Автор: Кос [Ангарск] (195.46.113.---)
Дата: давно
А вот еще одна версия (ссылка http://www.d-mir.ru/journal/aic/articles/istor/print_pn~2_id~1146.aspx)
"ПРАВЫЙ И ЛЕВЫЙ РУЛЬ. ПОЧЕМУ ТАК, А НЕ ИНАЧЕ?
Почему мы не ездим по левой полосе дороги, как англичане и японцы? Почему три четверти человечества восседают за рулем слева и в большинстве стран принято правостороннее движение? Жаль, что наши предки не оставили никаких летописей на этот счет. Тогда бы мы знали точно, когда и как перешли они на правую сторону.
В настоящее время дороги, покрывающие земной шар, имеют общую протяженность более 29 миллионов километров. На одних трассах установлено левостороннее движение (8 миллионов километров), на других — правостороннее (21 миллион километров). Но почему большинство на правой стороне? Итак, к истории вопроса...
Известно, что подавляющее большинство людей — правши. Даже первобытный человек, отправляясь на неком подобии лодки прогуляться по реке, чувствовал себя намного увереннее, держась правой стороны. Ему так было легче отталкиваться от берега. Между прочим, на водных путях всего мира и до сегодняшнего дня царит правостороннее движение. Некоторые полагают, что правостороннее движение на автотрассах берет свое начало в судоходстве. Грести всегда удобнее с правой стороны, следовательно, при встрече двух суденышек, чтобы мирно разойтись, не задев друг друга веслами, каждому из них проще уклониться вправо.
Следует заметить, что легче всего правостороннее движение приживалось в тех странах, где было развито внутреннее судоходство.
Тем не менее первые путешественники должны были ходить по левой стороне дороги. Если они встречали кого-то на своем пути, то могли открыто поприветствовать его, даже пожать руку. Времена были неспокойные, а рукопожатие означало буквально следующее: “Привет! Видишь, я без оружия? У меня в руках ничего нет. Я не замышляю против тебя ничего дурного”.
Всадники тоже держались левой стороны, когда седлали коня или садились на него, что ограждало его от нечаянного ранения холодным оружием.
Боевые всадники со времен Римской империи придерживались такого правила — правая рука должна находиться в ударной позиции по отношению к встречному противнику. В Средние века европейские рыцари разъезжались левыми боками. Именно левый бок был прикрыт щитом, который в случае неожиданного нападения неприятеля мог выручить.
И даже когда стали использовать первые колесные транспортные средства, народ продолжал держаться левой стороны. Привыкли. Да и вести ослов, мулов, лошадей с нагруженными тележками правой рукой удобнее. А в непредвиденной ситуации можно было отступить на левый край дороги.
Был еще один аргумент у наших предков в пользу левостороннего движения. Когда появились конные упряжки, на которых кучера обычно восседали сверху, то возникла опасность и для прохожих. Кнут кучера-правши мог задеть пешеходов, идущих по обочине дороги. Так что конные экипажи ездили, как правило, слева.
Но и тут были свои проблемы и отклонения от правил. Движение все увеличивалось. Средства передвижения изменялись. Кто-то позволял себе иметь уже не одну лошадь в экипаже, а запрягал одновременно нескольких. Тому, кто управлял, к примеру, четырьмя лошадьми сразу, надлежало сидеть на крайней слева. Так было удобнее подхлестывать коней, чтобы они бежали резвее. А чтобы иметь лучший обзор, он ехал по правой стороне. В общем царила полная неразбериха.
Навести порядок попытался сам Наполеон. Правительство Робеспьера предписало правостороннее движение. Какое-то время распоряжение действовало, но потом все вернулось на круги своя.
Еще больший хаос в положение на дорогах внесло появление автомобилей. Между прочим, на первых машинах руль обычно находился справа — с непривычной для нас стороны. И это не зависело от того, по какой стороне дороги передвигалась машина. Конструкторы рассудили, что водитель таким образом лучше видит обгоняемое транспортное средство. К тому же шоферу безопаснее покидать автомобиль, ступая сразу на тротуар, а не на проезжую часть. К сведению, первый массовый автомобиль с левым рулем — Ford T.
И все-таки большая часть стран держалась правой стороны, хотя в Англии, Швеции, частично в Австро-Венгрии предпочитали левостороннее движение. А в Италии для отдельных городов вообще существовали разные правила. В 1938 году Франция перешла на правую сторону, через год к ней присоединились Венгрия и Чехословакия. Процесс пошел. В двадцатом столетии покинули левую сторону Италия, Югославия и Польша. Последними были шведы. Они осмелились сделать это только в 1967 году, несмотря на то что согласно опросу свыше 80 % населения были настроены отрицательно. Заметим, что дату и время предусмотрительные шведы заранее тщательно продумали. Учитывая, что обычно люди по утрам сонные, а в выходные чересчур расслабленные, следовательно, не слишком внимательные, переход на правостороннее движение осуществили в будний день в 17:00.
Вообще у этой всемирной перестройки было много курьезных последствий. Например, переход на правостороннее движение в одной из областей Канады привел к резкому падению цен на говядину. Там в качестве штрафа ввели жестокое правило. Если владелец коровы не желал двигаться в правильном направлении, то буренку отводили на убой.
А вот в Японии, славящейся своими многовековыми традициями, похоже, не скоро откажутся от левостороннего движения. Известный журналист Всеволод Овчинников, долгие годы живший и работавший в этой стране, как-то рассказал об одном интересном историческом факте. Еще в XVII веке японский император ввел правило, которое гласило: “Тот, кто движется по дороге в сторону столицы, должен придерживаться левого края дороги, а тот, кто направляется из нее, — правого”. Естественно, император смотрел на дорогу из столицы.
Сегодня страны, в которых придерживаются правостороннего движения, значительно преобладают. Мир не стоит на месте. Может быть, со временем государства, где пока ездят слева, присоединятся к большинству."
____________________________________________________________
Все будет хорошо!!!
| |