Автор: VIgor (---.td.tnk.ru)
Дата: давно
АВТООТРАВА
Наши корреспонденты провели массовую <дегустацию> на столичных автозаправках
:Чад из выхлопной трубы, неприятные звуки в двигателе и странная
вялость вчера еще бодрого <железного коня>. Симптомы этого заболевания знает
каждый автовладелец: так бывает, когда автомобиль <отравился> некачественным
топливом. В лучшем случае вам придется сменить бензин, в худшем - разориться
на замену <движка>. Зато имя отравителя вы будете знать наверняка: это
владелец автозаправки, где вы последний раз покупали бензин.
Любой автовладелец может составить собственный <черный список>
недобросовестных автозаправок. Мы решили поставить стихийный процесс
выявления вороватых бензоколонок на строгую научную основу: <Новая газета>
совместно с Всероссийским научно-исследовательским институтом по переработке
нефти (ВНИИ НП) сделала контрольные закупки бензина на десяти столичных
автозаправках и провела лабораторное исследование полученных образцов.
Результат анализа говорит сам за себя: химический состав половины проб
топлива не соответствовал требованиям государственного стандарта.
План <внеплановой проверки> московских автозаправок был прост и
эффективен: купив на десяти произвольно выбранных бензоколонках по десять
литров <девяносто второго>, мы замерили количество топлива специальными
мерниками и отправили по 500 граммов каждого образца в лабораторию
Всероссийского научно-исследовательского института по переработке нефти.
Пробы мы расфасовали в одинаковые, помеченные номерами бутылочки из-под
минералки, поэтому в отчете ученых-нефтяников они фигурируют под безликими
номерами. После этого нам осталось только проставить в полученной таблице
названия компаний - владельцев автозаправок, и рейтинг столичных
бензоколонок был готов.
А мы едем, а мы едем за бензином:
...Специально купленные канистры заняли половину салона видавшего
виды редакционного микроавтобуса. Между упакованными в оберточную бумагу
жестянками перекатывались пустые пластиковые бутылочки из-под <Нарзана> с
наклеенными номерками. Водитель недовольно ворчал: для чистоты эксперимента
мы выбрали автозаправки в разных концах столицы, поэтому поездка предстояла
долгая.
Первую закупку сделали неподалеку от Кремля, в бензоколонке Тюменской
нефтяной компании, расположенной напротив знаменитой сталинской высотки на
Котельнической набережной. Приобрели десять литров бензина, перелили его в
канистру и потребовали точного замера. В таких случаях по закону сотрудники
заправки обязаны предоставить специальный прибор, в просторечии называемый
мерником.
- А зачем вам мерник? - хмуро поинтересовался кассир заправки,
внимательно рассматривая через толстое пуленепробиваемое окошко наши
редакционные удостоверения. Потом он вызвал по громкой связи заправщика и
почему-то охранника.
Мерник, серое сооружение из металла, был похож на исполненные в
космическом стиле песочные часы: две колбы, соединенные трубкой со смотровым
окошком и хромированной шкалой. До положенных десяти литров не хватало всего
сорока миллилитров.
- Норма, - с облегчением сказал кассир бензоколонки охраннику. -
Пусть теперь пишут:
Мерник как показатель аккуратности
На бензоколонке нефтяной компании <МТК>, что в Огородном проезде,
замерить количество купленного там бензина мы не смогли. Заправщики,
сорокалетние дядьки с усами, без лишних слов вынесли мятый бидон
раскуроченного мерника и со снисходительным любопытством принялись наблюдать
за тем, как мы пытались его наполнить. Прибор проглотил все содержимое нашей
десятилитровой канистры и не показал ровным счетом ничего. В трубке,
выходящей из его цилиндрического корпуса, отсутствовал даже намек на мерное
стекло.
- Да черт его знает, как этой штукой пользоваться, - сказал кассир
автозаправки. - Подумаешь, граммом меньше - граммом больше:
Персонал бензоколонки компании <Корус-Петролеум>, расположенной на
Волгоградском проспекте, дом 43, на нашу просьбу предоставить мерник
отреагировал без энтузиазма.
