Автор: Москвич (---.pppoe.mtu-net.ru)
Дата: давно
Из классики:"Баллада о солдате" Григория Чухрая,сценарий Валентина Ежова.Кстати,Ратмир немного ошибся,не Левашов,а Ивашов,это так,к слову...
Фильмы моего поколения и более поздние:
А зори здесь тихие
Они сражались за Родину
Проверки на дорогах
Торпедоносцы
В бой идут одни старики
Отец солдата
Фильмы,прав Гесс, Ларисы Шепитько(жены Элема Климова),так рано ушедшей из жизни(ДТП...)
Да много ещё фильмов...
Из современных - "Звезда",несомненно."Штрафбат" видел эпизодически,увы,но понял,что вещь достойная...
Для меня тут критерий один - собственные слёзы и спазмы в горле.........
Книг много было,Василя Быкова,Юрия Бондарева,Эммануила Казакевича,Виктора Некрасова,Виктора Астафьева,нежно мною любимого,глыбищу русскую,ближе всех оставшегося у правды,реалий и горечи войны,Вечная ему Память и всем писателям-фронтовикам...
Возвращаясь к "Балладе о солдате"
Мало известно,что этот фильм,получивший две Каннские премии и номинировавшийся на Оскара за сценарий,лежал на полке ВГИКа,как дипломная работа Валентина Ежова.
Её просмотрел один западный кинокоммерсант и предложил выкупить.Наши,как всегда стали отговаривать,заявляя,что это студенческая мол работа,у нас есть лучше,но капиталист имел художественный вкус и чутьё и настоял на своём.Вот он и продвигал картину,имея все авторские права на неё и заработав на западном прокате огромные деньги.
Прислал автору сценария В.Ежову("Белое солнце пустыни") -в подарок... кроссовки,...
Рассказываю это со слов врача-психиатра,соседа по корпусу в Склифе.Его кабинет был через стенку нашей выездной бригады реанимации.Он учился заочно во ВГИКе у Ежова,мы с ним общались и он как-то попросил съездить к мастеру домой,сердечко проверить.По приезду мы поняли,что Ежов - широкой души мужик,судя по пустой почти квартире с огромным и диковинным тогда телевизором и шестёркой,которую он подарил жене и которая гнила потихоньку под подъездом.
Главная русская болезнь у него была - загулы...
Не удержусь,процитирую часть интервью В.Ежова(пусть меня простит автор ветки).Надеюсь,прочитаете с интересом:
Встреча с нынешней женой
Я с ней познакомился на банкете у Будимира Метальникова в Доме Кино. Ее многие знали, она была фотомоделью и считалась одной из самых красивых женщин Москвы. Наташа закончила МАИ, стала программистом. Для моего интеллекта такая профессия непостижима. Работала она в Институте мировой экономики у Евгения Примакова. Они планировали экономику США на 2000 год, что всегда заставляло меня над ними смеяться. Я всегда говорил "свою бы на пару лет вперед рассчитали". Позвонил ей, попросил прийти на свидание. Она рассказала подруге, Ларисе Клименко, что познакомилась со сценаристом, сказала "он меня пригласил. Говорят, что он лауреат Ленинской премии - пойдем посмотрим про этого лауреата". Пошли они в институтскую библиотеку в справочный отдел. Там можно было отыскать справку о любом человеке в мире.
Лариса говорит - "Давай начнем с Союза кинематографистов" - нашли, есть такая фамилия. Потом решили посмотреть в Справочнике Союза писателей, тоже есть такая фамилия. Посмотрели в энциклопедическом словаре - там сведений обо мне было уже побольше, сказано про все картины и премии. "Видишь, оказывается, все правильно о себе говорил,- говорит Лариса. - Может в "Who is who" посмотрим?" Наташа сказала - нет, в "Who is who" он не может быть. Но все-таки взяли справочник. Оказалось, и там моя короткая биография и все мои сценарии. Лариса посмотрела все это и сказала - "Тогда я тебе советую пойти на свидание". Наташа пришла и вскоре согласилась выйти за меня замуж, так как я был уже в разводе. Я считаю, что с Наташей, как и с режиссерами, мне тоже очень повезло, поскольку я находился тогда в периоде творческого подъема, который неизменно заканчивался веселыми загулами с друзьями. Наташа, будучи женщиной строгой и очень организованной, творческий подъем поощряла, а с загулами пришлось завязать, в меру конечно.
