахать могут, а озимь осенью, в октябре, в ноябре сеять... Поэтому у нас еще больше, нежели в других местах, работою спешить должно» [I].

Налицо колоссальное различие с Западом. Возможность интенсификации земледелия и сам размер обрабатываемой пашни на Западе были неизмеримо больше, чем в России. Это и 4-6-кратная пахота, и многократное боронование, и длительные «перепарки», что позволяло обеспечить чистоту всходов от сорняков, достигать почти идеальной рыхлости почвы и т.д.

Больше того, в силу этих обстоятельств крестьянин на Западе мог вести размеренный образ жизни, успевая, помимо полевых работ, производить множество других трудовых и бытовых операций.

На Западе Европы данное обстоятельство обусловило еще на заре цивилизации интенсивный процесс трансформации общины как формы производственного сотрудничества коллектива индивидов в общину как социальную организацию мелких собственников-земледельцев. Раннее упрочение индивидуального крестьянского хозяйства стимулировало возникновение частной собственности на землю, а затем концентрацию земельной собственности и формирование слоя крупных феодальных землевладельцев. Конечным итогом подобной эволюции явилось становление своеобразного типа государственности, которому практически не были свойственны хозяйственно-экономические функции по созданию и поддержанию всеобщих условий производства либо они были сведены к минимуму. При таком варианте развития центр тяжести всегда оказывался «внизу». в крестьянском хозяйстве, в хозяйстве горожанина-ремесленника и купца. Феодальная сеньория и городская коммуна были максимально активны в реализации своих административных, социальных и социокультурных функций.

Отсюда проистекало удивительное богатство и разнообразие форм индивидуальной деятельности, бурное развитие культуры, искусства, раннее становление науки. Нет необходимости упоминать о фундаментальном основании этих процессов — быстром и широком развитии ремесла и торговли, раннем формировании капитализма.

В России складывался кардинально иной уклад жизни, больше того, иной тип государственности. Поскольку рабочий сезон в земледелии был вдвое короче, чем в основных странах Западной Европы, то о возможностях Запада не могли мечтать даже крупные землевладельцы. В середине XVIII в. только монастырское хозяйство достигло затрат труда на обработку земли, равных 39-41 человеко-дню в расчете на десятину в двух полях (яровом и озимом). Причем общие затраты труда составляли примерно 70 человеко-дней на десятину [2]. Достигалось это путем концентрации большого количества рабочих рук на сравнительно некрупных монастырских пашнях, что было не по силам большинству дворянских поместий. Благодаря этому монастыри по затратам труда в какой-то мере не уступали Западу.

Знакомство с данными по семи северным регионам Франции примерно того же времени показывает, что, в частности, в Парижском регионе в крупных хозяйствах затраты труда на десятину поля под пшеницу составляли также около 70 человеко-дней. Из них непосредственно на обработку земли уходило, как и в русских монастырях, примерно 40 человеко-дней [З].

Разница состояла в том, что во Франции работать с землей можно было в два раза дольше, чем в России, а это подразумевало и разный уровень агрикультуры, и разную интенсивность труда

......... И в новейший период своей истории, в эпоху механизации и химизации сельского хозяйства, внедрения современных агротехнологий и достижений генной инженерии, в области аграрного производства Россия остается в крайне невыгодной ситуации именно из-за краткости рабочего периода на полях. По той же причине российский крестьянин лишен свободы маневра, компенсировать которую может только мощная концентрация техники и рабочей силы, что, однако, с необходимостью ведет к удорожанию продукции.

В заключение следует подчеркнуть, что вследствие различных природно-климатических условий на западе и востоке Европы на протяжении тысяч лет одно и то же количество труда удовлетворяло не одинаковый объем естественных потребностей индивида. В Восточной Европе в силу более сурового климата совокупность базовых потребностей была существенно большей, чем на Западе, а условия их удовлетворения — гораздо менее благоприятными. Стало быть, меньшим оказывался и тот избыток труда, который мог идти на удовлетворение потребностей других индивидов, по сравнению с массой труда, необходимого для покрытия собственных потребностей.

Следовательно, объем совокупного прибавочного продукта в Восточной Европе был всегда значительно меньше, а условия для его создания существенно труднее, чем в большинстве западноевропейских стран. В значительной мере такое положение сохраняется и поныне. Это объективная закономерность, которую человечество пока не в состоянии преодолеть.

Л.В. Милов

ЗЫЫЫ - если не боишся - прочти целиком - ссылка вверху .
 
 Re: Некоторые размышления о «новой морали»
Автор: Иевлев (82.138.8.---)
Дата:   давно

А я Милова как раз читал - еще по первой Вашей ссылке. И нигде не нашел у него отрицания существования вологодского масла или продовольственного экспорта вообще. Вы почему- то выдергиваете из его труда факты, относящиеся к эпохе до отмены крепостного права, да опять все валите на климат, хотя тот же Милов пишет, что до 19 века крестьяне не имели представления о пользе навоза! Какие уж тут урожаи, ведь уровень подсечно-огневого земледелия. Орудия- соха, лошадь. Железный плуг - не в милости. Короткую эпоху подъема сельского хозяйства с 1861г. до 1930г. Милов не исследует. Его цель, как я понимаю- выявить причины появления в средние века российского уклада жизни, корни нынешней психологии. Тот же Чаянов, если Вы знаете, не просто констатировал разницу в среднегодовых температурах, а указывал пути преодоления природной немилости. А пути эти были не теми, по которым пошли большевики, и все кончилось чем? расстрелом Чаянова. Вам, последователю большевизма даже как-то и неприлично ссылаться на работы врага народа - или он не враг? ошибочка вышла? а может он в полосочку - и враг и провидец? Почему не пошли по пути, рекомендованном Чаяновым, а встали на путь ограбления союзника - трудового крестьянства? Вопросы, которые не то чтобы Милов, а сам Кара-Мурза старательно обходит.
Страницы:  1  2  3 




Карта форума - Общий форум


Архив объединенного форума
Toyota - Nissan - Mitsubishi - Honda - Mazda - Subaru - Suzuki - Isuzu - Daihatsu
1990 - 1991 - 1992 - 1993 - 1994 - 1995 - 1996 - 1997 - 1998 - 1999 - 2000 - 2001 - 2002 - 2003 - 2004 - 2005 - 2006 - 2007 - 2008 - 2009 - 2010 - 2011 - 2012 - 2013 - 2014 - 2015 - 2016 - 2017 - 2018 - 2019 - 2020 - 2021 - 2022 - 2023 - 2024