Менеджер, которого удалось выловить неподалеку от станции, выволок из
подсобки мерник и перелил в него с мрачной решимостью весь бензин из нашей
облупившейся канистры. Последнюю каплю он выдавливал минут пять, что-то
нашептывая и ворча. Со стороны казалось, что он шаманит. Затем он высказался
насчет перепадов ночной и дневной температур, долго выставлял температуру
бензина и торжественно, с некоторым облегчением объявил результат.
- Десять миллилитров перелил, - и тут же помрачнел.
Бензоколонка компании <Би-Газ-Си>, что на улице Шоссейной, 40,
напоминает сельский магазинчик в обеденный перерыв - такая она неприметная и
безлюдная. Жизнь теплится только в окошке кассы. Продемонстрировав
индивидуальный подход к покупателю, кассир сообщила нам, что она работает
здесь недавно, мерник находится у слесаря, а он сам - на другой заправке.
Замерить точность <долива> после <отстоя пены> не получилось. Правда, кассир
нас заверила, что все в порядке: <Еще никто не жаловался>.
Автозаправка компании <Татнефть>, что на улице Нижние Мневники, 45,
оказалась ближе всего к природе. Пока нам цедили бензин, заправщик с
башкирской наружностью нашел упитанный белый гриб - буквально метрах в
десяти от резервуара с горючим. Мерник здесь имелся, пользоваться им умели.
Результат - недолив в пятьдесят граммов.
Персонал бензоколонки компании <Бритиш Петролеум>, расположенной на
Шереметьевской, 62, демонстрировал ярко выраженный западный подход к
обслуживанию клиентов. На просьбу измерить бензин заправщик, протирающий
красную <Тойоту>, отреагировал положительно:
- Сейчас машину домою - и померяем.
Мерили, как положено, в три подхода. Результат стандартный: недолив в
40 миллилитров:
Автозаправка компании <Гермес-Москва>, что на улице Академика
Королева, 12а, запомнилась молчаливостью и невозмутимостью работников.
Быстро и по-деловому замерили - минус пятьдесят граммов. Успокоили: мол,
допустимая погрешность. И вернулись к своим обязанностям. Даже неинтересно.
Маленькая автозаправка компании <Гранд> (<Славнефть>) уютно
устроилась на Беговой улице. Мерник здесь оказался старым и неисправным.
Достали его из кладовки, где по соседству с ним мы обнаружили швабру,
половую тряпку, ведро, совок и несколько пластмассовых пятилитровых бутылок
из-под минеральной воды с пробами бензина. Информацию о количестве топлива
ветеран измерительного фронта выдавать отказался:
На заправке компании <ЛУКОЙЛ>, что на Рочдельской улице, нас
встретили суетливо и недоверчиво, но все наши требования выполнили с толком
и расстановкой. Мерили, правда, в один заход да еще засунули в горловину
нашей канистры длинный термометр: он показал 19 градусов. Несмотря на все
манипуляции, факт недолива присутствовал - 60 миллилитров. Зато провожать
нас вышли практически всем коллективом.
На автозаправке компании <ЮКОС>, расположенной на улице Нижние
Мневники, дом 62, мы провели добрых полчаса. Сотрудники колонки отнеслись к
нашей просьбе крайне внимательно: замерили количество топлива по всем
правилам, подробно комментируя каждый свой шаг:
- Вначале мерник нужно наполнить, чтобы его внутренняя поверхность
оказалась смоченной. И вылить - измерять количество бензина пока рано. Потом
необходимо повторить эту операцию - для того, чтобы выровнять температуру
мерника. Теперь можно мерить - результат будет точным. Правда, еще нужно
выставить температуру:
Вот только совать в канистру термометр - значит просто обманывать
народ. На весь летний период специальным приказом транспортной инспекции на
шкале мерника выставляются стандартные 20 градусов.
Нахимичили:
Перевозка пронумерованных бутылочек с бензином в <нефтяной> институт
заняла половину следующего рабочего дня. Заодно мы прослушали целую лекцию о
способах фальсификации <горючки>.