* * *
Я расскажу удивительную историю про "Балладу о солдате". Это было в Берлине. На берлинском фестивале показывают этот фильм, простых людей в зале немного, а в основном богатые немцы. Атмосфера такая: Аденауэр, холодная война, уж холоднее некуда. После поражения немцы не пылали особой любовью к русским. Вдруг после просмотра встает женщина, высокая пожилая немка, идет на сцену и обращается в зал с такими словами: "Вы многие меня знаете..." (Она держала торговлю на крупном овощном рынке) "Я сейчас посмотрела картину. У меня было пятеро сыновей, и все они погибли на восточном фронте. И вы не сделали картину ни про одного из моих сыночков. А русские сделали. Я всю картину проревела, потому что увидела моего сынка на войне. В зале долго молчали, потрясенные таким заявлением. Потому что восточный фронт - русский фронт - был самым страшным местом для немецких солдат. И жюри присудило нам главный приз.
Как рождается замысел
Я часто работал в соавторстве с режиссерами. Потому что когда пишешь сценарий вместе с режиссером, он думает только о том, как сделать фильм, а если отдаешь ему уже готовый сценарий, то он полгода думает, как его переделать под себя.
Но порой с соавторством происходили забавные истории. С картиной "Тридцать три" было так. Наш знаменитый режиссер Георгий Данелия решил сделать, как за границей: собрать группу соавторов. Об этом писал Витя Конецкий и сам Данелия. А у меня свой рассказ. Собрались все в Одессе - Гия Данелия, Юрий Казаков, Вася Аксенов, Витя Конецкий и я. Жили весело, развлекались. Работа не шла. Я понял, что пять взрослых человек не могут сидеть за столом и только работать. Для этого нужно, чтобы все пятеро были трезвыми. В России это невозможно. Потом все разъехались. Юра Казаков сказал: "У меня договор на перевод, что я буду тут с вами сидеть!" - и уехал. У Васи Аксенова тоже были какие-то свои дела. А Витя поспешил в Ленинград, у него мама болела. Остались мы с Гией вдвоем. А тогдашняя жена Гии, Люба Соколова, снималась в то время в Ялте. Мы сели на пароход и поплыли в Ялту. И я ему на пароходе рассказал историю, как мне рвали зуб в Болгарии.
Мы там с соавтором писали сценарий, и вдруг у меня разболелся зуб. Соавтор мне говорит: "Валка, (в Болгарии нет мягкого знака) пойдем к Митко Ангелу. Он профессор, преподает в университете". Приходим, у него как раз сидят студенты. Соавтор с ним договорился, и Митко объявляет: "Вот и счастливый случай. Перед вами больной, наш друг из России, он согласился, чтобы ему вырвали зуб. Приступим". А я не то, что согласился, а просто умоляю, чтобы поскорее избавили меня от этой муки! Махонький Митко раскладывает инструменты, говорит: "Имеем дело с сильным зубом, значит подходят щипцы номер пять". Зажимает, тянет, и ... никакого результата: щипцы соскальзывают. Студентам объясняет - "Очень крепкий зуб, попробуем еще раз". Тянет во второй раз- опять соскальзывают. "Ну, - говорит, - тогда берем другой инструмент (как у Чехова, козью ножку). Зуб ни с места. Тогда я тихо говорю "Митко, отпусти студентов. С моим зубом ты все равно не справишься" Он нахмурился. Студенты опустили головы, тихо ржут. Митко рассердился и всех выгнал.
