Автор: Стас [Новосибирск] (---.siberbiz.ru)
Дата: давно
Я то знаю, а тебе бы не помешало изучить как компьютеры управляют движкой. Тем более если стоит фазированый впрыск.
При фазированом впрыске каждая форсунка дозирует открытие по времени, увеличивая или уменьшая время открытия форсунки, тем самым дозируется подача газа, или бензина ( для компьютера абсолютно без разница , так как форсунка или открыта или закрыта)
Дак вот в компе прошита так называемая карта топлива. По одной оси например идут обороты, по другой нажатие дроссельной заслонки. В клетке значение корекции датчика МАП , или МАФ. ( МАП - датчик абсолютного давления во впскном коллекторе , МАФ - расходомер воздуха)
Такая трёхмерная карта очень нелинейна, настраивают её на заводе.
На диностендах и при езде на полигоне. В среднем такая карта имеет 20X20 тое сть примерно 400 точек ( все компы у каждого производителя разные у кого то 400 точек у кого то 500 , или 300)
Так же существуют вспомгательные корекции, корекция и алгоритм работы при холодном старте ( компьютер например видит холодный антифриз и тоже корректирует топливо), при включении кондиционера, или при нажатии педали тормоза ( даже для АБС есть специальный алгоритм работы двигателя)и т.п. Есть также карты акселерации , и деселерации. То есть когда например топнул педаль газа, идёт кратковременное забогащение, или забеднение при бросании этой педали. Забеднение идёт вплоть до того что топливо может вообще не поступать, например как только обороты упадут ниже 1000 обортов, так сразу подача топлива возобновляется.
Так же в любом компьютере прошита карта зажигания , оси те же , как и в карте топлива , но в клетке идёт изменение угла опережения зажигания.
Угол опережения ещё завязан на датчики детонации , как только детонация увеличивается, угол опережения уменьшается.
Это сделано для того чтобы комп подстраивался под тип бензина, да и просто сберёг движку от детонации при плохом бензине. ( правда это не всегда помогает)
Кроме этого есть ещё подстройка топлива по лямбда зонду, работает она только при статичной работе двигателя, при резких эволюциях педалью газа компьютер переходит на работу по зашитым топливным картам( лямбда достаточно медленный датчик , и петля обратной связи при эволюциях разрывается , для этого карты топлива и существуют)
Я так кратенько пробежался по устройству ЕСУ движки. Просто чтоб вы понимали что всё настроено и завязано под определённое топливо , и при смене этого топлива , надо все эти параметры перенастраивать. У газа другое октановое число , фронт горения медленнй, чтоб двигатель работал так же, надо сдвигатеь угол опережения зажигания. Причём общий сдвиг зажигания работает некоректно, так как на каких то оборотах он должен быть больше на каких то меньше. На газе совсем другая карта корекции по температуре во впускном коллекторе. Соответсвтенно топливная смесь всегда тоже неоптимальна.
Чтоб всё было честно надо ставить програмируемые мозги и зашивать все вышеперечисленые параметры. Тогда при работе на газе мощность будет даже выше, так как октановое число газа выше, и можно угол опережения сделать по аггресивнецей.
И экономчность будет тоже выше. Но сами понимете , такая система очень дорогая, причём даже не столько по железу, сколько по настройке. Ведь для этого надо чтоб был диностенд , и професионал который умеет это делать. А не дядя Вася из гаража именуемого СТО по установке ГБО.
Такую работу вообщем делают при серьёзном увеличении мощности двигателя, но никак не при установке газа, так как это абсолютно небюджетно. Ведь газ ставят от бедности , и никто не выложит 4-5 килобакосов на такую систему. Она просто себя не окупит.
| |