По мнению специалистов, российский бензин портит дорога. Как правило,
топливо, полученное на нефтеперерабатывающем заводе, вполне кондиционно.
Портят его продавцы, смешивая дорогие качественные сорта с дешевым
полуфабрикатом, так называемым прямогонным бензином. Подделку при этом
маскируют различными присадками. Некоторые из них - такие, к примеру, как
метилтретбутиловый эфир (МТБЭ), практически безвредны. Зато другие добавки,
как, например, обычный нафталин и соединения железа, могут привести к
непоправимой порче двигателя.
Поймать фальсификаторов с поличным трудно: определить качество
бензина без специального оборудования не может даже специалист. Собранные
нами пробы исследовали научные сотрудники лаборатории ? 433. Отчет уместился
на двух страничках стандартного машинописного текста. Результат экспертизы,
мягко говоря, не радовал. Цитируем:
<Из полученных результатов следует:
1. Образец ? 3 не соответствует требованиям ГОСТ Р 51105 по
показателю <октановое число по исследовательскому методу>.
2. В образцах бензина ? 1, 3, 5, 6, и 8 обнаружены железосодержащие
антидетонационные присадки ферроценового типа, не предусмотренные ГОСТ Р
1105...
Остальные образцы бензина соответствуют требованиям указанных выше
нормативных документов по обследованным показателям качества>.
Поясняем: самым худшим из всех представленных на исследование
образцов оказалась проба ? 3 - это бензин, проданный нам на бензоколонке
компании <Би-Газ-Си>, расположенной на Шоссейной улице, дом 40. Октановое
число этого горючего едва перевалило за 87,1 - и это при заявленных 92.
Кроме того, в топливе присутствовало железо - видимо, его, вначале
<разбодяжив>, пытались <вылечить> этой вредной для двигателя присадкой.
Вердикт экспертов был категоричен: использовать это топливо в современных
легковых автомобилях нельзя.
Образец ? 1, топливо с заправки <Бритиш Петролеум> на Шереметьевской
улице, 62, тоже носит явные признаки <палености>: в пробе присутствуют
железо и метилтретбутиловый эфир. Много железа в образце ? 5 - это горючее с
автозаправки <ЛУКОЙЛА> на улице Рочдельской, 14 - 20. Образцы ? 6 и 8,
приобретенные нами соответственно на заправке компании <ТНК> (Котельническая
набережная, дом 1) и компании <Гранд> (<Славнефть>), что на Беговой улице,
дом 2а, тоже богаты соединениями железа - использование такого топлива
неминуемо приведет к выходу из строя автомобильных свечей. Да и инжекторы
иномарок явно не рассчитаны на подобную <бодягу>.
Зато, по мнению специалистов, качество остальных образцов топлива
близко к эталону. Лучше всех оказалась проба ? 9 - бензин с автозаправки
компании <ЮКОС>, что на улице Нижние Мневники, 62. Это горючее полностью
соответствует определению <высококлассного топлива>. Неплох бензин из
образца ? 4 (компания <Корус-Петролеум>, заправка на Волгоградском
проспекте, 43) - его смело можно заливать в баки требовательных к качеству
топлива иномарок. Хорошим бензином торгует бензоколонка компании <МТК> на
Огородном проезде, заправки фирмы <Гермес-Москва> на улице Академика
Королева, 12а, и компании <Татнефть> с улицы Нижние Мневники, 45.
Как ни парадоксально, но строгие формулировки ученых практически
повторили старую житейскую мудрость: сегодня, как и двадцать лет назад,
лучшим средством от обмана служит личное знакомство с продавцом. По словам
заведующего лабораторией Всероссийского института по переработке нефти
Аксенова, лучше всего заправляться на <своей>, <пристрелянной> заправке. Да
еще неплохо поинтересоваться, что за компания ею владеет: солидные
предприятия берегут свое доброе имя, не позволяя заправщикам <бодяжить>
бензин:
http://2003.novayagazeta.ru/nomer/2003/53n/n53n-s02.shtml
| |