Автор: Primera (---.matrix.farlep.net)
Дата: давно
ВСЕ! Нашел и причину стука и ликвидировал.
Напомню характер стука. Когда машина холодная (не важно, мороз или плюс) раздается глухой стук с очень низкой частотой, с частотой работы одного цилиндра. Этот стук особенно отчетливо слышится при 1000 - 1300 об/мин. Даже кажется, что он не металлический, во всяком случае сильно отличается от звонкого и частого металлического стука гидрокомпенсаторов и/или клапанов. По мере прогрева двигателя стук становится тише и почти (почти !) не слышен, но на 1200 - 1300 об/мин. прослушивается. С момента, когда я этот стук обнаружил проехал 4300 км. Он прогрессировал и очень сильно напрягал. . Утром на стоянке завел как-то раз машину, охранник сказал: "О, как хорошо дизелек работает!".
Оказалось, стучал распредвал. На моем движке их два, стучал один - выпускной. Может быть, если бы болтался и второй, частота стука была бы в два раза больше, ... а может и нет, не знаю.
Выдержка из "умной" книжки:
"Стук распределительного вала глухой и появляется из-за износа подшипников распредвала, причинами которого могут быть: не качественное масло, наличие механических примесей или воды в масле, недостаточное количество масла, подаваемое на подшипники, работа двигателя без масла, царапины, недостаточная шероховатость или овальность шеек ( что иногда также встречается ).
О том, что распредвал застучал узнают по глухому стуку при запуске холодного двигателя, который пропадает после начала поступления масла на подшипники ( примерно 1-2 секунды ). На таком двигателе можно ещё смело проехать до 50000 км, если только клапана без гидрокомпенсаторов, т.к. при стуке распредвал совершает перемещения ( хоть и очень небольшие ) вверх-вниз. Когда вал переместится вверх образуется зазор между окружностью кулачка ( при закрытом клапане ) и толкателем, и гидрокомпенсатор "выберет" этот зазор, а когда вал займёт нижнее положение, он приоткроет клапан ( ведь зазора больше нет ), отсюда падение компрессии и, как следствие, падение мощности, увеличение расхода топлива, ухудшение пусковых качеств двигателя, отложение нагара на седле клапана, перегрев клапана и, возможно его прогарание.
По мере износа стук будет уже не только при запуске холодного двигателя, но и при запуске тёплого двигателя, а так же, при работе непрогретого двигателя. Частота стука распредвала в два раза меньше частоты стука коленвала."
Как я все делал:
1. Снял клапанную крышку и открутил маслянный сепаратор.
2. Установил коленал по метке ВМТ.
3. Взялся за звездочку распредвала и пошатал вверх-вниз.
4. Выпускной распредвал болтается - это видно по выходящему из первого подшипника маслу. Впускной распредвал без люфта.
5. Покрасил звенья цепи, которые находились напротив меток на звездочках. КОЛЕНВАЛ НА МЕТКЕ, НЕ ВРАЩАТЬ.
6. Открутил и снял звездочку с выпускного распредвала, аккуратно снял с нее цепь и подвязал медной проволокой, чтобы цепь не соскочила со звездочки коленвала.
7. Снял масловод (по нему поступает масло на кулачки распредвала.
8. Открутил верхние кронштейны подшипников распредвала (5 шт.), предварительно их пометив.
9. Снял распредвал. Визуально: на шейках распредвала - царапины, особенно изношена первая шейка - та, что ближе к приводной звездочке. На нижних половинках подшипников тоже виден износ, а на второй и четвертой постели даже есть задиры. Такое ощущение, что мотор крутился без масла или был перегрет. По-хорошему надо поменять конечно голову вместе с распедвалами. Это ПЕРВЫЙ, хоть и не очень приятный вывод. Но что-то же сейчас надо делать, машина же едет; раз уж разобрал, надо попытаться хотя бы убрать стук.
10. Для того, чтобы можно было рукой вращать распредвал, снял клапанные коромысла, предварительно их пометив.
11. Положил распредвал на место, прикрутил кронштейн первого подшипника. Пошатал распредвал, вправо-влево люфта почти нет, вверх-вниз люфт обалденный, проверил индикатором - около 0,3 мм (по мануалу макс. допустимый зазор 0,12 мм). Ну что же, решил посадить верхний кронштейн ниже. Положил мелкую ("нулевку") шкурку на стекло, намочил ее и, слегка прижимая к ней нижнюю поверхность кронштейна, стал снимать "лишнее". Несколько движений - кронштейн на место, вращая распредвал и шатая его вверх-вниз проверял зазор. И так до тех пор, пока зазор не стал минимальным. Зазор обязательно должен остаться, чтобы по мере нагрева и расширения "разных" металлов (сталь + аллюминий) распредвал не заклинил во время работы двигателя.
12. То же самое проделал с остальными кронштейнами. Выработка уменьшалась по мере отдаления от зведочки. На первом подшипнике - максимальная выработка, на последнем, пятом, выработки не было.
13. Затем я проверил впускной распредвал. Там все было тип-топ, даже странно. Не могу понять, почему один распредвал сильно выработался, а второй живой? Масло в подшипники поступает, т. к. все постели и шейки распредвала в масле. Может быть по мере увеличения зазора уменьшалось давление масла в подшипниках и в результате маслянного голодания выработка прогрессировала. ВЫВОД №2: чем раньше этот стук обнаружится и ликвидируется, тем дольше прослужит мотор.
14. Все собрал на место, завел машину - стука нет. На днях проверю давление масла - теоретически должно увеличиться.
Буду пока ездить, срочно заменю масло на более вязкое, сейчас 10W40, залью 15W40. Все. что будет происходить с мотором выложу на форум.
Надеюсь, кому-то моя информация поможет.
С уважением, Дима.
| |