Автор: valalen (62.33.172.---)
Дата: давно
Передо мной стояла задача поменять электрические хабы на Прадо 1991 года (78 кузов) на механические с ручной блокировкой.
Сначала были куплены ручные хабы с Прадо, говорят, что подходят любые хабы от мостовых Тойот, но найти я их не смог – дефицит, с приводных Тойот не подходят это точно, так как проверено на личном опыте - шлицевая часть у них разного диаметра.
Необходимый инструмент: шестигранник нужного размера, щипцы для снятия стопорных колец, тонкая плоская отвертка, гаечные ключи, ножовка по металлу, ТОКАРЬ, ВОТОРЙ ТОКАРЬ, знакомые механики и т.д.
Если вы рассчитываете все сделать за один день, то вам нужно иметь под рукой хорошего токаря, который работает очень быстро и у него есть под рукой станки – без его помощи я данная задача не выполнима.
Итак, начнем.
Поддамкрачиваем автомобиль, снимаем передние колеса, откручиваем крышки хабов (6 болтов под шестигранник), затем снимаем стопорное кольцо со шлицевой части, откручиваем четыре гайки, которые крепят сам корпус хаба.
Снять сам корпус хаба дело не совсем простое, так как на шпильках сидят конусные шайбы, в мануале написано, что они снимаются какой-то латунной трубкой (я не знаю, что это такое и как ей пользоваться), но снять их можно следующим образом: слегка стукнуть по корпусу хаба, чтобы конусные шайбы хотя бы немного сдвинулись, затем вставив тонкую плоскую отвертку в шайбу можно ее слегка разжать и немного вытащить, затем также следующую и т.д пока вы их не вытащите совсем. Выбивать конусные шайбы корпусом хаба не рекомендую, так как вы можете сломать электрические щетки в хабе. Если щеток не жалко, то задача упрощается – энергично дергаем хаб взад-вперед и конусные шайбы, в конце концов, снимутся. У меня один хаб был рабочий и я его не стал портить в надежде потом продать.
После того как мы сняли хаб мы видим контактное кольцо, которое в свою очередь контрогаит прижимную гайку ступичного подшипника. Если есть необходимость подтянуть подшипник можете это за одно и сделать, если нет, то все оставляем, как есть.
После примерки нового хаба оказывается, что он меньшей длины чем старый электрический и чтобы его одеть нужно удалить контактное кольцо, чем я тут же и занялся. Вам этого делать не нужно – все равно потом назад все пришлось ставить.
Снял контактное кольцо (маленький шестигранник), открутил прижимную гайку ступичного подшипника и тут же понял что у меня не получиться заменить эту гайку на две обычных с двумя шайбами – самая распространенная конструкция у тойоты. Дело вот в чем: из-за подводящих контактов та резьба, на которую накручивается стопорная гайка, короткая и если поставить шайбу, а потом прижать ее гайкой, то подшипник просто не прижимается – вот чем отличается ступица у Прадо с ручной блокировкой от ступицы с автоматической блокировкой. Короче, пришлось все ставить на местно, но зато я шлифанул старую прижимную гайку (следы от подшипника) и мне механики динамометричсским ключем обжали ступичный подшипник. В-общем я все вернул на место.
Было принято решение выточить промежуточную шайбу из сломанного хаба, после тщательных замеров оказалось, что эта «прокладка» должна быть 15 миллиметров толщиной. Отдали токарю – он отпилил. Также попросили его сделать вторую такую же по образу и подобию первой. Он ее сделал, вот только «дырки» сверлить в ней отказался, сославшись на дефицит времени, типа сам просверлишь.
Вот тут то и началось, просверлить 8 дырок оказалось не так то просто, не буду рассказывать, как это происходило, но результат был следующий: из 8 отверстий в сторону ушли как минимум 3. Пришлось идти напрягать токаря на новую «прокладку» и умолять просверлить отверстия на станке. Можно было бы конечно отрезать шайбу от второго хаба, но мне его просто жалко стало – он же рабочий и если его продать, то можно и с токарем расплатиться и еще на пиво останется.
Кое-как уговорил токаря – и пока он занимался свом делом, я занимался своим…
Первое что нужно сделать это выкрутить четыре шпильки из каждой ступицы. Откручиваются они очень просто если есть шпильковерт, если нет, то берете две гайки на 8 мм, накручиваете на шпильку, контрогаете их и потом выкручиваете шпильку.
