Автор: 1g (---.scs-900.ru)
Дата: давно
http://kozhinov.voskres.ru/hist/10-1.htm В сочинении же “Преданная революция” Троцкий явно ставил перед собой задачу понять ход самой истории, а не личные сталинские “козни”:
“Достаточно известно, — совершенно верно писал он, — что каждая революция до сих пор вызывала после себя реакцию или даже контрреволюцию, которая, правда, никогда не отбрасывала нацию полностью назад, к исходному пункту... Жертвой первой же реакционной волны являлись, по общему правилу, пионеры, инициаторы, зачинщики, которые стояли во главе масс в наступательный период революции... Аксиоматическое утверждение советской литературы, будто законы буржуазных революций “неприменимы” к пролетарской, лишено всякого научного содержания” 10 .
И далее Троцкий конкретизировал понятия “реакция” и “контрреволюция” непосредственно на “материале” жизни СССР в середине 1936 года: “...вчерашние классовые враги успешно ассимилируются советским обществом... — писал он. — Ввиду успешного проведения коллективизации “дети кулаков не должны отвечать за своих отцов”...”. Мало того: “...теперь и кулак вряд ли верит в возможность возврата его прежнего эксплуататорского положения на селе. Недаром же правительство приступило к отмене ограничений (это началось в 1935 году. — В.К. ), связанных с социальным происхождением!” — восклицал в сердцах Троцкий (там же, с. 94,95).
Ныне об этой стороне дела уже мало кто знает, а между тем “ограничения” были чрезвычайно значительными. Так, например, в высшие учебные заведения принимались почти исключительно “представители пролетариата и беднейшего крестьянства”. Выразителен в этом отношении написанный в октябре 1923 года “отчет” профессора Факультета общественных наук (ФОН) Московского университета В.Я.Брюсова — знаменитейшего тогда поэта, ставшего в 1920 году большевиком. В отчете речь шла, в частности, о “чистке” студенческого состава: “...принимался во внимание и момент социальный... результат чистки оказался в общем удачным. Надо признать, что в прошлом, 1922— 1923-м, академическом году состав студенчества ФОНа оставлял многого желать... В текущем году это значительно изменилось. Что касается 1-го курса, то в текущем году состав его должен оказаться совершенно иным, так как принимались почти исключительно окончившие рабфаки”” (то есть подготовительные “рабочие факультеты”).
Отказ от такого рода “ограничений” возмущал Троцкого, — хотя сам-то он вырос в весьма богатой семье... Резко писал он и о другом “новшестве” середины 1930-х годов: “По размаху неравенства в оплате труда СССР не только догнал, но и далеко перегнал (это, конечно, сильное преувеличение. — В. К.) капиталистические страны!.. трактористы, комбайнеры и пр., т.е. уже заведомая аристократия, имеют собственных коров и свиней... государство оказалось вынуждено пойти на очень большие уступки собственническим и индивидуалистический тенденциям деревни...” и т.д. (с. 106, 107,109,110). С негодованием писал Троцкий и о стремлении возродить в СССР семью: “Революция сделала героическую попытку разрушить так называемый “семейный очаг”, т.е. архаическое , затхлое и косное учреждение... Место семьи... должна была, по замыслу, занять законченная система общественного ухода и обслуживания”, -- то есть “действительное освобождение от тысячелетних оков. Доколе эта задача не решена, 40 миллионов советских семей остаются гнездами средневековья... Именно поэтому последовательные изменения постановки вопроса о семье в СССР наилучше характеризуют действительную природу советского общества... Назад к семейному очагу!.. Торжественная реабилитация семьи, происходящая одновременно — какое провиденциальное совпадение! -- с реабилитацией рубля (имеется в виду денежная реформа 1935—1936 гг. — В.К.)... Трудно измерить глазом размах отступления!.. Азбука коммунизма объявлена “левацким загибом”. Тупые и черствые предрассудки малокультурного мещанства возрождены под именем новой морали” (с.121, 122,127).
И другая сторона этой проблемы: “Когда жива была еще надежда сосредоточить воспитание новых поколений в руках государства, — продолжал Троцкий, — власть не только не заботилась о поддержании авторитета “старших”, в частности, отца с матерью, но наоборот, стремилась как можно больше отделить детей от семьи, чтобы оградить их от традиций косного быта. Еще совсем недавно, в течение первой пятилетки (то есть в 1929—1933 годах. — В.К. ), школа и комсомол широко пользовались детьми для разоблачения, устыжения, вообще “перевоспитания” пьянствующего отца или религиозной матери... этот метод означал потрясение родительского авторитета в самых его основах. Ныне и в этой немаловажной области произошел крутой поворот: наряду с седьмой (о грехе прелюбодеяния. — В.К.) пятая (о почитании отца и матери. — В.К.) заповедь полностью восстановлена в правах, правда, еще без бога... Забота об авторитете старших повела уже, впрочем, к изменению политики в отношении религии... Ныне штурм небес, как и штурм семьи, приостановлен... По отношению к религии устанавливается постепенно режим иронического нейтралитета. Но это только первый этап...” (с. 128—129).
Наконец, возмущался Троцкий, “советское правительство... восстанавливает казачество (выделено самим Троцким. — В.К.), единственное милиционное формирование царской армии (имелось в виду постановление ЦИК СССР от 20 апреля 1936 года. — В. К.)... восстановление казачьих лампасов и чубов есть, несомненно, одно из самых ярких выражений Термидора 12 ! Еще более оглушительный удар нанесен принципам Октябрьской революции декретом (от 22 сентября 1935 года. — В. К. ), восстанавливающим офицерский корпус во всем его буржуазном великолепии... Достойно вниманья, что реформаторы не сочли нужным изобрести для восстановляемых чинов свежие названья (в сентябре 1935 года были возвращены отмененные в 1917-м звания “лейтенант”, “капитан”, “майор”, “полковник”. — В.К.)... В то же время они обнаружили свою ахиллесову пяту, не осмелившись восстановить звание генерала” (с. 182,185). Впрочем, Троцкий, который был убит 20 августа 1940 года, успел убедиться в последовательности “реформаторов”:
7 мая 1940-го и генеральские звания были возрождены...
| |