Попробовал потянуть еще, и еще раз. Повис на моем зубе так что его коленки оказались у моих ушей. Потом взял долото и начал им по частям выбивать зуб. Я сказал - "Дай хоть сто грамм коньяка". Митко налил мензурку спирта. В конце концов, он удалил зуб. Вытер рукавом пот - " Какой у тебя сталинградскийзуб, невозможно подступиться. Первый случай в жизни, когда не могу ничего сделать... " Заморозка проходила и я попросил еще 20 грамм спирта подержать во рту. Но не удержал. Потом уже мы вместе в ресторане пили коньяк и он говорил - "Действительно, какой-то 33 зуб. У нормальных людей этого не бывает". Обретя способность улыбаться, я сказал "Спасибо за сюжет, Митко".
Мастер
Преподавать во ВГИК меня позвала Кира Парамонова, в то время она была заведующей кафедрой драматургии. Одновременно я начал преподавать и на Высших сценарных курсах. Большинство моих студентов становились потом для меня товарищами, а некоторые и близкими друзьями. Привозили сценарии, советовались, с некоторыми мы работали вместе. Так что рядом со мной было много интересных людей. Там же я познакомился с Рустамом Ибрагимбековым, которого пригласил в соавторы. Мы с Андреем Кончаловским должны были за два месяца написать сценарий "Белого солнца пустыни". Я мог все написать про Сухова, но про Восток знал мало. Мы писали с Рустамом в одной волжской деревне. И вот однажды приезжает к нам в деревню Андрей Кончаловский, весь в джинсе, в черных очках, для этой деревни просто "инопланетянин", и объявляет, что он влюбился, ему сейчас не до кино, и уезжает во Францию. И тут же уехал.
Мы, брошенные режиссером, сидели на крутом берегу Волги и тихо напевали песню про знаменитого атамана Стеньку Разина. Главным образом, слова - нас на бабу променял. Остались без режиссера и перед нами встала проблема - кто же будет снимать. Конечно, на Мосфильме, как всегда было много свободных режиссеров, которые согласны были снимать, что угодно и о чем угодно, но такие нас не устраивали.
Первым режиссером, который к нам пришел, был Юра Чулюкин, автор известных комедий. Он сказал, я прочитал ваш сценарий, это гениально! Красноармеец сопровождает гарем. Я сниму такую комедию, от которой все полягут в зале! Только надо выбросить все бои, никому они не нужны. А вот про Сухова и гарем я сниму так, что зал ляжет. Но нам сценарий был дорог тем, что даже критики долго не могли определить его жанр. В нем были и трагические эпизоды, и комедийные, и любовная история и интонации сказочной истории про солдата, который может из топора суп сварить. В общем, как сказали критики, в этом сценарии присутствуют элементы всех жанров. Мы отказались отдать сценарий хорошему комедиографу, поскольку его интересовали только элементы истории, связанные с комедией.
Потом появился знаменитый в то время Жалакявичус, который снял известный фильм "Никто не хотел умирать", и он нам сказал: "Все нормально, сценарий мне понравился. Только надо выкинуть все эти смехуйки. Это так называется?" Мы ответили - "Не совсем так. Но нам понятно". Он пояснил дальше: "Вот есть у вас прекрасная сцена, когда торчит из песка голова человека. Вот это интересно".
Мы поняли, что он снимет жесткую картину, в которой он закопает 20 голов, а по ним пустит конницу. Но такая картина нас тоже не устраивала. Ни с одним из "смехуйков" мы не могли расстаться. И нам пришлось отказать и этому великому литовскому режиссеру.
Были и еще режиссеры, в конце концов, появился Мотыль. Он тогда только снял "Женя, Женечка и Катюша" и собирался ставить "Звезду пленительного счастья". Мы подумали, он может делать и комедию и трагедию, раз хочет снять "Звезду". Мы предлагали, он трижды отказывался в надежде, что запустится со "Звездой". Для Комитета он был нежелательной фигурой, поскольку был неуправляем, как они называли таких режиссеров. Но в конце концов согласились запустить его с "Белым солнцем пустыни". Он сказал, что "вынужденно снимает эту картину, поскольку его держит за горло костлявая рука голода". С моей точки зрения картина получилась очень удачной.
