Автор: S N D [Новосибирск] (---.bass4.sinor.ru)
Дата: давно
Водитель, бойся пешехода
22.10.2004 10:47 | Российская Газета
Версия для печати
Даже если он будет виноват, оплачивать лечение придется тому, кто за рулем
...Дождавшись, когда наконец ползшая впереди машина запаркуется, я нажимаю на газ и... бью по тормозам. Сработал АБС или нет, не понял, но шины завизжали. Стайка девушек, не глядя по сторонам и над чем-то веселясь, не спеша переходила дорогу. Веселье, впрочем, улетучилось, и с поспешностью, с которой стайка воробьев разлетается от впрыгнувшей к ним в компанию кошки, девушки рванули на тротуар.
Одна осталась стоять перед капотом моей машины не в силах пошевелиться. Нет, я ее не задел - это просто шок. Шок и у меня. Из чуть не влетевшего мне в зад БМВ вылез водитель и значительно пополнил мой словарный запас. Впрочем, обращался он к девушке. Та, по-моему, вообще не поняла ни слова. Однако смысл уловила и освободила дорогу. Трясло меня еще долго.
Ближайший пешеходный переход был метрах в тридцати от места, где девушки ступили на дорогу. Причем переход со светофором. Что им мешало перейти, как положено? Нет ответа. И не будет.
Другой случай. Небольшая улочка. От одного светофора до другого метров сто. И тот, и другой с пешеходными переходами. Где-то посередине между ними выезд с продуктового рынка. И вот на обоих светофорах загорается зеленый, машины стартуют... и в этот момент в выезде с рынка появляется бабушка, которая буквально выпрыгивает под колеса "Оке". "Ока" закладывает не поддающийся описанию вираж и вылетает мне навстречу. Принимаю вправо, останавливаюсь. Останавливается и "Ока".
Ситуация была бы смешной, если бы не была трагична: не машина сбила бабушку, а та врезалась в бок "Оки" где-то в районе заднего колеса. И удар был серьезным. Пострадала и бабушка, и машина. В этом случае вина пешехода - бабушки - налицо. Но по закону лечение ей скорее всего будет оплачивать водитель. Есть такой казус в нашем гражданском праве. Но об этом позже.
Только за девять месяцев этого года в России произошло более 61 тысячи наездов, из них по вине пешеходов - почти 35 тысяч. Это почти 60 процентов. В некоторых регионах пешеходы виноваты в 70 процентах случаев. Почти 60 процентов из этих горе-пешеходов - люди пенсионного возраста.
- А что с ними сделаешь? - жалуется инспектор ГИБДД подмосковного Королева Евгений Воронин. - Штрафовать? У них денег никогда не бывает. 50 рублей для пенсионера - сумма ощутимая. А воспитывать уже поздно.
Мы беседуем после того, как, погрозив пальчиком, отпустили пенсионерку, задержанную за переход улицы в неположенном месте.
- Дак я к мужу торопилась. Вот и пошла.
- Но переход-то вон!
- Дак я видела, что машин нет...
- А наша?
- Дак я видела вашу, только вы ж медленно ехали, вот я и почесала... Сынок, я больше не буду...
Детский сад, штаны на лямках.
- С детства надо учить, а в таком возрасте бесполезно, - говорит Евгений. - Мы в школах раз в месяц занятия проводим. Показываем, рассказываем, чтобы еще в таком возрасте привить, но выходят дети на улицу и что видят? Что взрослым на правила наплевать.
Только по московской статистике, за девять месяцев этого года по собственной неосторожности под колеса попали 275 детей и более 50 этих ДТП произошло по вине родителей. В Московской области пострадало 411 детей-пешеходов. Сорок из них были сбиты на пешеходных переходах. Только за последние несколько дней совершены наезды на детей-пешеходов в Подольске, Шатуре, Ногинске. В двух случаях водители скрылись с места происшествия.
- Ну и куда мы идем? - спрашивает инспектор Сергей у пацана лет десяти.
