Автор: VladimirD (---.sibnet.ru)
Дата: давно
Конечно, у меня еще недостаточно опыта, чтобы сделать некий фак по этому вопросу. Я эксплуатирую ГБО всего 3 месяца - около 10 тысяч пробега. Могу сообщить лишь следующее:
В целом я доволен, поскольку:
1. Сейчас все работает нормально. Но по началу косяки были.
2. Экономия выходит нехилая (около 0.7 рубля за 1 км, при ценах 6р и 12р на газ и бензин соответственно)
3. Ресурс двигателя увеличивается - даже если на 50 тысяч капиталка оттянется - тоже в деньгах ощутимо. Правда если машину не собираешься долго держать - то это не имеет значение.
4. Ресурс масла и свечей увеличивается
Какие минусы:
1. Резкий разгон все равно получается на газу тупее, причем не важно, какую регулировку расхода выставить. Я пробовал поставить расход +20% от бензина (это где-то около 15л на 100км на газу, 12.5 - бензин) - не заметил никакой разницы между настрокой +10% расхода от бензина. Возможно это оттого, что у меня стоит классическое оборудование (без эл.дозатора и.т.д.). Т.е. фактически машина превращается в карбюраторную, так как нет эл.управления подачи топлива как на бензине, которая использует обратную связь с лябдой и.т.д. Но эта тупизна НЕ очень ощутима. К тому же у меня Калдина 4WD АКПП - она и на бензине не очень резво гоняет.
2. Иногда под капотам есть запашок газа. Как я понял, после того, как глушишь машину - его не сгоревшие остатки потихоньку выходят из впускного колектора через воздушный фильтр - ему там деваться некуда. И поэтому зимой может печкой в салон засосать, если стоит режим засоса воздуха с улицы (а если езить в режиме засоса воздуха с салона - стекла потеют). Но это не значит что машина превращается в газовую камеру - просто кратковременно можешь унюхать запах газа.
3. Есть мнение, что от работы на газу быстрее изнашиваются выпускные клапана. Но реальных людей, у которых бы прогорели клапана на японцах я не втречал ни в живую ни в инете. На ТАЗ-ах часто прогарают - но на них и на бензе прогарают. Может от того, что японцы очень надежны на них это не встречается. К тому же надо обязательно увеличить угол зажигания - сделать его раньше на 4-5 градусов.
Что можно посоветовать людям, решившим установить ГБО:
1. При установке ГБО самое важное значение имеет выбор грамотного установщика (коих даже в новосибе может всего несколько). Вот с этим я прокололся конкретно - от того я то и дело исправлял то один, то другой косяк. Какие косяки были допущены установщиками:
1.1. Где то был подсос воздуха в тракте его подачи в колектор - а газ этого не прощает. На бензине он может и не играть роли, а для газа подсос очень критичен. Как следствие - провалы при наборе оборотов, плавающие холостые. Они так и не смогли понять в чем дело и устранить. Устранил другой мастер.
1.2. При устновки теродоидального балона выяснилось, что поставили не штатный датчик указателя топлива - поэтому в балон входило максимум 37 литров, вместо 43 положенных - отсечка срабатывала раньше времени. Пришлось их пинать, чтобы разобрали балон и подогнули штангу поплавка - после этого вроде угадали - стало заправляться 42 литра (51 литр - 20% на расширение по нормам безопасности).
1.3. Плохо закрепили балон в нише - у него появился люфт. Подъехал к ним - засунуи какие-то мягкие шланги между ним и корпусом - люфт исчез.
1.4. Но за счет того, что изменилась плоскость расположения балона - опять стал срабатывать раньше времени датчик отсечки заправки газа - уменьшился заправляемый объем.
1.5. Опять изменили наклон балона, путем подложения под него шлангов. Заправляемый объем стал в норме - НО зато при наполовину заправленном балоне стали ощущаться страшные провалы при резком наборе скорости - я сначала в полных непонятках, а потом сообразил - опять дело в наклоне балона - теперь они перестарались и трубка засоса газа из балона стала не у дна балона - и как следствие - при резком ускорении газ как жидкость по инерции перемещается в задню часть балона и трубка засоса оголяется - газ на короткое время перестает поступать. Короче сам экспирементально настроил нужное положение балона - стало все нормально.
2. Ставить ГБО имеет смысл при большом годовом пробеге и на больших и прожорливых движках. Мне за 3 месяца 5500 уже вернулось из 12700 потраченных на устновку ГБО. И еще я заметил такую вещь - может даже не экономишь в деньгах - а просто начинаешь больше ездить за те жи деньги, так как знаешь что это гораздо дешевле. Т.е. если раньше надо тебе куда-то съездить, то ты мог поездку отложить, к примеру совместить с другой поездкой, если они обе в одну сторону. А теперь об этом не задумываешься.
3. Лучше всего самому разобраться в принципах
работы ГБО и его настройке - ничего там сильно умного нет. Чтобы из-за всяких возникающих пустяков не мотаться к установщикам.
Зимой никаких проблем не появилось при эксплуатации ГБО, если можно назвать зимой 0..-10 градусов. Прогревается все равно на бензине.
Как то раз с дуру не прогрел толком - переключился на газ - проехал 200 метров и заглох. Заводить - не заводится. Переключил принудительно на бензин - опять не заводится. Короче маслал минут 5, с перерывами. Наконец то завелась. Просто нельзя на холодную на газ переключаться - его примеси согут элементарно замерзнуть к цилиндре, да так, что и не сразу на бензине заведешься.
Еще один момент - комлектация оборудования. Можно было поставить доп.электронные примочки. Самая важная из них - блок эл.управления подачей газа - как раз то, что регулирует подачу газа совместно с эмулятором лямбды и EFI. И по идее более правильно подавать топливо - чтобы машина не жрала его лишнего и мощность не терялась. Но я не знаю, насколько эффективно все это работает. Просто за умными громкими названиями иногда прячуться нехитрые усовершенствования обычных устройств Это все я подчерпнул из авторитетной литературы (золотницкий). Например, эл.дозатор газа - почти бесполезная фенечка, мало чем отличающая от обычного вауумного дозатора. Эмулятор форсунок - тоже беспонтовая хрень, которая в лучшем случае погасит лампочку check engine для сильно умных двигателей, которые понимают обесточивание форсунок (а это происходит при переключении машины на газ) как неисправность - а некоторые считают, что он предотвращает засос бензина через форсунки - в чем я сильно сомневаюсь. Но это все из литературы и из личного здравого смысла. Может кто это использует реально и знает принцип работы меня поправит?
И почти все устновщики новосиба говорили мне одно и тоже - эти фенечки практически никто не ставит, поскольку они мало что дают. И сейчас я очень рад, что не связался с этими фенечками - поскольку их установка предполагает, что установщики как-то будут сопрягать их с EFI и его датчиками - а если они в обычном железе так косячат (где хоть можно самому если что разобраться), а прикинь если они в электронике так накосячат - потом будешь к ним как на работу каждый день ездить.
| |