Выкрутили все шпильки и быстро идем к другому токарю (первый то занят сверлением «дырок») и просим удлинить резьбу на одной (пока на одной) с той стороны на которую будут накручиваться гайки. После того как токарь это выполнит, можно конечно и самому это сделать, при наличии лерки, но это связано с проблемами, так что лучше отдать токарю.
Шпилька с удлиненной резьбой вкручивается назад в ступицу, затем одеваете хаб, вставляете в него конусную шайбу и оставляя зазор 15 мм меду ступицой и хабом (там у вас будет стоять шайба) замеряете длину шпильки, с учетом того что на нее будет накручиваться гайка.
У вас получится, что каждую шпильку нужно обрезать примерно на 5-8 мм (это примерные данные, лучше измерьте сами) и на каждую необходимо донарезать резбы. Берете все шпильки и бежите к третьему токарю, так как первые два от вас уже просто шарахаются.
У меня, к сожалению, третьего такаря не было и мне пришлось самому нарезать резьбу и отпиливать шпильки. Резьбу нарезать еще задача так себе, а вот укоротить шпильки это задача не для слабонервных :)) Новое полотно ножовки стирается практически полностью, после того как вы успели распилить шпильку хотя бы на половину. Поэтому, лучше уговорите токаря это сделать, так как все равно к нему придется идти еще раз.
Получается, что у вас есть все по 4 шпильки на каждую сторону, а нужно 6. Опять идете на поклон к токарю, он вас вежливо посылает с тем, что у него нет нужной стали, а делать из «сыромятины» толку нет, так как там будет большие усилия и их просто свернет. Ну ничего, для нас нет невыполнимых задач. Я пошел искать счастье к механикам, они люди попроще, чем токари из своих запасов мне было выделено 4 болта на 12 мм из такой стали что о-го-го. Токарь когда их увидел пытался что-то бормотать про то что эта через чур крепкая сталь и он все лерки испортит, но видать у меня было такое выражение лица что он просто был не в силах мне отказать.
Бредем быстрым шагом к машине и вкручиваем в каждую ступицу четыре готовых шпильки, обратите внимание, что шпильки вкручиваются не в те отверстия, из которых они выкручивались, а в соседние, то есть в те в которые раньше вкручивались длинные 6 болтов под шестигранник.
После еще пары походов к токарю, для того чтобы окончательно ему надоесть и спросить «когда?», он вам выдает четыре готовых новых шпильки. Вы счастливы, но еще больше счастлив токарь, так как он надеется, что вы от него отстанете, наконец…
Вкручиваем недостающие шпильки и сидим ждем, когда первый токарь вернет вам две шайбы, одну отпиленную от хаба и вторую самодельную, в которой он уже второй час пытается ровно «дырки просверлить». Отпиленная у него находится для образца.
За это время пока вы ждете можно оттереть ступицу от грязи и обезжирить места постановки будущих прокладок.
После того как токарь все-таки изготовит вам шайбы, можно приступать к сборке. Проверяем, одевается ли выточенная «прокладка-шайба» и не скосил ли где-нибудь токарь отверстие, если все окей то можно считать что самое страшное позади, осталось только собрать и проверить работоспособность. Если же шайба не одевается, опять идем к токарю…
Я посадил шайбу на тонкий слой герметика, так на всякий случай, для того чтобы полностью исключить попадание воды или грязи, а еще из-за того, что старые прокладки у меня порвались, а когда покупал ручные хабы, то забыл проверить наличие прокладок и естественно мне их не дали, так что сам хаб тоже садим на тонкий слой герметика.
Все дальше писать уже нечего, так как все остальное очень просто и банально – у вас все готово для сборки, так что осталось только одеть хаб, прикрутить его, не забыв про конусные шайбы, затем одеть крышку хаба и тоже не забыв ее хорошо закрутить.
Как можно проверить работает хаб или нет.
Ставим хаб в положение FREE. Крутим ступицу и наблюдаем за поведением кардана переднего моста – он должен стоять на месте. В положение LOCK он должен вращаться. Так же проверяем и вторую ступицу.
Вот и все, буду рад если кому-нибудь это пригодится.
PS: главное потом не забыть отблагодарить токарей учавствовавших в этой операции, так как люди они хорошие, а отмазывались от меня просто из-за нехватки времени. Чувсвую, что придется еще раз к ним обращаться так как на моем Прадике рпзбило шпильки крепления водительской двери – придется им вытачивать новые :)))
PSS: вся описанная выше процедура проводилась в гараже и цехах фирмы в которой я работаю, поэтому все было успешно закончено за один день.
| |