- Домой.
- А светофор ты видел? Какой цвет там горел?
- Красный.
- А почему ты пошел?
- Все ходят, и я.
- Ну, пойдем, запишем.
- И что теперь ему будет? - интересуюсь я.
- Сейчас запишем, как зовут, номер школы, а на следующей неделе соберем весь класс и будем занятия проводить.
- Занятия, лекции, наглядные пособия, а действенные методы есть?
- Честно? Нет. Смотрите, штраф с пешехода, нарушившего правила дорожного движения, - 50 рублей. С водителя, не уступившего пешеходу дорогу, - 100 рублей. Заплатил и пошел дальше.
Но это в лучшем случае. А чаще еще попробуй наложи на него это административное взыскание. Во-первых, пешеход - не водитель. И такого документа, как права, у него нет. У него вообще может не оказаться ни денег, ни документов при себе. Как быть?
Рейды "По пешеходам" в Королеве проводятся раз в два дня. И повод для этого был серьезным: всего за две недели с 20 сентября по 3 октября произошло 16 наездов на пешеходов, в которых ранены 16 человек и три человека погибли. Это перекрыло среднемесячную статистику города почти в три раза. Что же такое произошло?
- Не знаю, - говорит начальник ОГИБДД Королева Анатолий Кузьмин. - Может, смена погоды, дожди или звезды так сложились, но рационального объяснения этому всплеску нет. Это, заметьте, произошло через неделю после того, как закончилась операция "Внимание, дети".
И вот инспекторы вместе с отрядами добровольной народной дружины и активистами Всероссийского общества автомобилистов вышли контролировать пешеходные переходы. Мне показалось, что пешеходы вообще плохо понимали, чего вдруг от них потребовалось инспектору ДПС. А когда понимали, пытались заверить инспектора, что переходили именно по переходу и именно на зеленый и что инспектор чего-то не рассмотрел. Приходилось привлекать свидетелей. У вас нет документов? Ну что ж, проедем в отделение для установления личности. После таких слов документы обычно находились.
Все, в том числе и пешеходы, вроде бы понимают, что нарушать правила дорожного движения опасно для жизни. И тем не менее считают, что самое страшное может случиться не с ними, а с чужим дядей. Но кирпичу все равно, на чью голову падать. Только выехали - сообщение по рации: всем постам, наезд на пешехода, черный джип, номер такой-то, уехал с места происшествия вместе с пострадавшим. Джип, правда, нашелся около больницы, куда он привез пострадавшего. У последнего переломы обоих ног, руки, ключицы, ребер. Дело было в 11 утра. Транспорта на улицах города мало.
Кто виноват в этом происшествии, пока неизвестно. Но если виноват пешеход, то водителю можно только посочувствовать. Да, я не оговорился. Такие законы в нашей стране. В случае когда виноват водитель - проехал на красный, не уступил пешеходу дорогу на "зебре", - все понятно. Но и в случае, когда виноват пешеход, ответственность тоже ложится на водителя.
Напомню историю, описанную в самом начале. Итак, бабушка сама виновата, что бросилась под колеса машины. На нее будет наложено административное взыскание в виде штрафа 50 рублей, который она оплатит через сберкассу. А вот ее лечение по нашим законам и по решению суда будет оплачивать несчастный водитель. Потому как это положено по гражданскому законодательству: он управлял транспортным средством - средством повышенной опасности. Мало того что бабушка сама пострадала, так еще ни в чем не повинного человека подставила.
Впрочем, водителям тоже надо отдать должное. Вам часто уступали дорогу на переходе? Если вы идете по тротуару и перед вами въезд во двор, то надо очень внимательно смотреть, чтобы не попасть под колеса поворачивающей в этот двор машины. Хотя, казалось бы, в правилах четко прописано: при повороте водитель должен уступить дорогу. Всем. В том числе и пешеходу. Также водитель должен уступать дорогу пешеходу на пешеходном переходе, ступившему на проезжую часть.