Какими бы ни были сценарист и режиссер, должна быть талантливая команда, потому что кино - искусство коллективное. Прежде всего там был прекрасный оператор Эдуард Розовский. Вы сами видите, как снята картина. В успехе фильма большая заслуга Розовского. Были и хорошие художники - знаменитая художница Ленфильма Белла Маневич и известный художник Валерий Кострин. Но на первом месте в кино, как и в театре, стоит актерский ансамбль. Сделать сильную картину можно только с коллективом хороших актеров, поэтому каждый раз приходиться набирать маленький театр.
Мне в "Белом солнце пустыни" нравится все за исключением финала, который меня тогда сильно огорчил, да и сейчас всегда задевает. Дело в том, что по сценарию Абдулла погибал совсем по другому. После той сцены у бака, когда Верещагин спрашивает где Петруха, он слышит голос Сухова. Тот говорит, что Абдулла зарезал Петруху. А Верещагин очень полюбил парня, и именно после этого вступил в бой с Абдуллой, хотя до этого отказывался это делать и даже пулеметов не давал. В сценарии Абдулла пробрался на баркас с оставшимися людьми, и там завязалась перестрелка между Верещагиным и Абдуллой. Верещагин тяжело ранил Абдуллу. Тот перевалилсчя через борт и поплыл в берегу. Вылез на берег, на котором стоял Сухов, и тяжело раненый пошел к нему. Сухов спокойно смотрел на него, понимая, что он тяжело ранен. Абдулла сделал несколько шагов и замертво свалился у ног Сухова. Все жены бросились к своему настоящему хозяину, наклонились над ним и завыли. Так было написано в сценарии.
В картине же Сухов расстреливает стоящего на баке Абдуллу, всаживает в него пулю за пулей. Это не свойственно такому солдату как Сухов. Это сцена из американского боевика. Сухов стреляет тогда, когда не может не стрелять. Зачем так по-американски нужно было убивать Абдуллу? И потом Сухов мог и до этого сделать это много раз.
А самое интересное, что после освобождения Афганистана от талибов, наши власти послали в Афганистан "Белое солнце пустыни". И вы представляете этих неграмотных афганцев, которые не имеют представления о России, и они в финале увидят сцену, как русский человек с волосами цвета соломы расстреливает мусульманина. Кому нужно было такую "красоту" показывать, мне непонятно. А все остальное в картине сделано на высоком уровне.
Но вернусь к ученикам. У меня учился Валя Черных, с которым мы стали друзьями. Александр Лапшин, написавший знаменитый сериал про Клима Самгина.
Помню, как Вадим Трунин прочитал на занятии сценарий. Это был замысел "Белорусского вокзала", обсуждали. Потом подружились с ним, рыбу вместе ловили. Сережа Бодров- у меня учился. Бодров-старший. Когда я его увидел на Нике, то так же сердце сжалось, как когда-то при встрече с Сашей Касьяновым…
Света Савостьянова, моя ученица из последнего выпуска, поехала в Чечню как журналист во время первой чеченской войны и осталась работать на телевидении. Сейчас делает очень толковые репортажи из Государственной Думы. Сергей Говорухин - очень талантливый человек, снял жесткий, острый фильм про Чечню. Сам прошел все это, ногу потерял. Он возглавляет Комитет воинов, это товарищество настоящих людей. Много полезных дел делает.
Помню, как один мой приятель Мурат привел свою дочку, попросил объяснить ей, как поступить во ВГИК. Длинноногая красивая девочка, бегунья. Я сказал: "Напиши любой случай из своей жизни, я почитаю, посоветую". Она написала, хороший рассказ. Я ее отвел к Кире Парамоной, которая в тот год набирала курс. Это была Рената Литвинова. Сценаристам, молодым ребятам сейчас трудно, кинематограф только начал возвращаться к жизни. Мне с ребятами очень интересно встречаться. Я в курсе того, чем они живут, и сам узнаю столько всего о жизни, чего никогда не даст никакой сбор материала. Известно, что самое интересное в жизни - это общение с людьми.
(журнал "Персона",№ 9, 2003)
Всё интервью здесь(но,почему-то не открывается у меня,только восстанавливает Рамблер текст):
http://tarasova-anna.nm.ru/ezhov.html
*************************************************
Вот под этой последней фразой прекрасного сценариста я полностью и подписываюсь)))
Здоровья всем!
| |