Автор: Alex D. (Omsk) [Омск] (81.1.198.---)
Дата: давно
Бесполезная прыть
И с терактами, и с техногенными катастрофами в России борются идеологически, а не технологически.
Люди, разбирающиеся в авиации, возмущаются: как же могли не закрыть для полетов аэропорт Домодедово, из которого вылетели два разбившиеся почти одновременно авиалайнера. Но в Домодедове об этом, похоже, просто даже не думали.
Представьте себе, не думали.
Между тем вероятность того, что на двух лайнерах, вылетевших из одного аэропорта в одно и то же время, произошло два независимых происшествия, все же очень мала. А в этом случае – вне зависимости от того, были ли это теракты или техногенные катастрофы – причину случившегося следует искать в аэропорту. Либо там дважды просмотрели террористов с оружием, либо дважды совершили одну и ту же технологическую ошибку. Как можно в этой ситуации не закрывать аэропорт?
Проблема в том, что и с терактами, и с техногенными катастрофами у нас борются идеологически, а не технологически.
Когда в прошлом году с интервалом в пару месяцев прогремели два взрыва электричек на железнодорожной трассе Ставрополь--Минеральные Воды, местные жители в один голос рассказывали, что "усиление" после каждого из терактов в реальности действовало от силы пару дней. Сегодняшние новостные ленты пестрят сообщениями об усилении режима охраны аэропортов в разных уголках страны, а для охраны Новосибирского аэропорта привлечен даже зачем-то ОМОН. Это все очень здорово, и можно надеяться, что еще одной катастрофы сегодня не случится. А завтра-послезавтра жизнь вернется в нормальное русло – до следующей катастрофы и очередного, вдогонку ей, усиления режима.
И так всю дорогу. После каждой катастрофы или теракта ответственные ведомства бодро рапортуют о принимаемых, но, к сожалению, не имеющих уже особого смысла мерах, выступают с громкими заявлениями о необходимости усиления мер по борьбе с терроризмом или мер технической безопасности и намекают на отсутствие достаточных финансовых средств. Параллельно же все те же чиновники внушают общественности мысль, что никакой возможности предотвратить катастрофу не было, что имело место "уникальное стечение обстоятельств".
Тот же ведомственный принцип соблюдается и при расследовании причин катастрофы.
ФСБ усиленно намекает, что падение двух самолетов не результат теракта. Наземные службы, ответственные за техническую эксплуатацию, столь же настойчиво намекают на обратное. ФСБ не выгоден теракт: получится, что они просмотрели спланированную операцию по захвату самолетов, направляющихся в том направлении, где находился президент России, и еще накануне выборов в Чечне.
Зато Федеральной службе гражданской авиации гораздо выгоднее, чтобы парное падение самолетов оказалось именно терактом, а не техногенной катастрофой. За предотвращение терактов эта служба не отвечает, а о состоянии парка самолетов или работе наземных служб аэропортов знает много такого, чего бы знать не хотела сама, не то что сообщать это другим.
Конечно, все совершенно точно выяснит Компетентная Комиссия. Она досконально изучит все факты и придет к неопровержимым заключениям. Будут сделаны выводы об усилении мер. Только комиссия эта, как всем прекрасно известно, будет состоять из представителей тех же самых ведомств, а работа ее будет иметь вид торга – чьей вины меньше.
И компетентный вывод будет не более чем красиво упакованным результатом этого торга.
И дело тут не в особой злокозненности российских чиновников и специалистов. Просто корпоративно-ведомственное государство не бывает эффективным. И стремительно превращается в механизм круговой поруки по сокрытию своей неэффективности.
В Америке всевозможные независимые расследования событий 11 сентября продолжаются до сих пор. Выходят новые и новые книги и собрания документов. В России попытки инициировать парламентское расследование захвата театрального центра на Дубровке были заблокированы депутатами по прямому указанию Кремля еще тогда, когда у "Единой России" в Думе не было конституционного большинства. А уголовное расследование провели быстро, тихо и формально. Потому что для корпоративно-бюрократического государства нет ничего отвратительнее идеи независимых и публичных расследований. Ему не нужно знать, что случилось, как и почему. Ему нужно замести следы, отчитаться и получить финансирование.
С уважением Alex D. Rusakovich
TOYOTA MARK2 Qualis, 2001, 2,2сс, Tourer Edition
TOYOTA Harrier, 1998, 2,2cc, G-Package, был...
Pajero iO, 2000, 4G93 GDI, тоже был...
| |