В Королеве мы провели такой эксперимент. Встали около нерегулируемого пешеходного перехода и наблюдали, кто из водителей первым уступит дорогу пешеходу. Вид двух инспекторов настораживал пешеходов. Ступив на проезжую часть в неположенном месте, но увидев экипаж, они возвращались обратно на тротуар и отправлялись к переходу. Водителей, впрочем, вид инспекторов не смущал. И уступать дорогу пешеходам никто не собирался.
И вот минут через пятнадцать нашего томительного ожидания к "зебре" подошла девушка с двумя детьми. Ехавшая в правом ряду "Лада" остановилась, пропуская. Девушка шагнула на дорогу, рядом с "Ладой" остановилась БМВ, но сзади к ней на опасной скорости приближалась "девятка". Дабы не получить в зад, БМВ с буксом стартует с места, чуть не сбивая мать двоих детей, следом пролетает "девятка". Мы с инспекторами в шоке.
Вежливого водителя мы догнали, и инспекторы начали одаривать его сувенирами за соблюдение правил дорожного движения. Мужик, поначалу напуганный интересом к его машине двух инспекторов и попытавшийся было объяснить, что он ни в чем не виноват, наконец разулыбался, обрадовался.
Как добиться вежливости от водителей? Поставить инспектора у каждого перехода? Инспекторов не хватит. Светофор? Тогда любой, даже маленький город задохнется в пробках. Надеяться на саморегулирование и вежливость водителей уже даже смешно. Пока на Кудринской площади в Москве не построили надземный переход, там изо дня в день наблюдалась следующая картина. Светофор, пропуская машины, не переключался по десять минут. На тротуаре накапливалось большое количество пешеходов, страждущих добраться до противоположного берега Садового кольца. И вот сначала один решался, наплевав на поток машин, пересечь дорогу, к нему присоединялся другой, и, несмотря на красный свет, пешеходы шли через проезжую часть напролом. Вот такая саморегуляция. Сейчас там появился пешеходный мост, ситуация стала легче. Но не в каждом городе найдется столько средств, чтобы у всех подобных мест построить пешеходный мост или подземный переход.
А чтоб не сильно хотелось пешеходам переходить там, где не положено, а водителям ездить по тротуарам, необходимо поставить ограждения. Как сообщили нам в московском ГИБДД, установка таких ограждений на некоторых улицах дала очень хорошие результаты. Но это тоже требует средств, и немалых. И еще средств в течение года на содержание подобного объекта. А их нет. Но жизнь-то дороже.
Хотя и подобные технические сооружения не всегда помогают. Дело было на Дмитровском шоссе напротив метро "Тимирязевская" в момент, когда транспортный поток там очень плотный. Почему старушке с тележкой приспичило переправляться над подземным переходом, ума не приложу. До середины дороги она дошла... Завизжали тормоза, и только тележка в воздух взвилась высоко-высоко, высыпая свое содержимое на ни в чем не повинный транспорт. Оставшуюся часть пути старушка пересекла с такой скоростью, что ей позавидовали бы спринтеры. А потом сидела на троллейбусной остановке и убивалась, что тележку поломали...
Инспектор Евгений в очередной раз вспомнил про мизерные штрафы. Вот было бы за непредоставление дороги пешеходу или с пешехода за нарушение правил штраф 500 рублей, тогда люди задумались бы, нарушать ли лишний раз. Любви к ГИБДД это не прибавило бы, зато нарушений стало бы в разы меньше.
Возвращаясь с работы, стою на троллейбусной остановке и думаю: неужели непомерные штрафы - это единственный способ привить законопослушность и вежливость пешеходам и водителям? В этот момент мимо проезжает "Волга" и окатывает меня из лужи с головы до ног. Очень отрезвляюще действует.
Владимир Баршеев
Российская Газета
З.Ы. Вот так да... Вот это законы. ВСЕ против водителя!
О времена, о нравы!
____________________________
Турция - 2003
Испания - 2005
| |