Автор: толяныч (---.kts.ru)
Дата: давно
ОТ "Датсана" К "Ниссану"
< предыдущая следующая >
Один из крупнейших мировых автопроизводителей "Ниссан Мотор Ко Лтд", безусловно, принадлежит к пионерам японского автомобилестроения, если учесть, что первый полностью японский автомобиль с бензиновым двигателем появился лишь в 1907 - намного позже, чем в Европе или в США.
В 1911 году молодой инженер Хасимото Масухиро, получивший техническое образование в США, создал в Токио автомобильную компанию "Кваисинса Мотор Кар Уоркс", которая, наряду с импортом, сборкой и продажей английских авто, занялась созданием собственно японской машины. Своих денег у инженера, как водится, не хватило, пришлось привлекать чужие капиталы. Основными инвесторами молодого бизнеса стали Кенхиро Ден, Рокуро Аойама и Мейтаро Такеучи. Из первых букв их фамилий и было составлено название появившегося в 1914г. первого японского автомобиля - ДАТ. Это была маленькая машина с двухцилиндровым 10-сильным двигателем. В 1925 году и сама компания сменила название на ДАТ Моторз. Еще через год она слилась с "Ицуо Моторз", производившей трехколесные машины (помните, Даймлер-Бенц тоже начинали с "трехколесника"?). Новая компания в 1931 году представила новую усовершенствованную модель маленького автомобиля. Его решили назвать Датсан - в переводе с английского "сын ДАТа" (видимо, сказалось американское образование Хасимото). Однако вскоре машину пришлось переименовать на Датсун, поскольку слово "сан" по-японски значит "вред", "ущерб", "убыток", что конечно же не могло способствовать продвижению торговой марки на рынке Вот что значит неосторожное заимствование иностранных слов!
В 1931 году контрольный пакет акций "Датсун Моторз" приобрела сталепрокатная фирма "Тобата Кастинг Ко Лтд", хозяин которой Йошисуке Айкава активно скупал компании в других отраслях промышленности и в 1928 году создал холдинг "Ниппон Саньо" ("Японская промышленность"). На токийской фондовой бирже этот холдинг стал известен под названием "Ниссан".
Айкава считал, что японское автомобилестроение может выжить в условиях беспощадной конкуренции со стороны американской большой тройки (Ford Motors, GM, Chrysler) только за счет производства маленьких автомобилей. В 1933 году он купил завод "ДАТ Моторз" в Осаке и права на производство марки "Датсун". А в следующем году Айкава вывел автомобильное производство из холдинга и создал независимую компанию "Ниссан Моторз Ко Лтд", став, естественно, ее президентом. Айкава тоже получил образование в США, хорошо знал и ценил американский опыт автопроизводства, поэтому активно импортировал американское оборудование, конструкции двигателей, технологии, а заодно: американских инженеров и менеджеров. Эта стратегия очень скоро привела к тому, что "Ниссан" стал первой японской корпорацией, освоившей массовое производство автомобилей.
Но было бы несправедливо приписывать успех "Ниссана" только менеджерскому таланту ее президента. Немалую роль в подъеме всего японского автомобилестроения сыграло правительство Японии. В 1936 году Министерство торговли и промышленности совместно с Военным министерством "пробили" Закон о производстве автомобилей". Этот законодательный акт преследовал двоякую цель. С одной стороны он был направлен против монополизации японского авторынка американской "большой тройкой" (с 1925 по 1935 г. американцы произвели в Японии 208967 автомобилей, а японские производители лишь 12127, что составило 5,8% американского производства). Но главный смысл этого закона заключался в том, чтобы обеспечить потребности японской армии в автомобилях, поскольку после начала в 1937 году японо-китайской войны, Япония стала готовиться к широкомасштабным военным действиям. На этом политическом фоне были резко повышены импортные пошлины, а также понижен курс иены. Под таким давлением "большая тройка" была вынуждена свернуть свое производство в Японии.
| |